Франкфуртская школа

80

направление в немецкой философии и социологии 20 в., которое сложилось в 30—40-х гг. Вокруг возглавлявшегося с 1931 М. Хоркхаймером института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. В 1934—39, после эмиграции из Германии Хоркхаймера и большинства его сотрудников в связи с приходом к власти нацистов, — в Женеве и Париже (при Высшей нормальной школе), с 1939 — в США при Колумбийском университете, с 1949 в ФРГ — во Франкфурте-на-Майне (после возвращения Хоркхаймера, Адорно и др.). Главные представители — Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас. Основной орган — журнал «Zeitschrift für Sozialforschung». В развитой в 1930-е гг. Философско-социологической «критической теории общества» (Хоркхаймер, Маркузе) Ф.

Ш. Пыталась сочетать элементы критического подхода К. Маркса к буржуазной культуре с гегельянскими и фрейдистскими идеями. Восходящее к М. Веберу понятие «рационализации» трансформируется в одно из центральных понятий философии культуры Ф. Ш. Анализ внутренних противоречий «просвещения», отождествляемого с рациональным овладением природой вообще, становится ключом к пониманию культуры и общества нового времени, и в частности — «массовой культуры» (См. Массовая культура) и «массового общества» (См. Массовое общество) 20 в. («Диалектика просвещения» Хоркхаймера и Адорно, 1948). Гегелевская диалектика преобразуется в антисистематическую «отрицательную диалектику». Одно из центральных мест занимает проблематика отчуждения (См.

Отчуждение). Послевоенный период характерен углублением противоречий среди представителей Ф. Ш., отразившимся, в частности, в спорах между Фроммом и Маркузе (1950—60-е гг.), в отходе многих молодых представителей Ф. Ш. От идей её основоположников (эволюция Хабермаса и др.), что привело по существу к распаду школы в начале 70-х гг. Ф. Ш. Оказала значительное влияние на развитие немарксистской социальной и философской мысли в ФРГ и США и на теоретическое оформление идеологии т. Н. «новых левых» (хотя Адорно и Хоркхаймер, а также Хабермас отмежевались от леворадикальных тенденций этого движения). Лит. Социальная философия франкфуртской школы, М., 1975. Die «Frankfurter Schule» im Lichte des Marxismus, Fr./M., 1970. Rohrmoser G., Das Elend der kritischen Theorie, Freiburg, 1970..

Значения в других словарях
Франкфурт-на-Одере

(Frankfurt an der Oder) город в ГДР, порт на р. Одер. Административный центр округа Франкфурт. 70,8 тыс. Жителей (1974). Ж.-д. Узел. Автострадой связан с Берлином. Торговый центр, через Ф.-на-О. Осуществляется значительная часть торговли ГДР с Польшей и СССР. Заводы полупроводников и лёгких конструкций, хлопчато-бумажная, металлообрабатывающая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность. Город с 1253. С 14 в. Важный центр торговли с восточно-европейскими странами.. ..

Франкфуртер альгемайне

(«Фра́нкфуртер а́льгемайне» ) ежедневная газета в ФРГ. Создана в 1949 при непосредственной поддержке и на средства монополистических объединений. Издаётся во Франкфурте-на-Майне. Одна из наиболее влиятельных западно-германских газет. В числе её постоянных читателей — политические деятели, представители промышленно-финансовых кругов. Тираж (1976) 336 тыс. Экз.. ..

Франкфуртский мир 1871

мирный договор между Германией и Францией, завершивший франко-прусскую войну 1870—71 (См. Франко-прусская война 1870-1871). Основные положения Ф. М. Содержались в прелиминарном мирном договоре, подписанном 26 февраля 1871 в Версале. Мирный договор был подписан 10 мая во Франкфурте-на-Майне. Франция уступала Германии Эльзас и северо-восточная часть Лотарингии и обязывалась уплатить 5 млрд. Франков контрибуции (1,5 млрд. В 1871, 0,5 млрд. В 1872, 3 млрд. До марта 1874). На территории Франции оста..

Франкфуртское национальное собрание 1848 - 49

Франкфуртское национальное собрание 1848—49, Франкфуртский парламент, общегерманское национальное собрание, созванное в период Революции 1848—49 с целью объединения страны и выработки конституции. Открылось 18 мая 1848 во Франкфурте-на-Майне. Из-за колебаний либерально-буржуазное большинства собрания, а также нерешительности и непоследовательности мелкобуржуазного левого крыла собрание не сумело решить основной вопрос революции — объединение страны. Оно не предприняло по существу никаких шагов д..

Франкфуртская Школа

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА в немецкой философии и социологии 20 в. - возникла в нач. 30-х гг., центр - Институт социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (с 1931, в 1934-39 в Женеве и Париже, в 1939-46 в США), главные представители. М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, в 60-х гг. - Ю. Хабермас. В философско-социологической "критической теории общества" пыталась сочетать элементы критического подхода к буржуазной культуре с идеями гегелевской диалектики и психоанализа З. Фрейда. Углублен..

Франкфуртская Школа

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА> в немецкой философии и социологии, в 30 - 70-х гг. 20 в. Центр - Институт> социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (с 1931). Главные представители. М. Хоркхаймер, Т. Адорно>, Г. Маркузе>, Э. Фромм>, Ю. Хабермас>. В философско-социологической "критической теории общества" почерпнутый у К. Маркса критический подход к буржуазной культуре сочетается с идеями гегелевской диалектики и психоанализа З. Фрейда.. ..

Франкфуртская школа

(Frankfurt School). ..

Франкфуртская Школа

- в немецкой философии и социологии XX в., возникла в начале 30-х гг., центр — Институт социальных исследований во Франкфурте на-Майне (с 1931 г., в 1934-1939 гг. В Женеве и Париже, в 1939-1946 гг. В США). Главные представители. М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Mapкузе, Э. Фромм, в 60-е гг. — Ю. Хабермас. В философско-социологической «критической теории общества» пытались сочетать почерпнутые у К. Маркса элементы критического подхода к буржуазной культуре с идеями гегелевской диалектики и психоанали..

Франкфуртская Школа

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА - одно из течений в социологии и социальной философии 20 в., названное так по месту нахождения Института социальных исследований, деятельность которого, начиная с 1930-х, положила начало оформлению основных идей этого интеллектуального направления. Для наиболее видных представителей Ф.Ш., к числу которых принадлежат Хоркхаймер, Адорно, Маркузе, в определенные периоды своего творчества Фромм и Хабермас, а также А. Шмидт, О. Негт, характерна разноплановость научных интересов и ..

Франкфуртская Школа

Одно из наиболее влиятельных и продуктивных направлений в неомарксизме, сложившееся в 1930-е гг. Вокруг возглавлявшегося М. Хоркхаймером Ин-та социальных исследований при Франкфуртском ун-те. Основные темы Ф.ш. - эпистемология социальных наук, теория марксизма, капитализм, фашизм, национал- социализм, реальный коммунизм, индустриальное общество, исследование культуры, психоанализ, проблема человека. Ведущие представители Ф.ш. - Хоркхаймер, Т. Адорно, В. Беньямин, К. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хаберма..

Дополнительный поиск Франкфуртская школа Франкфуртская школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Франкфуртская школа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Франкфуртская школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 19 символа