Витте

99

IВи́тте Сергей Юльевич [17(29)6.1849, Тбилиси, — 28.2(13.3).1915, Петроград], русский государственный деятель. Родился в семье крупного чиновника. Окончил в 1870 физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса). В том же году назначен начальником движения Одесской железной дороги, в дальнейшем (около 20 лет) работал в частных железнодорожных обществах. Долголетняя служба способствовала формированию В. Как финансиста и государственного чиновника. В 1883 вышла книга В. «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», принёсшая ему широкую известность. С 1889 директор департамента железных дорог министерства финансов. С февраля 1892 министр путей сообщений, а с августа 1892, в связи с отставкой И.

А. Вышнеградского (См. Вышнеградский), министр финансов. В. Оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства. Активно содействовал развитию российского капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением царской монархии. По инициативе В. Осуществлены крупные экономические мероприятия. Была введена Винная монополия (1894). Сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и развёрнуто железнодорожное строительство (90-е гг.). Осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото. Политика форсирования экономического развития, которую проводил В., была неразрывно связана с привлечением иностранных капиталов в промышленность, банки и государственные займы, что облегчалось протекционистским тарифом 1891 и политическим сближением с Францией.

В 1894 и 1904 были заключены таможенные договоры с Германией. По инициативе и под председательством В. 22 января 1902 создано Особое совещание о нуждах с.-х. Промышленности. В его программе аграрных требований намечены положения, использованные впоследствии П. А. Столыпиным. Местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землёй к подворному. Николай II не решился на проведение реформ, и Особое совещание 30 марта 1905 было закрыто. В. Выступал против расширения земских учреждений. В полемике с И. Л. Горемыкиным (1899) он доказывал, что земские учреждения могут привести к конституции. В. Стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура.

При участии В. Заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии. В., считая преждевременным военный конфликт, выступал за соглашение с Японией. Это в значительной мере определило резкие расхождения политики В. С внешнеполитическим курсом Николая II и «Безобразовской кликой» (См. Безобразовская клика). В августе 1903 В. Получил отставку с поста министра финансов с назначением на пост председателя Комитета министров. Возглавлял делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 с Японией, за что получил графский титул. С октября 1905 по апрель 1906 возглавлял Совет Министров. Во время Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 (См.

Октябрьская всероссийская политическая стачка 1905) настоял на программе уступок буржуазии, нашедшей своё выражение в Манифесте 17 октября 1905 (См. Манифест 17 октября 1905). Проводя политику лавирования, В. В то же время был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу. Им были направлены войска из Петербурга для подавления Московского вооружённого восстания. В 1906 он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. Франков. Всё это укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако В. Оказался слишком «левым» для основной массы дворянства и верхушки правящей бюрократии и слишком «правым» для буржуазно-либеральных кругов октябристско-кадетского толка. В. Подал в отставку, которая была принята 16 апреля 1906.

Последние годы жизни провёл в Петербурге и за границей. Оставаясь членом Государственного совета, В. Принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого был до самой смерти. В 1907—12 В. Написал «Воспоминания», представляющие значительный интерес для характеристики политики царского правительства. Соч. Воспоминания, т. 1—3, М., 1960 (вступительная статья А. Л. Сидорова «Граф С. Ю. Витте и его “Воспоминания”»). Лит. Ленин В. И., Китайская война, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 4. Его же, Гонители земства и Аннибалы либерализма, там же, т. 5. Его же, По поводу государственной росписи, там же, т. 6. Его же, Разгром, там же, т. 10. Его же, Европейский капитал и самодержавие, там же, т. 9. Его же, Равновесие сил, там же, т. 12. Его же, Начало разоблачений о переговорах партии к.-д.

С министрами, там же, т. 21. Тарле Е. В., Граф С. Ю. Витте. Опыт характеристики внешней политики, Л., [1927]. Романов Б. А., Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895—1907, 2 изд., М. — Л., 1955. А. Л. Сидоров. С. Ю. Витте.IIВи́тте (Witte) Эмманюэл де (около 1617, Алкмар, — 1692, Амстердам), голландский живописец. Работал в Роттердаме, Делфте, Амстердаме. Сложился под воздействием К. Фабрициуса. Писал церковные интерьеры, впечатляющие глубоким, серьёзным настроением, поэтическим ощущением пространства и света («Интерьер католической церкви», 1668, Маурицхёйс, Гаага. «Внутренний вид церкви», Эрмитаж, Ленинград), а также рыбные рынки на портовых площадях («Рынок», 1679, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Многолюдные рыночные сцены В.

Отличаются широтой и динамикой пространственной композиции, сливая воедино элементы бытового жанра, пейзажа и натюрморта. Холодный серый тон картин В. Обогащён цветовыми контрастами, сильными бликами света и тонкими рефлексами. Творчество В. (одного из последних голландских реалистов 17 в.), с его демократизмом и драматической напряжённостью, резко расходилось с требованиями буржуазной среды. Конфликты с ней завершились самоубийством впавшего в нищету художника. Лит. Manke I., Emanuel de Witte, Arnst., 1963. Э. Де Витте. «Рынок в порту». Около 1668—69. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва..

Значения в других словарях
Витт Отто Николаус

Витт (Witt) Отто Николаус (31.3.1853, Петербург, ‒ 23.3.1915, Шарлоттенбург, близ Берлина), немецкий химик-органик. Сын обрусевшего немца И. Н. Витта, преподавателя химии в Петербургском практическом технологическом институте. В 1875 окончил Цюрихский политехнический университет, затем работал на химических заводах Англии, Швейцарии и Германии. С 1885 приват-доцент, с 1891 профессор технической химии Высшей технической школы в Берлине. В. Разработал теорию зависимости между окраской и строением ..

Витт Ян де

Витт (Witt) Ян де (24.9.1625, Дордрехт, ‒ 20.8.1672, Гаага), голландский государственный деятель, фактический правитель Республики Соединённых провинций (Нидерландов) в 1650‒72 (с 1653 ‒ великий пенсионарий. ..

Витте Сергей Юльевич

Витте Сергей Юльевич [17(29)6.1849, Тбилиси, ‒ 28.2(13.3).1915, Петроград], русский государственный деятель. Родился в семье крупного чиновника. Окончил в 1870 физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса). В том же году назначен начальником движения Одесской железной дороги, в дальнейшем (около 20 лет) работал в частных железнодорожных обществах. Долголетняя служба способствовала формированию В. Как финансиста и государственного чиновника. В 1883 вышла книга В. «Принципы..

Витте Эмманюэл де

Витте (Witte) Эмманюэл де (около 1617, Алкмар, ‒ 1692, Амстердам), голландский живописец. Работал в Роттердаме, Делфте, Амстердаме. Сложился под воздействием К. Фабрициуса. ..

Витте

ВИТТЕ Сергей Юльевич (1849-1915), граф (1905), государственный деятель, действительный тайный советник (1899), почётный член Петербургской АН (1893). С февраля 1892 министр путей сообщения, с августа 1892 министр финансов. С 1903 председатель Комитета министров. В 1905-06 председатель реформированного Совета министров. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), укрепившей внутренний и внешний курс рубля, строительства Транссибирской железной дороги. Предложен..

Витте

ВИТТЕ Сергей Юлиевич (1849 - 1915), российский государственный деятель, граф (с 1905). В 1892 министр путей сообщения, с 1892 министр финансов. С 1903 председатель Кабинета министров. В 1905 - 06 председатель Совета Министров. Инициатор введения винной монополии (1894), денежной реформы> (1897), установившей золотой монометаллизм, строительства Сибирской железной дороги. Подписал Портсмутский мир (1905), после чего в широких общественных кругах получил прозвище "граф Полусахалинский". Разработал..

Витте

, Эмануэл де (Witte, Emanuel de) 1617, Алкмар — 1691 или 1692, Амстердам. Голландский живописец. Родился в семье школьного учителя. Учился, возможно, в Делфте у Э. Ван Алста, испытал влияние делфтских мастеров архитектурного жанра Г. Хоугеста и Х. Ван дер Влига, и особенно сильное — К. Фабрициуса. Работал в Алкмаре, с 1636 — член гильдии живописцев, в Роттердаме (1639—1640), Делфте (1642—1650), а с 1642 — и в Амстердаме. Писал картины на мифологические, жанровые сюжеты, пейзажи, марины, портреты..

Витте

Витте Сергей Юльевич (1849-1915). Граф, русский государственный деятель. Начал свою служебную деятельность начальником службы движения одесской ветви Юго-Западных железных дорог. В 1879 г. Работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплоатации в правлении Юго-Западных железных дорог. В 1888 г. Был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. Стал управляющим министерством путей сообщения. В конце того же года Витте был назначен ..

Витте

Сергей Юльевич (1845–1915) - граф, крупный государственный деятель в истории России. Во время русско-Японской войны 1904–1905 гг. Царь Николай II назначил С. Витте, в то время председателя совета министров, своим представителем на мирных переговорах с японской стороной в Портсмуте. За заключение Портсмутского мирного договора с Японией Сергей Юльевич Витте получил от Николая II титул графа.. ..

Витте

Сергей Юльевич (17.VI.1849 - 28.11.1915), граф, - рус. Гос. Деятель. Родился в Тифлисе в семье крупного чиновника. Окончил физико-математич. Ф-т Новоросс. Ун-та (Одесса). В 1869 зачислен в канцелярию Одесского ген.-губернатора, занимался изучением службы движения ж. Д. В 1870 назначен нач. Конторы движения Одесской ж. Д., в дальнейшем работал в частном ж.-д. Об-ве в Киеве. В 1883 В. Написал книгу "Принципы ж.-д. Тарифов по перевозке грузов", принесшую ему широкую известность. В 1889 по желанию А..

Дополнительный поиск Витте Витте

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Витте" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Витте, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 5 символа