Франкфуртская Школа

107

Одно из наиболее влиятельных и продуктивных направлений в неомарксизме, сложившееся в 1930-е гг. Вокруг возглавлявшегося М. Хоркхаймером Ин-та социальных исследований при Франкфуртском ун-те. Основные темы Ф.ш. - эпистемология социальных наук, теория марксизма, капитализм, фашизм, национал- социализм, реальный коммунизм, индустриальное общество, исследование культуры, психоанализ, проблема человека. Ведущие представители Ф.ш. - Хоркхаймер, Т. Адорно, В. Беньямин, К. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас. В период нацистского правления в Германии группа франкфуртских философов эмигрировала в Женеву, Париж, затем в Нью-Йорк. После окончания войны Маркузе и Фромм остались в США. Хоркхаймер, Адорно и др. Вернулись в 1949 во Франкфурт, где в 1950 вновь открылся Ин-т социальных исследований.

В 1960-е гг. Взгляды представителей Ф.ш. Начинают все более расходиться. Возникает полемика между Маркузе и Фроммом по поводу сущности современного капиталистического общества и его перспектив. Многие молодые представители Ф.ш. Отходят от идей ее основоположников (Хабермас и др.), что приводит в нач. 1970-х гг. К распаду школы.Для Ф.ш. Характерны. Ревизия традиционного марксизма, опирающаяся прежде всего на критику экономического детерминизма. Разработка надлежащей эпистемологии и критики развитого капитализма. Стремление дополнить социальную теорию К. Маркса психоанализом З. Фрейда и некоторыми идеями Г.В.Ф. Гегеля. Критика инструментальной рациональности как основного принципа капиталистического общества. Анализ внутренних противоречий эпохи Просвещения, отождествляемого с рациональным овладением природой вообще.

Эклектическое соединение различных психоаналитических и социологических идей для восполнения очевидных пробелов марксизма. Пессимистическое отношение к возможности революционного изменения капитализма посредством борьбы рабочего класса. Особое внимание к культуре общества, а не к его экономике, изучение музыки, литературы и эстетики, противопоставляемое анализу экономического базиса. Исследование "массовой культуры" и внушающей силы "медиа", ставящих человека в зависимость от окружения, заставляющих его воспринимать навязываемые ему потребности как свои собственные. Противопоставление гегелевской диалектике синтеза и примирения новой, "негативной диалектики", не признающей тождества реальности и мышления.Представители Ф.ш.

Были одними из самых глубоких и последовательных критиков капитализма. Последний они не особенно стремились, впрочем, отграничить от коммунизма, существовавшего в Советском Союзе, Вост. Европе и в др. Регионах. И капитализм, и коммунизм представлялись как два варианта реализации одного и того же специфического исторического проекта - а именно "переживания, преобразования и организации природы как материала для господства" (Маркузе). На смену капитализму (и коммунизму) должно прийти коллективистическое общество, близкое к тому коммунистическому проекту, который обрисовал когда-то Маркс. Общество, исключающее тяжелый, монотонный труд и неравенство людей, общество, не вовлекающее человека в нескончаемый поток все более изощренного потребления и не заглушающее его ответственность за собственные, только ему принадлежащие мысли и чувства.

В целом представления о будущем были у Ф.ш. Довольно туманными.Ф.ш. Оказала существенное влияние на развитие социальной и филос. Мысли в Зап. Европе (хотя Хоркхаймер, Адорно, а также Хабермас отказались от леворадикальной интерпретации своих идей). В США Ф.ш. "никогда не занимала, - говорит А.С. Данто, - настоящей академической позиции. Они были исследовательским институтом при Колумбийском университете, располагались в небольшом помещении на 114-й улице. Они так и не вошли в основное русло американской философии. У них был очень европейский стиль мышления. Франкфуртской школе так и не удалось обрести той ауры научности, какую имела аналитическая философия". Вместе с тем кн. Маркузе "Одномерный человек" оказала определенное влияние на амер.

Политическую теорию, а кн. В. Райха "Сексуальная революция" - на психоанализ.Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1993. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. Он же. Эрос и цивилизация. Киев, 1995. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М., 1997. Боррадори Дж. Американский философ. М., 1998. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998. Ивин А.А. Философия истории. М., 2000. Adorno T.V. Philosophie der neueu Music. Tubingen, 1949. Adorno T.V. Prismen. Kulturkritik und Gesellschaft. Frankfurt am Main, 1955. Horkheimer M. Kritis-che Theorie. Bd 1-2. Frankfurt am Main, 1968. Connerton P. The Tragedy of Enlightment. An Essay on the Frankfurt School. Cambridge, 1980.А.А. Ивин.

Значения в других словарях
Франкфуртская школа

направление в немецкой философии и социологии 20 в., которое сложилось в 30—40-х гг. Вокруг возглавлявшегося с 1931 М. Хоркхаймером института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. В 1934—39, после эмиграции из Германии Хоркхаймера и большинства его сотрудников в связи с приходом к власти нацистов, — в Женеве и Париже (при Высшей нормальной школе), с 1939 — в США при Колумбийском университете, с 1949 в ФРГ — во Франкфурте-на-Майне (после возвращения Хоркхаймера, Адорно..

Франкфуртская Школа

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА в немецкой философии и социологии 20 в. - возникла в нач. 30-х гг., центр - Институт социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (с 1931, в 1934-39 в Женеве и Париже, в 1939-46 в США), главные представители. М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, в 60-х гг. - Ю. Хабермас. В философско-социологической "критической теории общества" пыталась сочетать элементы критического подхода к буржуазной культуре с идеями гегелевской диалектики и психоанализа З. Фрейда. Углублен..

Франкфуртская Школа

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА> в немецкой философии и социологии, в 30 - 70-х гг. 20 в. Центр - Институт> социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (с 1931). Главные представители. М. Хоркхаймер, Т. Адорно>, Г. Маркузе>, Э. Фромм>, Ю. Хабермас>. В философско-социологической "критической теории общества" почерпнутый у К. Маркса критический подход к буржуазной культуре сочетается с идеями гегелевской диалектики и психоанализа З. Фрейда.. ..

Франкфуртская школа

(Frankfurt School). ..

Франкфуртская Школа

- в немецкой философии и социологии XX в., возникла в начале 30-х гг., центр — Институт социальных исследований во Франкфурте на-Майне (с 1931 г., в 1934-1939 гг. В Женеве и Париже, в 1939-1946 гг. В США). Главные представители. М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Mapкузе, Э. Фромм, в 60-е гг. — Ю. Хабермас. В философско-социологической «критической теории общества» пытались сочетать почерпнутые у К. Маркса элементы критического подхода к буржуазной культуре с идеями гегелевской диалектики и психоанали..

Франкфуртская Школа

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА - одно из течений в социологии и социальной философии 20 в., названное так по месту нахождения Института социальных исследований, деятельность которого, начиная с 1930-х, положила начало оформлению основных идей этого интеллектуального направления. Для наиболее видных представителей Ф.Ш., к числу которых принадлежат Хоркхаймер, Адорно, Маркузе, в определенные периоды своего творчества Фромм и Хабермас, а также А. Шмидт, О. Негт, характерна разноплановость научных интересов и ..

Франкл (Frankl) Виктор

(р. 1905) - австрийский философ и психолог, специалист в области психотерапии. В 1930 получил степень доктора медицины, в 1949 - степень доктора философии. Профессор Венского университета, Международного университета в Сан-Диего (Калифорния). Основные сочинения. "Психотерапия в практике" (1947), "Бессознательное божество" (1948), "Теория и терапия неврозов" (1956), "Врач и душа" (1955), "Человек в поисках смысла" (1962), "Психотерапия и экзистенциализм" (1967), "Воля к смыслу" (1969), "Антрополо..

Франклин (Franklin) Бенджамин

(род. 17 янв. 1706, Бостон – ум. 17 апр. 1790, Филадельфия) – амер. Просветитель, государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации независимости США (1776) и Конституции (1787). Кроме того – мыловар, печатник, электротехник, начальник почтового отделения, дипломат, трезвый и практичный человек, выдающийся представитель common sense – «здравого смысла» и философии Просвещения, первый американец, получивший международную известность. «В принципах Франклина речь везде идет о том, чтобы в..

Франц (Frantz) Константин

(род. 12 сент. 1817, Хальберштадт – ум. 2 мая 1891, Блазевиц, близ Дрездена) – нем. Естествоиспытатель и государствовед. Вначале был сторонником философии Гегеля и Шеллинга, затем – эмпиризма. Полемизировал в работе «Philosophismus und Christentum» с теорией Э. Гартмана о саморазложении христианства. Осн. Произв. «Pholosophie der Mathematik», 1842. «Die Naturlehre des Staates», 1870. «Die Weltpolitik», 1882-1883.. ..

Франциск Ассизский

(ит. Francesco d'Assisi, лат. Franciscus Asscisiatis или Assesiensis), в крещении Иоанн (1181 или 1182-1226) - христианский религиозный подвижник, философ, поэт. Один из самых известных и самых почитаемых в России святых. Род. В богатой купеческой семье, не получил систематического образования. В 1206 ушел из дома и начал ухаживать за прокаженными. В 1208 составил вместе с товарищами братство неимущих проповедников, руководствуясь словами Христа, что надо оставить все и идти за ним, не беря "ни ..

Дополнительный поиск Франкфуртская Школа Франкфуртская Школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Франкфуртская Школа" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Франкфуртская Школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 19 символа