Гендель

70

(Händel) Георг Фридрих [23.2.1685, Галле, — 14.4.1759, Лондон], немецкий композитор. Зрелое творчество Г. Протекало в Англии. Сын придворного цирюльника-хирурга. Как композитор и исполнитель на различных инструментах сформировался под руководством композитора и органиста Ф. Цахау. В 17 лет стал органистом в Галле. В 1703 переехал в Гамбург, где находился единственный в Германии оперный театр во главе с Р. Кайзером, поставивший первые оперы Г. «Альмира» и «Нерон». После закрытия театра (1706) жил в Италии, где создал итальянскии оперы «Родриго» (1707), «Агриппина» (1709), ораторию «Триумф Времени и Правды» (первоначальную редакцию), пасторальную серенаду «Ацис, Галатея и Полифем» (1708), камерные кантаты, дуэты, терцеты, псалмы.

В Италии Г. Завоевал славу выдающегося клавесиниста. В 1710—16 жизнь Г. Была связана попеременно с Ганновером и Лондоном. Большой успех имела в Лондоне его опера «Ринальдо» (1711). С 1720 возглавил в Лондоне оперный театр, создал оперы «Радамист» (1720), «Отгон» (1723), «Юлий Цезарь» (1724), «Роделинда» (1725) и др. В этих операх Г. Опирался на распространённый в Западной Европе тип итальянской оперы-сериа. Однако положение композитора в Англии было трудным. Английская знать предпочитала произведения композиторов-итальянцев, буржуазно-демократические круги видели в итальянских операх Г. Ущемление национальных интересов. Особенно сильный удар оперной деятельности Г. Нанёс поставленный в 1728 спектакль «Опера нищих» (текст Дж.

Гея, музыка Дж. Пепуша), в котором высмеивалась аристократия и пародировалась итальянская опера (здесь были и цитаты из опер Г.). Театр Г. Был закрыт, но композитор продолжал писать оперы. «Орландо» (1733), «Альцина» (1735), «Ксеркс» (1738) и др. Новые крушения надежд привели Г. В 1737 к параличу. По выздоровлении композитор возвратился к творческой деятельности. В творчестве англ. Периода Г. Не остался в стороне от англ. Музыкальных традиций. Он изучал музыку крупнейшего композитора Г. Пёрселла, ещё в 1717—19 им были написаны хоровые произведения в стиле англ. Культовой музыки «Антемы». Обратившись к популярной в Англии библейской тематике, он создал ораторию «Эсфирь» (1720. 2-я редакция 1732). В 1730-х гг. Г. Всё чаще обращается к жанру монументальной оратории («Дебора», 1733, «Саул», 1739, «Израиль в Египте», 1739, и др.).

В 1740-х гг. Оратория полностью вытеснила оперу в творчестве композитора (последняя опера Г. — «Деидамия», 1741). В 1742 в Дублине с большим успехом была исполнена оратория «Мессия», в 1743 завершена оратория «Самсон». В 1745—46, во время вооруженной борьбы англичан против попыток реставрации династии Стюартов с помощью шотландской армии, героическое творчество Г. Получило наконец всеобщее признание. Произведения Г. Этих лет — «Гимн добровольцев», оратории «На случай» и «Иуда Маккавей» принимались с энтузиазмом патриотически настроенной аудиторией. До конца жизни Г. Сопутствовала репутация крупнейшего композитора. Неизменным успехом сопровождались выступления Г. В качестве органиста. Слепота и тяжёлая болезнь, поразившие Г.

В начале 1750-х гг., не дали возможности завершить ораторию «Иевфай». Оперы (свыше 40) и оратории (свыше 30) занимают ведущее место в наследии Г. В них выразилось тяготение композитора к драматизму и монументальности. Г. Стремился драматизировать оперу-сериа, усилил роль оркестра и хора, но не смог до конца реформировать этот устаревший к тому времени оперный жанр. Гораздо свободнее проявились важнейшие черты творчества Г. В жанре оратории. Опираясь на образцы 17 в. (Дж. Кариссими, Г. Шюц) и достижения оперного искусства, Г. Создал новый тип оратории, грандиозной по масштабам, демократической по музыкальному языку, повлиявшей на творчество многих западно-европейских и русских композиторов. В своих произведениях Г. Не только раскрывал с большой силой личную драму («Самсон», «Иевфай»), но и показал страдания и борьбу народных масс.

Библейские сюжеты в героико-драматических ораториях Г. Выражали стремления и чаяния широких демократических слоев английского народа. Некоторые оратории написаны на античные сюжеты («Геркулес», «Альцеста», «Семела»). Оптимистические концепции ораторий «Самсон», «Израиль в Египте», «Иуда Маккавей» и др. Во многом предвосхитили симфонические замыслы Л. Бетховена. В ораториях Г. Использует формы арий, ансамблей и речитативов, но особое значение приобретает в них хор. В хорах Г. Выступает, как и И. С. Бах, крупнейшим полифонистом. Значительна в ораториях Г. И роль оркестра (увертюры, эпизоды изобразительного характера, насыщенный тематическим развитием аккомпанемент в вокальных эпизодах). К вокально-инструментальным жанрам относятся также пассионы, кантаты, различные культовые произведения Г.

Инструментальное наследие Г. Включает оркестровые концерты. Наиболее популярны 12 кончерто-гроссо, 12 органных концертов в сопровождении оркестра или ансамбля — новый жанр, созданный Г., сонаты и трио-сонаты для различных инструментов, клавесинные сочинения. Особо выделяются произведения для большого оркестрового состава с участием духовых инструментов, предназначенные для исполнения на открытом воздухе, — «Музыка на воде» (1716), «Музыка к фейерверку» (1749). Соч. Werke. Ausgabe der Deutschen Händelgesellschaft, Bd 1 — 100, Lpz., 1858 — 1902. Hallische Händel-Gusgabe, Ser. 1-4, Lpz. — Kassel, 1955 (изд. Продолжается). Лит. Роллан P., Г. Гендель, 2 изд., пер. С франц., М., 1934. Его же, Портрет Генделя, в его кн. Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собр.

Соч., т. 17, Л., 1935. Грубер Р. И., Гендель, Л., 1935. Ливанова Т. Н., Музыкальная классика 18 века, М. — Л., 1939. Chrysander F., G. F. Händel, Bd 1—3, 2 Aufl., Lpz., 1919. Flower N., George Friedric Handel. His personality and his times, new ed., L., 1959. Leichtentritt Н., Händel, Stuttg. — [u. A.], 1924. Siegmund-Schultze W., Georg Ffredrich Händel, 3 Aufl., Lpz., 1962. Serauky W., Georg Friedrich Händel. Sein Leben, sein Werk, Bd 3—5, Lpz., 1956—58. Г. В. Крауклис. Г. Ф. Гендель..

Значения в других словарях
Генгенбах

(Gengenbach) Памфилус (около 1480, Нюрнберг, — около 1525, Базель), швейцарский писатель и типограф. Переселился в Швейцарию из Германии. Был мейстерзингером, писал фастнахтшпили, масленичные комедии. В аллегорическом представлении «Десять возрастов этого мира» (1515) обличаются присущие человеку пороки. С началом Реформации примкнул к ней как создатель тенденциозной протестантской драмы. Его диалоги и стихотворные пьесы направлены против католического духовенства («Жалоба на тех, кто поедает ме..

Генгенбах Памфилус

Генгенбах (Gengenbach) Памфилус (около 1480, Нюрнберг, ≈ около 1525, Базель), швейцарский писатель и типограф. Переселился в Швейцарию из Германии. Был мейстерзингером, писал фастнахтшпили, масленичные комедии. В аллегорическом представлении «Десять возрастов этого мира» (1515) обличаются присущие человеку пороки. С началом Реформации примкнул к ней как создатель тенденциозной протестантской драмы. Его диалоги и стихотворные пьесы направлены против католического духовенства («Жалоба на тех, кто ..

Гендель Георг Фридрих

Гендель (Händel) Георг Фридрих [23.2.1685, Галле, ≈ 14.4.1759, Лондон], немецкий композитор. Зрелое творчество Г. Протекало в Англии. Сын придворного цирюльника-хирурга. Как композитор и исполнитель на различных инструментах сформировался под руководством композитора и органиста Ф. Цахау. В 17 лет стал органистом в Галле. В 1703 переехал в Гамбург, где находился единственный в Германии оперный театр во главе с Р. Кайзером, поставивший первые оперы Г. «Альмира» и «Нерон». После закрытия театра (1..

Гендемианский мирный договор 1873

заключён после занятия Хивы русскими войсками в июне 1873, подписан 12(24) августа 1873 туркестанским генерал-губернатором К. П. Кауфманом и хивинским ханом Сеидом Мухаммед-Рахимом II (см. Хивинское ханство) в ханском саду Гендемиан (см. Туркменская ССР (См. Туркменская Советская Социалистическая республика), Исторический очерк). По Г. М. Д. Хан признал себя «покорным слугой императора всероссийского», отказался от самостоятельных внешних сношений с др. Государствами, принял обязательство не пр..

Гендель

(Георг Фридрих Haendel) — знаменитый германский композитор, проведший почти всю свою жизнь в Англии (1684-1759). Музыкальные способности Г. Проявились весьма рано, несмотря на все препятствия со стороны отца. Восьмилетним мальчиком он уже хорошо играл самоучкой на органе. Десяти лет писал мотеты, которые исполнялись в церкви города Галле. В 1703 г. Г. Отправился в Гамбург, который славился своей оперой, и поступил в оркестр. В Гамбурге Г. Написал множество самых разнообразных композиций, в том ч..

Гендель

Гендель-Будённый поскакали. Жарг. Муз. Шутл. Название произведения “Пассакалия” (Гендель-Буззони). БСРЖ, 124.. ..

Гендель

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Дополнительный поиск Гендель Гендель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гендель" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гендель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 7 символа