Шестов
Лев (псевд. Наст. Имя и фам. — Лев Исаакович Шварцман) [31.1 (12.2).1866, Киев, — 20.11.1938, Париж], русский философ-экзистенциалист и литератор. Окончил юридический факультет Киевского университета (1889). В 1895—1914 жил преимущественно в Швейцарии, с 1914 ― в Москве, с 1918 — в Киеве, с 1920 — в Париже. Сочетая и по-своему акцентируя мотивы Ф. Ницше и Ф. М. Достоевского, Ш. Предвосхитил основные идеи позднейшего Экзистенциализма. Уже на рубеже веков, как бы в предчувствии будущих мировых катастроф, Ш. Говорит о трагической абсурдности человеческого существования и выдвигает образ обречённого, но взыскующего своих суверенных прав «героя», бросающего вызов всей Вселенной. Ш. Предпринимает пересмотр традиционной философии, требуя переместить точку зрения с мироздания на субъект.
Провозглашая «философию трагедии», Ш. Полемически противопоставляет её академическому стилю мышления как «философии обыденности» («Достоевский и Ницше. Философия трагедии», 1903). Он восстаёт против диктата разума над сферой жизненных переживаний и против гнёта безлично-всеобщего над личностно-единичным. Однако утверждение независимости индивида от любых детерминаций, включая общезначимые истины и общеобязательные нравственные нормы, приводит Ш. К гносеологическому релятивизму и имморализму. Хотя в начале 1910-х гг. Безрелигиозный «апофеоз беспочвенности» (1905) сменяется пафосом веры в лютеровской формулировке «sola fide» («только верою»), миросозерцание Ш. Не избавляется ни от абсурда, ни от произвола. Вера Ш.
Не имеет содержательных определений, и бог, не связанный с идеей логоса, выступает как идеал всемогущего своеволия «по ту сторону добра и зла». Правда, атмосфера безнадёжности вытесняется теперь духом доверия к основам жизни, имеющим, согласно ветхозаветному религиозному самочувствию, божественный источник. Философскому умозрению Ш. Противопоставляет откровение («Афины и Иерусалим», 1951. «Умозрение и откровение», 1964). Борьба Ш. С разумом приобретает гиперболический характер. Познавательная устремлённость отождествляется с грехопадением человеческого рода, подпавшего под власть «бездушных и необходимых истин». Публицистический темперамент Ш. — мастера философского парадокса и афоризма, его едкая критика академического мышления создали ему известность на Западе (отклики у Г.
Марселя (См. Марсель), А. Камю, Д. Г. Лоренса и др.). Соч. Собр. Соч., 2 изд., т. 1—6, СПБ, 1911. Sola fide, P., 1957 (лит.). Лит. Асмус В. Ф., Лев Шестов и Кьеркегор, «Философские науки», 1972, № 4. Ерофеев В., «Остается одно. Произвол», «Вопросы литературы», 1975, № 10. Camus A., Le mythe de Sisyphe, P., 1970, p. 41—42, 51—56. Wernham J. С. S., Two Russian thinkers, Toronto, 1968 (лит.). Р. А. Гальцева..
Дополнительный поиск Шестов
На нашем сайте Вы найдете значение "Шестов" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шестов, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 6 символа