Эпикур
(Epíkuros) (342—341 до н. Э., о. Самос, — 271—270 до н. Э., Афины), древнегреческий философ-материалист. С 306 жил в Афинах, где основал философскую школу («Сад» Э. — см. Эпикуреизм). Из большого наследия Э. (около 300 сочинений) сохранились несколько писем, афоризмы и завещание. Философия Э. Разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании). В этике, исходя из идей Демокрита и киренской школы (См. Киренская школа), Э. Объявлял истинной природой человека способность к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни — в достижении удовольствий. Удовольствие, по Э., есть отсутствие страдания. Причина страданий заключена в самом человеке — это страсти и страх, от которых призвана излечить людей философия.
Достижение удовольствий невозможно без аскетического самоограничения. Результат правильной жизни — невозмутимый покой души (Атараксия), счастье, тождественное добродетели, свобода и наслаждения, высшими из которых являются мудрость, справедливость и особенно дружба. В физике Э., следуя атомистическому учению Демокрита, внес в него, однако, существенные изменения. Вихревое движение атомов заменяется у Э. Падением, вводится понятие «веса» атомов. Особенно примечательно учение Э. О произвольном отклонении атомов от падения по прямой, обосновывавшее возникновение миров (число которых бесконечно) и свободу индивида (т. Е. Атома и человека). В борьбе с традиционным для античной натурфилософии понятием рока (см. Судьба) Э.
Доходил до беспрецедентного отрицания точной закономерности небесных явлений. Источником знания Э. Признавал ощущения и понятия, рождающиеся из повторения ощущений (prolepsis) или их предвосхищения. Критерий истины — соответствие ощущениям, происхождение которых объяснялось демокритовской теорией истечений. Отвергая представления народной мифологии о богах как нечестивые, Э. Считал, что боги ведут блаженное и безмятежное существование в пространствах между мирами («метакосмии», или «интермундии») и не вмешиваются в жизнь миров, являя этим мудрецу образец для подражания. Философия Э. Явилась новым этапом античного Атомизма и оказала значительного влияние на позднеантичную и новоевропейскую философию. Соч. Epicurea, cd.
Н. Usener, Lipsiae, 1887. Opere, Torino, 1973. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 17—98, 99—215. Гюйо М., Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями, Собр. Соч., т. 2, СПБ, 1899. Шакир-Заде А. С., Эпикур, М., 1963. Bailey С., The Greek atomists and Epicurus, Oxf., 1928. Hadsits G. D., Lucretius and his influence, L., 1935. Epikurus (Epikur). Von der Überwindung der Furcht, eingel. Und übertr, v. О. Gigon, Z., 1949. De Witt N. W., Epicurus and his philosophy, Minneapolis, 1954. Hicks R. D., Stoic and Epicurean, N. Y., 1962. А. Л. Доброхотов. Эпикур..
Дополнительный поиск Эпикур
На нашем сайте Вы найдете значение "Эпикур" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эпикур, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 6 символа