Мамин-Сибиряк

84

(псевдоним Дмитрия Наркисовича Мамина) [1852—1912] — беллетрист. Род. В семье священника на Висимо-Шайтанском заводе (Урал). Окончил Пермскую семинарию в 1871, поступил в Сибирскую медико-хирургическую академию. В 1876 перешел на юридический факультет университета в СПб, но курса там не окончил. Занялся репортажем. Мелкие рассказы М.-С. Появились в печати в 1872. Первые значительные произведения относятся к несколько более позднему времени — "Бойцы". [1883], "Приваловские миллионы". [1884]. Печатался М.-С. Гл. Обр. В "Деле", "Отечественных записках", в "Русском богатстве". И "Русской мысли".Творчество М.-С. В основной своей части посвящено изображению уральского промышленного капитализма.

Выступив в литературе в годы хищнического накопления и связанного с ним спекулятивного ажиотажа, М.-С. Воспринимает капитализм как закономерное явление русской действительности, но относится к нему резко враждебно. "В произведениях М.-С. Рельефно выступает особый быт Урала, близкий дореформенному, с бесправием, темнотой и приниженностью привязанного к заводам населения, с "добросовестным ребяческим развратом господ", с отсутствием того среднего слоя людей (разночинцев, интеллигенции), который так характерен для капиталистического развития всех стран, не исключая и России". (Ленин). В его романах — бесконечная галерея деятелей уральской промышленности. Крепкие, устойчивые предприниматели дореформенного склада сталкиваются здесь с жесткими дельцами уже современной капиталистической формации, за ними толпятся мелкие плуты и хищники-адвокаты, покрывающие хищничество своих клиентов, делающие себе карьеру на эксплуатации рабочего класса инженеры и пр.Внедрение новых капиталистических отношений в Заполье, новых форм эксплуатации его богатств ("Хлеб", 1895) ведет к гибели всего края, а увлечение наживой ("Галактион") превращает людей в чудовищ, погибающих вместе со своими деньгами.

Деньги несут физическое и нравственное вырождение ("Последние огоньки"). Омерзительно глупая и дикая буржуазия ("Торное гнездо") беспощадно эксплуатирует крестьян-бурлаков ("Бойцы"), хозяйство крестьян ("Три конца"), наносит сокрушительные удары семейной морали ("Дикое счастье"), доводит интеллигенцию до последней степени алчности и падения ("На улице"). В первом периоде творчества М.-С. Занимают народнические проблемы — борьба с капитализмом ("Приваловские миллионы") и преклонение перед народной силой ("Бойцы"). Но он вскоре убеждается в безнадежности этих идей. Так рушатся социальные утопии Привалова, крупнейшего заводчика-идеалиста.

Его попытки спасти крестьянскую патриархальную общину от разлагающего влияния капиталистического процесса бессильны противостоять беспощадному развитию последнего. Это признает сам М.-С. "Повсюду обломки, и из-под них слышатся стоны пришибленных и раздавленных людей или ликующие возгласы тех, кто успел уже нажиться и приспособиться".М.-С. Не ищет идеалов, поднимающихся над окружающей действительностью. Больше того — идеалов не должно быть. "Идешь туда, а глядишь, пришел совсем в другое место, хочешь принести человеку пользу, а получается вред". Увлеченный дарвинизмом, он признает борьбу единственным принципом в жизни. "Происходит пожирание одних людей другими, и в этом концерте пожирания друг друга творится тайна жизни".

("В худых душах"). Эта бесперспективная философия городского мещанства лучше всего выражена в автобиографич. Романе Мамина-Сибиряка "Черты из жизни Пепко". [1894]. Только прежние патриархальные отношения городского мещанства обвеяны симпатией романиста. Оттуда он черпает образы, хранящие идеалы семейного начала и мудрой справедливости — старик Бахарев ("Приваловские миллионы"), Савоська ("Бойцы"). Даже те из них. Кто является грозой для подчиненных, не только наказывают их, но и милуют (Лука Назарыч — "Три конца"). Люди же новые смотрят на человека, как на машину, и не видят его души (Голиковский). Лучшие женские типы (Наденька, Устинька) выведены также из мещанства и противопоставлены женщинам-хищницам (Сусанна — "Приваловские миллионы".

И др.).Жизнь представлялась М.-С. Постоянной хаотической свалкой различных сил. Он не знал будущего, не верил в изменение социальных отношений. Он видел только тяжелую поступь капитализма, слышал его удары по родным и привычным ему формам жизни. Отсутствие ясно осознанной устремленности сказалось отчасти и в композиционной рыхлости, бесформенности, чрезмерной нагроможденности произведений Мамина-Сибиряка, в его постоянном тяготении к описаниям, картинам этнографического характера. Его произведения сложны по фактическому содержанию, изобилуют большим количеством эпизодических лиц, связанных с основным замыслом одной какой-нибудь чертой. Поэтому излюбленным жанром М.-С. Является роман-хроника, с широкой и сложной композицией и красочным языковым рисунком.Пропитанный мелкобуржуазным либерализмом.

М.-С. Отобразил развитие русской буржуазии от "темного царства". Островского к просвещенному буржуа-дельцу, изображавшемуся кроме Мамина-Сибиряка в произведениях Амфитеатрова (см.), Боборыкина (см.) и др.М.-С. Явился в 80-х гг. Одним из видных представителей тою русского натурализма, который создавался под сильным воздействием Эмиля Золя. — "Мною была задумана целая серия романов на манер "Ругонов". Золя", писал он в "Чертах из жизни Пепко". Хотя в отличие от "Ругон-Маккаров". Строгой связи и последовательности между произведениями М.-С. Не получалось, но крупнейшие романы его — "Горное гнездо", "На улице", "Три конца", "Золото", "Дикое счастье", "Хлеб", "Приваловские миллионы".

И др. — представляют собой развитие картины победоносного разрушающего шествия русского капитализма.Библиография. I. Полное собрание сочин., изд. А. Ф. Маркс, П., 1915—1917 (прилож. К журн. "Нива"). Собр. Сочин., 4 тт., Гиз, М. — Л., 1927—1928 (т. I. Приваловские миллионы. Т. II. Золото. Т. III. Хлеб. Т. IV. Черты из жизни Пепко). II. Альбов В., Капиталистический процесс в изображении Мамина-Сибиряка, "Мир божий", 1900, I — II. Аничков Е. Д., Мамин-Сибиряк, "Мирбожий", 1905, X. Скабичевский, Сочинения, т. II, издание 3-е, 1913. Колтоновская Е., В стороне от главного русла. Д. Мамин-Сибиряк, "Вестник Европы", 1913, II. Быков П. В., Д. Н. Мамин-Сибиряк. Критико-биографический очерк. Полное собрание сочин. Мамина-Сибиряка, изд. "Нивы", т.

I. Неведомский М., Д. Н. Мамин-Сибиряк, "История русской литературы XIX в.", под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. V, изд. Т-ва "Мир", М., 1917. Соловьев Евг., Очерки из истории русской литературы XIX в., изд. 4-е, М., 1923. Богословский П. С., Памяти писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка (К вопросу об изучении его творчества), "Научно-педагогический вестник", 1923, I.III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. Включительно, ч. 2, СПб, 1902. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1924.С. Р. И П. Щ. {Лит. Энц.}.

Значения в других словарях
Мамин-Сибиряк

(псевдоним. Настоящая фамилия Мамин) Дмитрий Наркисович [25.10(6.11).1852, Висимо-Шайтанский завод, ныне Висим Свердловской области, — 2(15).11.1912, Петербург], русский писатель. Родился в семье священника. Учился в Пермской духовной семинарии (1868—1872). В 1872 поступил на ветеринарный факультет Петербургской медико-хирургической академии. Не окончив её, перешёл на юридический факультет Петербургского университета. В 1877 был вынужден из-за материальной необеспеченности оставить университет и..

Мамин-сибиряк

МАМИН-СИБИРЯК (настоящая фамилия Мамин) Дмитрий Наркисович (1852-1912), русский писатель. Романы "Приваловские миллионы" (1883), "Горное гнездо" (1884), "Золото" (1892) изображают горнозаводскую жизнь Урала и Сибири 2-й половины 19 в.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Мамин-Сибиряк

МАМИН-СИБИРЯК (псевдоним Дмитрия Наркисовича Мамина) (1852-1912) - беллетрист. Р. В семье священника на Висимо-Шайтанском заводе (Урал). Окончил Пермскую семинарию в 1871, поступил в Сибирскую медико-хирургическую академию. В 1876 перешел на юридический факультет университета в СПБ, но курса там не окончил. Занялся репортажем. Мелкие рассказы М.-С. Появились в печати в 1872. Первые значительные произведения относятся к несколько более позднему времени - «Бойцы» (1883), «Приваловские миллионы» (..

Мамин, Юрий Борисович

Кинорежиссер. Родился 8 мая 1945 г. Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии и Высшие режиссерские курсы. Работал на эстраде, вел студенческий коллектив ЛИИЖТа. Профессию режиссера кино осваивал на "Ленфильме". Был ассистентом, потом работал вторым режиссером. Стал известен широкому зрителю благодаря фильму "Праздник Нептуна". Многочисленные награды и призы получила следующая работа — комедия "Фонтан". (1988). Снял комедию "Ба..

Мамин, Яков Васильевич

[15 (27) ноября 1873 — 6 авг. 1955] — сов. Изобретатель в области двигателей внутреннего сгорания, один из первых рус. Тракторостроителей. С 1885 работал в мастерской Ф. А. Блинова (см.) в Балакове. В 1893—95 М. Построил самоходную тележку с двигателем внутреннего сгорания — прообраз современного колесного трактора. В период 1899—1908 им был построен двигатель с насосным (бескомпрессорным) распыливанием топлива и с воспламенением топлива от сжатия. С 1913 на з-де в г. Балакове М. Начал выпуск тр..

Мамин-Сибиряк, Дм. Наркисович

Изв. Беллетр., р. 1852 в семье свящ., в Высимо-Шайтанск. Заводе, на Урале, † 2 н. 1912.{Венгеров}. ..

Мамин-Сибиряк, Дмитрий Наркисович

(псевд. Дмитрия Наркисовича Мамина) (1852-1912).Рус. Прозаик, более известный реалистическими романами о жизни Урала и Сибири в период становления там капиталистических отношений. Род. В Висино-Шайтанском заводе Верхотурского у. Пермской губ. С 1877 г. Жил на Урале, в 1891 г. Обосновался в СПБ.Единственное произв. М., имеющее отношение к истории утопий, - вызвавший полемику в прессе роман "Без названия". (1894. 1902), написанный под влиянием романа Н.Чернышевского "Что делать?"..

Дополнительный поиск Мамин-Сибиряк Мамин-Сибиряк

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мамин-Сибиряк" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мамин-Сибиряк, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 13 символа