Шатобриан
(Chateaubriand) Франсуа Рене (4. 9.1768, Сен-Мало, — 4.7.1848, Париж), французский писатель и политический деятель. Учился в коллежах Доля и Ренна. В 1786 поступил на военную службу, при дворе сблизился с оппозиционно настроенными писателями. В 1792 выступил на стороне королевских войск против республики. В 1793—1800 — в эмиграции в Англии. Привлечённый Наполеоном Бонапартом к дипломатической деятельности, в 1803 отправился в Рим. После провозглашения Франции империей (1804) подал в отставку. В период Реставрации — посол в Берлине, затем в Лондоне. После 1830 отошёл от политической деятельности. Литературное наследие Ш. Составило основной фонд т. Н. Консервативного романтизма. Уже в заметках «Путешествие в Америку» (опубл.
1827) наметилось разочарование Ш. В концепции «естественного человека». «Опыт о революциях» (1797) знаменует дальнейший отход Ш. От материалистических и атеистических традиций Просвещения (См. Просвещение). Тяга человека к абсолютной полноте бытия оборачивается торжеством стихийных, разрушительных сил. Этому гибельному кругу иррациональных стремлений человека Ш. Противопоставляет романтический идеал творческой индивидуальности, в общении с природой обретающей гармонию и душевное равновесие. В повести «Атала, или Любовь двух дикарей» (1801) Ш. Полемизирует с концепцией «естественного состояния» (см. В ст. Ж. Ж. Руссо). Эгоистической активности индивида Ш. Противопоставляет религиозное воодушевление («Гений христианства», 1802).
В своей апологии христианства Ш. Утверждал, что не холодный рационализм, а религиозное чувство питало вдохновение великих писателей прошлого, одухотворяя всякое подлинное произведение искусства. В повести «Рене, или Следствия страстей» (1802) впервые во французской литературе выведен образ романтического героя-страдальца. Традиционная для Ш. Антиномия долга и разрушительной страсти снимается признанием бесцельности какой бы то ни было деятельности в условиях буржуазного общества. «Мученики» (1809), «христианская эпопея», задуманная как литературная иллюстрация основных теоретических положений «Гения христианства», воспевает первых христиан. Полны экзотики, мифов и чудес «История последнего из Абенсераджей» и «Натчезы» (оба опубл.
В 1826), утверждающие превосходство христианской этики. Итог своим художественным и философским исканиям Ш. Подвёл в мемуарах «Замогильные записки» (опубл. В 1848— 1850). Ему принадлежат многочисленные статьи по вопросам истории, литературы и политики. В России Ш. Высоко ценили К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин. Начало его критической переоценки положил В. Г. Белинский. Соч. CEuvres romanesques et voyages, t. 1—2, P., 1969. В рус, пер. — Рене..., в кн. Французская новелла XIX в., т. 1, М. — Л., 1959. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, М., 1976, с. 388—93. История французской литературы, т. 2, М., 1956. Европейский романтизм, М., 1973. Moreau P., Chateaubriand, P., 1967. Bicentenaire de Chateaubriand, P., 1971. F. Aug. R. De Chateaubriand, Brux., 1968. А.
П. Бондарев. Ф. Р. Шатобриан. Портрет работы А. Жироде-Триозона..
Дополнительный поиск Шатобриан
На нашем сайте Вы найдете значение "Шатобриан" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шатобриан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 9 символа