Эскалатор
(англ. Escalator. Первоисточник. Лат. Scala — лестница) наклонный пластинчатый Конвейер с движущимся ступенчатым полотном, служащий для подъема и спуска пассажиров на станциях метро, в общественных зданиях, на уличных переходах и в других местах со значительными пассажиропотоками. Первые конструкции Э. Разработаны в конце 19 в. В связи с подготовкой к Парижской всемирной выставке 1900. В СССР Э. Впервые были установлены в Московском метрополитене в 1935. Схема Э. Показана на рис. 1. Полотно с двумя бесконечными тяговыми цепями огибает наверху тяговые, а внизу — натяжные звездочки и катится по направляющим путям металлоконструкции. Привод тяговых звездочек состоит из электродвигателя, Редукторов с дополнительными зубчатыми или цепными Передачами и соединительных муфт (См.
Муфта). Для безопасности и удобства использования Э. Оборудован входными площадками с гребенками, опущенными в продольные пазы настилов ступеней, и движущимися с обеих сторон балюстрады (См. Балюстрада) поручнями на высоте 0,9—1 м от ступеней. В качестве поручня используется прорезиненная хлопчатобумажная лента с загнутыми краями. Поручни движутся по направляющим пластинам и отклоняющим блокам. Верхние приводные блоки получают вращение через систему цепных передач от вала тяговых звездочек. Натяжные блоки поручней находятся на наклонной части внутри балюстрады. Перед входными площадками с помощью направляющих путей полотно приобретает горизонтальное положение на длине 0,8—1,2 м, а на наклонной части образует лестницу с углом наклона 30° (для зарубежных Э.
До 35°), используемую пассажирами для самостоятельного передвижения при остановке Э. Полотно Э. (рис. 2) состоит из ступеней, имеющих стальной каркас, двух основных и двух вспомогательных пластмассовых или стальных обрезиненных (бесшумных) катков, насаженных на оси, и двух тяговых цепей. Пластмассовые реечные настилы расположены горизонтально для всех участков рабочей (наружной) ветви трассы. Пластинчатые втулочно-роликовые тяговые цепи полотна имеют упоры на наружных пластинах. Эти упоры совместно с ограничивающими шинами трассы исключают складывание и падение полотна при маловероятном обрыве тяговых цепей. Унифицированные отечественные Э. Имеют. Для зданий — высоту подъема H = 5—7 м, ширину ступеней В = 500—750 мм и скорость υ = 0 4—0,5 м/сек.
Для метро — Н = 10—65 м, В = 900—1000 м и υ = 0,75—1 м/сек. Привод Э. Оборудован рабочими и аварийными тормозами. Э. Снабжен системой защитных электромеханических устройств, а также средствами автоматического включения и выключения (для зданий). Расчетная производительность Э. Для широких ступеней составляет при υ = 0,5 м/сек — 8000, а при υ = 0,9 м/сек — 11000 пассажиров в 1 ч. Мощность двигателя определяется по сумме сопротивлений от движущихся полотна и поручней по методам, принятым соответственно для пластинчатых и ленточных конвейеров. Лит. Спиваковский А. О., Дьячков В. К., Транспортирующие машины, 2 изд., М., 1968. Машины непрерывного транспорта, М., 1969. Л. Н. Колобов. Рис. 1. Схема эскалатора. 1 — натяжная звездочка. 2 — входная площадка.
3 — полотно. 4 — тяговая цепь. 5 — натяжной блок. 6 — поручень. 7 — отклоняющий блок. 8 — приводной блок. 9 — привод тяговых звездочек. 10 — тяговая звездочка. 11 — цепная передача. 12 — направляющая пластина. 13 — направляющий путь. Рис. 2. Полотно эскалатора. 1 — основной каток. 2 — вспомогательный каток. 3 — каркас. 4 и 5 — оси. 6 — тяговая цепь. 7 — настил..
Дополнительный поиск Эскалатор
На нашем сайте Вы найдете значение "Эскалатор" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эскалатор, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 9 символа