Водно-моторный спорт
технический вид спорта, включающий скоростные соревнования и туризм на моторных судах. Различают моторные суда спортивные, гоночные, надувные, с воздушным винтом и др. В зависимости от рабочего объёма (литража) двигателей или предельной суммарной массы корпуса и силовой установки типы судов разделены на классы, которые, помимо основных (см. Таблицу), включают надувные суда, туристские суда с дизельными двигателями и др. Почти во всех типах предусмотрен так называемый неограниченный класс, допускающий большую свободу в выборе двигателя и корпуса. Все типы и классы гоночных судов обозначены международными буквенными индексами. Основные типы и классы гоночных судов, принятые в СССР ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Тип | Класс | Рабочий объем | | | | двигателя, см3 | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | O | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Гоночные суда с | OJ | до 175 | | подвесными | OA | 175—250 | | моторами | OB | 250—350 | | | OC | 350—500 | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | S | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Спортивные суда | SJ | до 175 | | с подвесными | SA | 175—250 | | моторами | SB | 250—350 | | | SC | 350—500 | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | R | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Гоночные суда со | R1 | до 1000 | | стационарными | R2 | 1000—1500 | | двигателями | R4 | 2000—2500 | | | R6 | 5000—7000 | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | S | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Спортивные суда | S1 | до 1000 | | со стационарными | S2 | 1000—1500 | | двигателями | S3 | 1500—2000 | | | S4 | 2000—2500 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Рекорды скорости регистрируются на определённых дистанциях или «на время».
Гонки проводятся по замкнутым (кольцевым) трассам, обозначаемым буями или знаками, обычно со стартом и финишем в одном месте. За рубежом распространены водные ралли, а также гонки в океане на большие дистанции. В.-м. С. Способствует овладению техникой, вырабатывает быстроту реакции, находчивость. Служит лучшим средством испытания новых конструкций в условиях гонок, способствует совершенствованию двигателей и судов. В Европе, Америке и Австралии В.-м. С. Зародился в начале 20 в. И стал интенсивно развиваться после 1-й мировой войны. В 1903 англичанин С. Эдж развил рекордную скорость —31,46 км/ч. Абсолютный рекорд скорости (на 1 января 1970) принадлежит американцу Л. Тейлору (1967, судно с турбореактивным двигателем) —459,0 км/ч.
Абсолютный рекорд мира на судне неограниченного класса со стационарным турбореактивным двигателем и погруженным гребным винтом установил (1962) американец Р. Деби — 322,54 км/ч. С 1967 по результатам 8—10 гонок, проводимых в разных странах, определяют чемпиона мира по океанским гонкам (чемпион 1969 — американец Дон Аронау). Значительную роль в развитии В.-м. С. Сыграли англичане М. И Д. Кэмпбелл. Наибольшее распространение В.-м. С. Получил в ГДР, ФРГ, Италии, Франции, Бельгии, Швеции, Великобритании, США, Японии и др. В России первые гонки на моторных судах состоялись в 1904 в Петербурге. В 1907 — международные гонки на каютных моторных судах. В 1925 в СССР была организована секция В.-м. С. При Московском автоклубе. Впервые в 1938 было проведено личное первенство СССР по В.-м.
С., общее командное первенство СССР состоялось в 1952. С 1956 они проводятся ежегодно. В развитие В.-м. С. В СССР большой вклад внесли Ю. В. Емельянов, П. А. Леонтьев, В. М. Жиров, Г. Б. Берзина, Р. Н. Шибаев и др. Советские спортсмены О. Гаврилов, В. Слинков, В. Исаков, Ю. Лилл, Р. Упатниекс, братья И. И П. Богдановы, В. Степанчиков, Е. Степанов и др. Были рекордсменами и чемпионами СССР, призёрами международных соревнований. В.-м. С. В СССР руководит Федерация В.-м. С., входящая в Бюро всесоюзных федераций военно-технических видов спорта ДОСААФ. Организацией В.-м. С., разработкой правил, проведением соревнований и регистрацией мировых рекордов занимается созданный в 1922 Международный союз водно-моторного спорта (УИМ). Федерация В.-м. С. СССР входит в УИМ с 1969.
Лит. Водно-моторный спорт, М., 1959. Л. Е. Трегубенко..
Дополнительный поиск Водно-моторный спорт
На нашем сайте Вы найдете значение "Водно-моторный спорт" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Водно-моторный спорт, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 20 символа