Центральный театр Советской Армии

123

(ЦТСА) академический (с 1975). Организован в 1929 по инициативе Политуправления РККА для обслуживания бойцов и командиров Красной Армии. Открыт в феврале 1930 спектаклем-обозрением «КВЖД» Алымова (на материале дальневосточных событий 1929). Монументальное здание театра, имеющее в плане форму пятиконечной звезды, построено в 1940 по проекту архитекторов К. С. Алабяна и В. Н. Симоирцева. До 1951 назывался Центральном театром Красной Армии (ЦТКА). Период становления театра отмечен интересными поисками и пробами в области военно-патриотической темы — «Первая Конная» Вишневского, «Междубурье» Кудрина (оба в 1930), «Военком» Овчины-Овчаренко (1932). Первые художественные успехи театра связаны с Ю. А. Завадским, возглавлявшим труппу в 1932—35.

Он поставил спектакли. «Мстислав Удалой» Прута (1932), «Гибель эскадры» Корнейчука (1934) и др. Среди ведущих актёров этого периода — А. П. Богданова, П. И. Герага, Д. В. Зеркалова, Н. Л. Коновалов, К. А. Нассонов, А. М. Петров, М. Н. Перцовский, Ф. Г. Раневская, А. П. Хованский, А. М. Ходурский. Работали также художники — И. С. Федотов, Н. А. Шифрин. Режиссёры — Е. С. Телешева, А. М. Лобанов и др. Подлинным создателем театра, основоположником лучших его традиций, идейным и художественным воспитателем коллектива стал режиссёр и педагог А. Д. Попов (возглавлял театр в 1935—58), который видел особую роль ЦТКА в создании военной драматургии. Уделял значительное внимание и классике. Лучшие спектакли театра. «Мещане» (1935) и «Васса Железнова» (1936) Горького, «Укрощение строптивой» Шекспира (1937), «Крылатое племя» Первенцева (1941), «Фронт» Корнейчука «Давным-давно» Гладкова (оба в 1942), «Сталинградцы» Чепурина (1944), «Учитель танцев» Лопе де Вега, «Сказка о правде» Алигер (оба в 1946), «Южный узел» Первенцева (1947), «Степь широкая» (1949), «Флаг адмирала» Штейна (1950), «Ревизор» Гоголя (1951), «Мастерица варить кашу» Чернышевского (1952), «Стрекоза» Бараташвили (1953), «Извините, пожалуйста» Макаёнка (1953), «Крепость над Бугом» Смирнова (1956), «Поднятая целина» Шолохова, «Моя семья» Де Филиппе (оба в 1957), «Всеми забытый» Хикмета, «Юстина» Вуолийоки (оба в 1958), «Барабанщица» Салынского (1959).

Попов создал блестящий актёрский ансамбль, объединённый общими художественными принципами, единым творческим методом. В 50-е гг. Работали режиссёры Д. В. Тункель, А. Л. Шапс, В. С. Канцель, В. П. Пильдон, И. П. Ворошилов, А. З. Окунчиков, Б. А. Львов-Анохин, А. Б. Шатрин, В. В. Белявский. В 1959—62 главный режиссер — А. Л. Дунаев. Спектакли 50—60-х гг. — «Океан» Штейна, «Каса Маре» Друцэ (оба в 1961), «Яков Богомолов» Горького (1962). В 1963—73 главный режиссер театра — А. А. Попов. Главный художник — И. Г. Сумбаташвили (1962—72). Спектакли 60—70-х гг. «Мой бедный Марат» Арбузова (1965), «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого, «Волоколамск — Москва» Бека (оба в 1966), «Надежда Милованова» Пановой (1967), «Бранденбургские ворота» Светлова, «Элегия» Павловского (оба в 1968), «Дядя Ваня» Чехова (1969), «Раскинулось море широко» Вишневского, Крона, Азарова (1970), «А зори здесь тихие» Васильева, «Неизвестный солдат» Рыбакова, «Человек со стороны» Дворецкого (все в 1971), «Птицы нашей молодости» (1973) и «Святая святых» (1977) Друцэ, «Ковалева из провинции» Дворецкого (1974), «Снега пали» Феденева, «Странствия Билла Пилигримма» Воннегута (оба в 1975), «Спутники» Пановой, «Мы, русский народ» Вишневского, «Экзамены никогда не кончаются» Де Филиппе (все в 1976).

Тесная дружба с Советской Армией и Флотом продолжает являться основой творческой жизни театра, посвященной военно-патриотической тематике. В труппе театра (1976). Народные артисты СССР Л. И. Добржанская, В. М. Зельдин, Л. И. Касаткина, Н. А. Сазонова, народные артисты РСФСР А. П. Богданова, В. Я. Капустина, М. Ф. Пастухова, П. И. Вишняков, М. М. Майоров, Д. Л. Сагал, Б. А. Ситко, заслуженные артисты РСФСР Т. Н. Алексеева, Л. И. Голубкина, К. Ф. Захаров, Г. И. Кожакина, С. С. Кулагин, А. Я. Кутепов, Г. Я. Крынкин, Н. И. Пастухов, М. Н. Перцовский, Анд. А. Петров, Александр А. Петров, А. С. Покровская, Р. И. Ракитин, И. И. Рябинин, И. А. Солдатова, В. Б. Сошальский, режиссёры А. В. Бурдонский, Б. А. Морезов, главный художник П. А. Белов. Главный режиссёр Р. А. Горяев (с 1974). Лит. Образцова А. Г., Богуславская З. Б., Центральный театр Красной Армии, в кн.

Очерки истории, т. 1, М., 1954. Попов А. Д., Воспоминания и размышления о театре, М., 1963.

Значения в других словарях
Центральный спортивный клуб армии

(ЦСКА) спортивное учреждение Вооруженных Сил СССР, созданное в 1923 в Москве как Опытно-показательная площадка Всевобуча (ОППВ). С 1928 — ЦДКА, с 1953 — ЦСК МО СССР (Центральный спортклуб министерства обороны СССР), с 1963 — ЦСКА. В 20—30-е гг. Спортсмены клуба во многом способствовали становлению советского физкультурно-спортивного движения (Б. В. Андреев — стрелковый спорт, А. И. Божко — тяжёлая атлетика, Г. В. Бакланов — гимнастика, Д. М. Васильев — лыжный спорт, А. А. Демин — лёгкая атлетика..

Центральный театр кукол

Центральный театр кукол под руководством народного артиста СССР С. В. Образцова. Организован в 1931 в Москве при Центральном доме художественного воспитания детей. Открылся в 1932 спектаклем «Джим и Доллар» Глобы. За годы работы театр создал свой репертуар, в котором стремится оказать влияние на эстетическое и этическое воспитание детей. В поисках нового в драматургии, режиссуре, пластическом решении спектакля и актёрском исполнении театр достиг больших успехов и в первые же годы создал спектак..

Центральный угол

угол, образованный двумя радиусами некоторой окружности (на рис. Угол АОВ). Число угловых градусов Ц. У. Равно числу градусов дуги окружности, заключённой внутри Ц. У. К ст. Центральный угол.. ..

Центральный Французский массив

Центральный массив (Massif Central), горный массив в центре и на Ю. Франции. Высота до 1886 м (гора Пюи-де-Санси). Ц. Ф. М. — один из крупнейших древних массивов, входящий в состав эпигерцинской платформы. Характеризуется многократными проявлениями складчатости, гранитного магматизма и метаморфизма. Северная половина массива — Овернское ядро — состоит из кристаллических сланцев, смятых в складки в конце докембрия и пронизанных гранитными интрузиями. С Ю. Оно опоясано Рутено-Лимузенской зоной па..

Дополнительный поиск Центральный театр Советской Армии Центральный театр Советской Армии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Центральный театр Советской Армии" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Центральный театр Советской Армии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 33 символа