Шимановский

62

(Szymanowski) Кароль (6.10.1882, Тимошовка, на Украине, — 29.3.1937, Лозанна), польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик, музыкально-общественный деятель. Учился в школе своего дяди Г. В. Нейгауза (до 1900) в Елизаветграде (ныне Кировоград). В 1901—05 брал уроки у М. Завирского (теория музыки) и З. Носковского (композиция) в Варшаве. В 1905 стал членом «Издательского товарищества молодых польских композиторов», получившего вскоре назв. «Молодой Польши в музыке». Творчество Ш. Условно делят на периоды, которые приблизительно совпадают с 1-й мировой войной 1914—18 и становлением польского государства. На формирование творческого стиля Ш. Вместе с воздействием польской и русской музыкальных культур (Ф. Шопен, А.

К. Лядов, А. Н. Скрябин) оказало влияние знакомство (в разные периоды творчества) с музыкой Р. Вагнера, Р. Штрауса, К. Дебюсси, Г. Малера, И. Ф. Стравинского и восточной культурой (во время поездок в Алжир и Тунис, 1914). В 1900—10-е гг. Ш. Концертировал за рубежом, исполняя в авторских концертах свои фортепьянные пьесы. Многие из них получили известность, в том числе 3 поэмы для фортепьяно «Метопы» (1905) и 2-я соната (исполнялись также Г. Г. Нейгаузом). Среди других сочинений 1-го, наиболее продолжительного и стилистически разнородного периода творчества, — Концертная увертюра для оркестра (1905, 2-я ред. 1912), 2-я симфония (1910), ряд пьес для скрипки с фортепьяно, песни на слова древневосточных, немецких и польских поэтов.

В 1911—14 Ш. Жил в Вене, совершал поездки по Италии и Сицилии. В «военный» период Ш. Находился главным образом в Тимошовке, выезжая для выступлений в Киев, Москву, Петроград. В творчестве этих лет сказывается интерес Ш. К восточной поэзии и философии. Используя колористические находки французских импрессионистов, Ш. Создал собственный стиль, сочетающий звуковую красочность и богатство оркестровки с близкой музыке Скрябина эмоциональной экстатичностью (3-я симфония «Песнь о ночи» для голоса, хора и оркестра на слова средневекового персидского поэта Руми, 1916. «Мифы», 1915, и «Маски», 1916, для скрипки с фортепьяно. 3-я соната для фортепьяно, 1916—17. 1-й концерт для скрипки с оркестром, 1916. 1-й струнный квартет, 1917.

Опера «Король Рогер», 1918—24, пост. 1926, Варшава, и др.). В 1917—18 участвовал в концертах для рабочих и солдат в Елизаветграде. В конце 1919 Ш. Поселился в Варшаве, написал ряд статей об эстетической роли искусства и музыкальной критики, о Шопене, Скрябине, Стравинском, М. Равеле и других композиторах. В 1920—21 Ш. Гастролировал со скрипачом П. Коханьским в США (в т. Ч. Во Флориде) и на Кубе. С 1922 жил подолгу (периодически) в Закопане, изучал местный музыкальный фольклор (р-н Подгалья). Для последнего (фольклорного) периода творчества (1920—37) характерна опора на национальный, преимущественно гуральский, фольклор — вокально-хореографическая поэма «Атаманы» («Харнаси», основана на гуральском музыкальном материале, 1923—31, пост.

1934, Прага. 20 мазурок, 1924—26) и др. В 1927—29 и 1930—33. Ш. Занимался педагогической деятельностью (был ректором Варшавской консерватории), где проводил реформу музыкального образования. В 1933—36 гастролировал в Скандинавии и других европейских странах, выступал в Москве и Ленинграде. В 1928—30 (с перерывами) и в 1936—37 находился на лечении в Австрии и Швейцарии. В последних произв. Ш. Заметна тенденция к большей мелодической и гармонической ясности, простоте фактуры, прозрачности оркестровки и в то же время к ладогармоническому своеобразию, которое создавалось благодаря сочетанию современных приёмов письма с претворением традиций народного национального музыкального искусства («Stabat Mater», 1926. 2-й концерт для скрипки с оркестром, 1933.

«Курпёвские песни», 1929 и 1932. 4-я концертная симфония, с фортепьяно, 1932). Крупнейший польский композитор 20 в., Ш. Заложил основы современной польской композиторской школы. Соч. Избр. Статьи и письма, М., 1963. Лит. Хоминьский Ю., Шимановский и Скрябин, в кн. Русско-польские музыкальные связи, под ред. И. Бэлзы, М., 1963, с. 375—433. Golachowski S., Karol Szymanowski, 2 wyd., Kr., 1956. Lobaczewska S., Karol Szymanowski, Kraków, [1950]. Chominski J. M., Studia nad twórczošci K. Szymanowskiego, [Kraków], 1969. Chylinska Т., Szymanowski, 3 wyd., Kraków, 1973. О. В. Левтонова. К. Шимановский..

Значения в других словарях
Шимановская

(Szyмаnowska. Урожд. Воловская. Wolowska) Мария (14.12.1789, Варшава, — 25.7.1831, Петербург), польская пианистка и композитор. Училась у А. Лисовского и Г. Гремма (фортепьяно), возможно у Ф. Лесселя (композиция) в Варшаве. С 1810-х гг. Концертировала и писала музыку. С 1815 гастролировала во многих городах Западной Европы и в России (в Петербурге, где в 1822 получила звание придворной пианистки. Затем в Киеве, Москве, Львове, Кременце). С 1828 жила в Петербурге, главным образом преподавала. В е..

Шимановская Мария

Шимановская (Szyмаnowska. Урожд. Воловская. Wolowska) Мария (14.12.1789, Варшава, ‒ 25.7.1831, Петербург), польская пианистка и композитор. Училась у А. Лисовского и Г. Гремма (фортепьяно), возможно у Ф. Лесселя (композиция) в Варшаве. С 1810-х гг. Концертировала и писала музыку. С 1815 гастролировала во многих городах Западной Европы и в России (в Петербурге, где в 1822 получила звание придворной пианистки. Затем в Киеве, Москве, Львове, Кременце). С 1828 жила в Петербурге, главным образом преп..

Шимановский Кароль

Шимановский (Szymanowski) Кароль (6.10.1882, Тимошовка, на Украине, ‒ 29.3.1937, Лозанна), польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик, музыкально-общественный деятель. Учился в школе своего дяди Г. В. Нейгауза (до 1900) в Елизаветграде (ныне Кировоград). В 1901‒05 брал уроки у М. Завирского (теория музыки) и З. Носковского (композиция) в Варшаве. В 1905 стал членом «Издательского товарищества молодых польских композиторов», получившего вскоре назв. «Молодой Польши в музыке». Творч..

Шиманский

Юлиан Александрович [5(17).12.1883, Ташкент, — 11.4.1962, Ленинград], советский учёный в области кораблестроения, академик АН СССР (1953. Член-корреспондент 1933). В 1905 окончил Морское инженерное училище, в 1910 — Морскую академию в Петербурге. В 1910—12 работал на Балтийском заводе. В 1912—16 читал лекции в Морском училище (Кронштадт), в 1920—34 — в Военно-морской академии (с 1938 профессор). С 1945 заведующий кафедрой строительной механики в Ленинградском кораблестроительном институте. С 19..

Шимановский

ШИМАНСКИЙ ШИМАНОВСКИЙ ШИШМАН ШИМАНОВФамилия Шимановский состоит из основы Шиман и суф-фиксов -ов и -ский, образующих фамилию от первоначальной основы. Основа же Шиман восходит к слову syman~sysman 'толстый', встречающемуся в тюркских языках:крымско-татарском, турецком и др., ср. Тур. 'очень дородный, толстый, полный человек', связанному семантически с sys—sis ''опухоль'. Фамилии Шимановский, Шиманский, а также караимская фамилия Шишман, таким образом, имеют одну основу 'дородный, толстый, полный..

Дополнительный поиск Шимановский Шимановский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шимановский" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шимановский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 11 символа