Шанкара
(предположительно 788—820) индийский религиозный философ и поэт, реформатор Индуизма, создатель последовательно монистической системы — адвайта-веданты (недуалистической веданты (См. Веданта)). Родился в Малабаре (ныне шт. Керала) в брахманской семье. С раннего детства стал аскетом, учился у Говинды, ученика Гаудапады. Основал несколько религиозных общин. Основные труды — комментарии к «Брахма-Сутре» («Веданта-Сутра») Бадараяны, к Упанишадам (См. Упанишады), «Бхагавадгите». По Ш., единая и всепроникающая реальность — Брахман, высшее объективное начало, тождественное «я» (душе, Атману, субъективному началу). Видимая множественность мира объясняется майей (См. Майя), особой силой божества. Майя выступает как иллюзия, которая то скрывает истину, то искажает её.
Наше незнание (авидья, аджняна) препятствует постижению единого Брахмана, создаёт мир множественности и связанное с ним движение, изменение. Ш. Не признаёт реальности изменений, объясняя их видимостью, и отказывает эмпирическому миру в статусе реальности, хотя он и объективен, т.к. За любой видимостью кроется её субстрат — чистое бытие (Брахман). Ш. Проводит последовательное различие эмпирической и трансцендентной точек зрения, дающих две разные картины, и вводит правила перехода от одной к другой, приводящие к устранению всех тех атрибутов (сотворение, движение, изменение, качества и т.п.), которые суть функции нашего незнания. Учение об имманентном и трансцендентном божестве, лишённом признаков, и о спасении (мокша), достигаемом свободным осуществлением бесконечности и абсолютности «я», осознанием его сверхэмпиричности и единосущности Брахману, завершает систему Ш.
Труды Ш. Положили начало множеству комментариев внутри веданты, знаменитейший из них — «Панчападика» Падмапады, ученика Ш. Учение Ш. Оказало исключительное влияние на разработку традиционного индуистского мировоззрения вплоть до настоящего времени. С деятельностью Ш. Связывают победу учений, исходящих из Вед (См. Веды), над буддизмом, вскоре после Ш. Вытесненным из Индии. Соч. Vedanta explained. Sankara's commentary on the Brahma-sutras, ed. By V. Н. Date, 2 ed., v. 1—3, New Delhi, 1973. Selected works of Sri Sankara-Charya, ed. S. Venkata-ramanan, Madras, 1947. В рус. Пер. — Атма-бодха, в кн. Идеологические течения современной Индии (вступ. Ст., пер. И прим. А. Я. Сыркина), М., 1965. Лит. Радхакришнан С., Индийская философия, пер. С англ., т. 2, М., 1957.
Glasenapp Н. Von, Der Stufenweg zum Göttlichen. Shankaras Philosophie der All-Einheit, Baden-Baden, 1948. Hacker P., Die Schuler Sankaras, Wiesbaden, 1951. Sen Н. К., Acharya Sankara, [Dakshineswar, 1957]. Karmarkar R. D., Sankara’s Advaita, Dharwar, 1966. В. Н. Топоров.
Дополнительный поиск Шанкара
На нашем сайте Вы найдете значение "Шанкара" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шанкара, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 7 символа