Верхнее строение пути

102

часть ж.-д. Пути, состоящая из рельсов со скреплениями, противоугонов, опор (шпал, плит и др.) и балластного слоя. В. С. П. Воспринимает нагрузку подвижного состава и передаёт её на нижнее строение (земляное полотно или искусственное сооружение — мост, тоннель). К В. C. П. (рис. 1) относятся также стрелочные переводы и глухие пересечения. Шпалы (деревянные, железобетонные, реже металлические), обеспечивая неизменность взаимного положения рельсовых нитей, воспринимают давление от рельсов (См. Рельсы) и передают его на балластный слой (см. Балласт). Взамен шпал начинают на отдельных участках применяться сплошные блочные железобетонные основания в виде плит или рам. Противоугоны в виде металлических скоб удерживают рельсы от смещения вдоль пути при движении поездов.

В. С. П. Метрополитена, трамвайного пути, мостов отличается некоторыми особенностями. В. С. П. В тоннелях метрополитена (рис. 2) обычно не имеет балластного слоя. Шпалы укладываются на бетонное основание тоннеля. В. С. П. Трамвая (рис. 3) подчинено требованиям удобного пересечения трамвайных путей автомобильным транспортом, а также надёжного сопряжения с дорожной одеждой (См. Дорожная одежда). В связи с этим на трамвайных путях улиц с интенсивным автомобильным движением обычно применяют желобчатые рельсы на сплошном железобетонном основании с уложенными в него шпалами либо на основании из бетонных плит с прослойкой балласта между ними и шпалами. В. С. П. На мостах во многих случаях укладывается без балластного слоя. Вместо шпал в этих случаях употребляются мостовые брусья.

Тип В. С. П. (вид материала и размеры элементов) зависит от грузонапряженности участка. В СССР для магистральных ж.-д. Линии приняты три типа. I — особо тяжёлый (грузонапряженность в год на 1 км свыше 50 млн. Ткм, с рельсами 75 кг в 1 погонном м). II — тяжёлый (грузонапряженность 25—50 млн. Ткм, с рельсами 65 кг). III — нормальный (грузонапряженность до 25 млн. Ткм, с рельсами 50 кг). Ведутся работы (1970) по применению сплошного железобетонного подрельсового основания. Лит. Шахунянц Г. М., Железнодорожный путь, М., 1961. Чернышев М. А., Устройство, содержание и ремонт пути, 2 изд., М., 1963. К. М. Добросельский, В. И. Тихомиров. Рис. 1. Верхнее строение ж.-д. Пути. 1 — песчаный слой. 2 — щебёночный слой. 3 — рельсы со скреплениями. 4 — шпалы. Рис. 2. Верхнее строение пути метрополитена.

Рис. 3. Верхнее строение трамвайного пути на основании из бетонных плит..

Значения в других словарях
Верхнее озеро

(Lake Superior) крупнейшее и глубочайшее из Великих озёр (См. Великие озёра) Северной Америки и самое большое пресноводное озеро в мире. Его северо-восточная часть находится в Канаде, западная и южная — в США. Расположено на высоте 183 м над уровнем моря. Длина 613 км, наибольшая ширина 256 км. Площадь 82,4 тыс. Км2 (из них 28,7 тыс. Км2 — в Канаде). Площадь бассейна вместе с площадью озера равна 207,2 тыс. Км2, наибольшая глубина озера 393 м, объём 12,2 тыс. Км3 (более всего объёма воды Великих..

Верхнее соединение

планеты с Солнцем, см. Конфигурации в астрономии.. ..

Верхнеединск

до 1934 название г. Улан-Удэ — столицы Бурятской АССР. ..

Верхнезейская равнина

возвышенная равнина в Северном Приамурье. Расположена в пределах впадины шириной до 100 км между хребтами Тукурингра и Джагды на Ю., Становым хребтом на С. Высота до 500 м. Длина около 300 км. Сложена озёрными и речными отложениями неогенового и антропогенового возраста. Климат суровый континентальный, осадков 500—600 мм в год (максимум — летом). В. Р. Дренируется верхним течением р. Зеи. Распространены многолетнемёрзлые породы. Господствуют лиственничная тайга на подзолистых почвах и мари — за..

Верхнее Строение Пути

Часть ж.-д. Или трамвайного пути, состоящая из рельсов, рельсовых скреплений, стрелочных переводов, шпал, переводных и мостовых брусьев и др. Рельсовых опор, а также балластного слоя и противоугонов, предназначенная для направления движения колёс подвижного состава, восприятия нагрузки от трансп. Средств и передачи её на земляное полотно и грунтовое основание. ..

Верхнее Строение Пути

Часть жел.-дор. Пути, предназначенная для. 1) направления движения колес подвижного состава, 2) воспринятая давлений от колес подвижного состава, 3) передачи этих давлений нижнему строению. В. С. П. Состоит из балластного слоя, шпал, рельсов, скреплений, противоугонных устройств, а также стрелочных переводов и глухих пересечений с переводными брусьями. 1 — бровка земляного полотна. 2 — обочина. 3—бровка балластного слоя. 4 — балластный слой. А—щебеночный слой, б—песчаная подушка. 5 — шпала. 6 ..

Дополнительный поиск Верхнее строение пути Верхнее строение пути

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Верхнее строение пути" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Верхнее строение пути, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 21 символа