Эпикур

93

('Epixoyros) (341-270 до н. Э.) - др.-греч. Философ-материалист. Род. На о. Самос в семье школьного учителя. Ок. 309 начал учить философии в Колофоне, Митилене, Лампсаке. В 306 вместе с учениками переселился в Афины (где прожил до самой смерти) и основал филос. Школу - "Сад" (по имени Э. - эпикурейская школа), просуществовавшую до нач. 6 в. Н. Э. И ставшую гл. Центром антич. Материализма и атеизма. Свое учение Э. Излагал в беседах, многочисл. Письмах и сочинениях. Им было написано ок. 300 сочинений, большая часть к-рых не сохранилась. Филос. Система Э. Включает физику (учение о бытии), канонику (учение о познании), этику (учение о нравственности). В физике и канонике Э. Разработал материалистич. Учение. Важнейшим его элементом является принцип сохранения материи.

Ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменение. Вселенная бесконечна и существует вечно. Осн. Элементы мироздания. Атомы - первоначальные материальные тела и пустота - занимаемое ими пространство. Атомы неделимы, неизменны, неуничтожаемы. К свойствам атомов Э. Относил форму, величину и вес. Мысль Э. О свободном отклонении атомов в пространстве, высоко оцененная К. Марксом и В. И. Лениным, была попыткой найти имманентный материи источник движения и изменения. В этом состояло существенное отличие натурфилософии Э. От атомистич. Теории Демокрита. Э. Отвергал "мир идей" Платона и "первый двигатель" Аристотеля. Количество миров во Вселенной бесконечно, они возникают в разное время из первоначальных скоплений материи.

Э. Отстаивал тезис о материальности, телесности и, следовательно, смертности души, сущность к-рой заключается в движении атомов в теле. Смерть есть совершенно новое, бесчувственное состояние тела. Э. Признает существование богов - блаженных и бессмертных, живущих в пространствах между мирами и не вмешивающихся в земные дела. В учении Э. Боги выступают как некий этич. Идеал. Боги же, почитаемые народом, - вымышленные существа, а религ. Представления не имеют под собой почвы. В своем этич. Учении (или практич. Философии), непосредственно связанном с физикой и каноникой, Э. Стремился найти пути к счастливой жизни. Счастье, по Э., состоит в удовлетворении естественных и необходимых потребностей, желаний, в удовольствии, к-рое он видел не в чувственном наслаждении (как философы-киренаики), хотя и не отвергал их, а в отсутствии страдания.

Достижение удовольствия есть условие обеспечения счастливой жизни, ведущей к невозмутимости, безмятежности (атараксии), включающей и здоровье тела, и спокойствие духа. Важное место в этике Э. Занимают категории справедливости, дружбы и мудрости. Понимая относительность справедливости, он сводил ее к тому, чтобы не вредить другому и не терпеть вреда от других. Учение Э. О дружбе носит утилитаристский характер. В основе дружбы лежит личная выгода индивида. Подлинная дружба, по Э., порождается мудростью. Мудрость - благо смертное, а дружба - благо бессмертное. Мудрость Э. Рассматривал как врачебное искусство, исцеляющее людей от душевных страданий. Учение Э. Было высоко оценено К. Марксом в его докторской дисс. "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура" (см.

К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 17-98) и в "Тетрадях по истории эпикурейской, стоической и скептической философии" (там же, с. 99-215). В. И. Ленин подчеркивал огромное значение Э. И его школы в борьбе против религии и идеализма.Соч. В рус. Пер., в кн. Маковельский А. О., Древнегреч. Атомисты, Баку, 1946. Столпнер Б. Г., Юшкевич П. С, История материализма, т. 1, ч. 1, М., 1927. Материалисты Др. Греции. Собр. Текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура, М., 1955.Лит. Шакир-заде А. С., Эпикур, М., 1963. Поварков Я. Я., Четыре проблемы Эпикура, "ВФ", 1966, No 8. Bailey С., Epicurus, Oxf., 1926. Diano C. (ed.), Epicuri ethica, Florentiae, 1946. Gigon O., Epicurus, Z., (1949). Cresson A., Epicure. Sa vie, son ceuvre avec un exposé de sa philosophie, (2 éd.), P., (1959).

Müller R., Die epikureische Gesellschaftstheorie, В., 1972.A. С. Шакир-заде. Баку..

Значения в других словарях
Эпикур

(Epíkuros) (342—341 до н. Э., о. Самос, — 271—270 до н. Э., Афины), древнегреческий философ-материалист. С 306 жил в Афинах, где основал философскую школу («Сад» Э. — см. Эпикуреизм). Из большого наследия Э. (около 300 сочинений) сохранились несколько писем, афоризмы и завещание. Философия Э. Разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании). В этике, исходя из идей Демокрита и киренской школы (См. Киренская школа), Э. Объявлял истинной природой человека способность к ощущениям (а не р..

Эпикур

ЭПИКУР (341-270 до н. Э.) - древнегреческий философ. С 306 - в Афинах, основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма) и этику. В физике Эпикур следовал атомистике Демокрита. Признавал бытие блаженно-безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Девиз Эпикура - живи уединенно. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и сос..

Эпикур

ЭПИКУР (341 - 270 до н.э.), древнегреческий философ. С 306 в Афинах, основал философскую школу. В учении о природе (физике) Эпикур следовал атомистике Демокрита. Признавал бытие> блаженно-безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь> космоса и людей. Девиз> Эпикура - живи уединенно. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксии). Познание природы освобождает от страха смерти и суеверий.. ..

Эпикур

Создатель одного из значительнейших нравственных учений древности и основатель одной из главнейших афинских философских школ, которая носит его имя. Он был сын афинянина Неокла и родился в 342 г. До Р. Хр. На о-ве Самосе. Мы мало знаем о его молодости. Основательного теоретического философского образования он, по-видимому, не получил и впоследствии хвалился тем, что у него не было учителей, хотя существует предание, что он пользовался уроками некоего Памфила, ученика Платона, и Навсифана, послед..

Эпикур

ЭПИКУР(342-270 до н.э.), древнегреческий философ, основатель эпикуреизма, родился на Самосе в семье афинян. Занимался философией у платоника Памфила и у последователя Демокрита Навсифана. От последнего Эпикур усвоил атомизм, сделавшийся основой его собственного учения. В 18 лет Эпикур прибыл в Афины, где провел два года. О последующих 10 годах его жизни сведений нет, но в 311 до н.э. Эпикур основал собственную школу в Митилене (на Лесбосе). Школа расширялась, и ок. 306 до н.э. Эпикур перебрался ..

Эпикур

(341—270 гг. До н.э.) философ, родился на о-ве Самос Никакое наслаждение само по себе не есть зло. Но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.Кто праведен, в том меньше всего тревоги, кто неправеден, тот полон самой великой тревоги.Нельзя получить от бесконечной жизни больше наслаждения, чем от того времени, которое мы представляем конечным.Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто принимает мнения толпы о богах.Ничего нет страшного в жизн..

Эпикур

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Эпикур

Эпикур, Epikuros, 341-271 гг. До н. Э., греческий философ. Сын Неокла и Харистраты, афинянин из округа Гардетос. Родился на острове Самос, где его отец поселился как один из двух тысяч афинских колонистов, посланных туда в 352-351 гг. До н. Э. Интерес к философии он проявил очень рано. Четырнадцатилетним мальчиком он обратился к учителю, чтобы тот ему объяснил, откуда взялся Хаос, который по Гесиоду есть отец всего. Учитель отослал его к философам. В 15 лет Э. Попал в малоазийский город Теос, гд..

Эпикур

(341-270 до н. Э.) - древнегреч. Философ. Разделял атомистическое учение Демокрита о душе с определенными поправками, которые касались возможности самопроизвольного отклонения атомов. Соответственно, Э. Считал человека существом, которое наделено свободой воли и может и должно преодолевать неблагоприятное стечение обстоятельств в жизни. Наибольший интерес для психологов представляет учение Э. О борьбе с неприятными аффектами, в частности страхами (напр., страхом смерти), для успеха которой Э. Пр..

Эпикур

Эпикур (341-271 до н. Э.) Греческий философ, основатель эпикурейской системы философии. Прибыл в Афины с Самоса и основал школу, известную под названием «Сад Эпикура», не уступавшую Академии Платона. Здесь в качестве учеников допускались также женщины и рабы. Основой учения Эпикура являлась атомистическая теория Демокрита, в этике развивалась теория, согласно которой боги существуют, но не вмешиваются в дела людей, так что их не надо ни умилостивлять, ни бояться. Таким образом люди освобождаются..

Эпикур

(341- 270 гг. До н.э.) - древнегреческий философ. В 306 г. Вместе с учениками переселился в Афины, где прожил до самой смерти и основал философскую школу Сад, просуществовавшую до начала 6 в. Н.э. Философская система Эпикура включает физику (учение о бытии), канонику (учение о познании), этику (учение о нравственности). В физике и канонике Эпикур разработал материалистическое учение. Важнейшим его элементом является принцип сохранения материи. Ничто не происходит из несуществующего и ничто не ст..

Эпидаврский Органический Статут 1822

Первая конституция независимого греч. Гос-ва. Принята 13 янв. 1822 во время греч. Нац.-освободит. Революции 1821-29 собранием представителей освобожденных от тур. Господства областей Греции, открывшимся 1 янв. 1822 в местечке Пиаду, близ Эпидавра ('Epidayros), Вост. Пелопоннес. В значит. Степени составлена на основе франц. Конституции периода Великой франц. Революции. В Греции устанавливалась респ. Форма правления. Гос. Устройство греч. Гос-ва основывалось на принципе разделения власти на законо..

Эпидамн

('Epidamnos) - др.-греч. Название совр. Г. Дуррес.. ..

Эпипалеолит

(от греч. Epi - за, после и палеолит) - выделяемая нек-рыми исследователями археол. Эпоха, непосредственно следующая за палеолитом и соответствующая раннему мезолиту большинства археол. Периодизаций. Датируется началом геологич. Современности. В технике и культуре Э. Еще отчетливо выражены палеолитические черты. К Э., напр. В Европе, обычно относят азильскую мезолитическую культуру.. ..

Эпир

(Hpeiros) - древняя страна в Сев. Греции. Предполагают, что Э. Был древнейшим местопребыванием греч. Племен, откуда они в дальнейшем расселились по Балканскому п-ову и о-вам Эгейского м. В ист. Время Э. Был населен родственными иллирийцам племенами хаонов, молоссов, феспротов и др. Видимо, эти племена вытеснили древнейших греч. Обитателей Э., хотя на его терр. В Додоне оставалось чтимое всеми греками святилище Зевса и оракул. В 6-5 вв. До н. Э. Наиболее сильными в Э. Были хаоны, образовавшие пле..

Эпикур

ЭПИКУР. ..

Эпикур

(341-270 до н.э.) - древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по происхождению. Основатель (306 до н.э.) оригинальной философской школы 'Сад Э.'. Написал около 300 сочинений. Сохранились лишь три письма, в которых сжато изложены основные положения его учения, и ряд фрагментов. 'Э. Приветствует Пифокла' (письмо). 'Э. Приветствует Менекея' (письмо). 'Большой обзор' (предназначенный для начинающих). 'Малый обзор', или 'Письмо к Геродоту' (для более подготовленных последователей). '..

Эпикур

ЭПИКУР (341-270 до н.э.) - древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по происхождению. Основатель (306 до н.э.) оригинальной философской школы "Сад Э.". Написал около 300 сочинений. Сохранились лишь три письма, в которых сжато изложены основные положения его учения, и ряд фрагментов. "Э. Приветствует Пифокла" (письмо). "Э. Приветствует Менекея" (письмо). "Большой обзор" (предназначенный для начинающих). "Малый обзор", или "Письмо к Геродоту" (для более подготовленных последовате..

Эпикур

(341–271 г. До н.э.) – древнегреческий философ, атомист, предшественник материализма, отрицал «высшие миры» и «духовные силы», но видел необходимость богов как образца совершенства для человека, считал задачей человеческой жизни телесные удовольствия, подконтрольные разуму и основанные на познании. Категоризовал удовольствия по естественности и необходимости, призывая к отказу от неестественных – таких, как власть, деньги. Родом с острова Самос, вёл философские школы на острове Лесбос и поздне..

Эпикур

(341—270 до н.э.) — древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по происхождению. Основатель (306 до н.э.) оригинальной философской школы "Сад Э.". Написал около 300 сочинений. Сохранились лишь три письма, в которых сжато изложены основные положения его учения, и ряд фрагментов. "Э. Приветствует Пифокла" (письмо). "Э. Приветствует Менекея" (письмо). "Большой обзор" (предназначенный для начинающих). "Малый обзор", или "Письмо к Геродоту" (для более подготовленных последователей). "..

Эпикур

(Epicurus, Επίχουρος). Греческий философ, основатель эпикурейской школы. Он род. На острове Самос в 342 г. До Р.Х., но большую часть жизни провел в Афинах. Он учил, что высшее благо заключается в удовлетворении и в счастии, и только гораздо позднее стали называть эпикурейцами людей, живущих исключительно в свое удовольствие. По мнению Эпикура, только одна добродетель дает счастье. Стоики же утверждали, что добродетель должна преследоваться ради самой себя и не дарует счастья. Философия Эпикура, ..

Эпикур

     Любитель еды и вина***(Источник. «Объединенный словарь кулинарных терминов»). ..

Дополнительный поиск Эпикур Эпикур

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эпикур" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эпикур, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 6 символа