Гендель Георг Фридрих

78

Гендель (Händel) Георг Фридрих [23.2.1685, Галле, ≈ 14.4.1759, Лондон], немецкий композитор. Зрелое творчество Г. Протекало в Англии. Сын придворного цирюльника-хирурга. Как композитор и исполнитель на различных инструментах сформировался под руководством композитора и органиста Ф. Цахау. В 17 лет стал органистом в Галле. В 1703 переехал в Гамбург, где находился единственный в Германии оперный театр во главе с Р. Кайзером, поставивший первые оперы Г. «Альмира» и «Нерон». После закрытия театра (1706) жил в Италии, где создал итальянскии оперы «Родриго» (1707), «Агриппина» (1709), ораторию «Триумф Времени и Правды» (первоначальную редакцию), пасторальную серенаду «Ацис, Галатея и Полифем» (1708), камерные кантаты, дуэты, терцеты, псалмы.

В Италии Г. Завоевал славу выдающегося клавесиниста.═ В 1710≈16 жизнь Г. Была связана попеременно с Ганновером и Лондоном. Большой успех имела в Лондоне его опера «Ринальдо» (1711). С 1720 возглавил в Лондоне оперный театр, создал оперы «Радамист» (1720), «Отгон» (1723), «Юлий Цезарь» (1724), «Роделинда» (1725) и др. В этих операх Г. Опирался на распространённый в Западной Европе тип итальянской оперы-сериа. Однако положение композитора в Англии было трудным. Английская знать предпочитала произведения композиторов-итальянцев, буржуазно-демократические круги видели в итальянских операх Г. Ущемление национальных интересов. Особенно сильный удар оперной деятельности Г. Нанёс поставленный в 1728 спектакль «Опера нищих» (текст Дж.

Гея, музыка Дж. Пепуша), в котором высмеивалась аристократия и пародировалась итальянская опера (здесь были и цитаты из опер Г.). Театр Г. Был закрыт, но композитор продолжал писать оперы. «Орландо» (1733), «Альцина» (1735), «Ксеркс» (1738) и др. Новые крушения надежд привели Г. В 1737 к параличу. По выздоровлении композитор возвратился к творческой деятельности. В творчестве англ. Периода Г. Не остался в стороне от англ. Музыкальных традиций. Он изучал музыку крупнейшего композитора Г. Пёрселла, ещё в 1717≈19 им были написаны хоровые произведения в стиле англ. Культовой музыки «Антемы». Обратившись к популярной в Англии библейской тематике, он создал ораторию «Эсфирь» (1720. 2-я редакция 1732).═ В 1730-х гг. Г. Всё чаще обращается к жанру монументальной оратории («Дебора», 1733, «Саул», 1739, «Израиль в Египте», 1739, и др.).

В 1740-х гг. Оратория полностью вытеснила оперу в творчестве композитора (последняя опера Г. ≈ «Деидамия», 1741). В 1742 в Дублине с большим успехом была исполнена оратория «Мессия», в 1743 завершена оратория «Самсон».═ В 1745≈46, во время вооруженной борьбы англичан против попыток реставрации династии Стюартов с помощью шотландской армии, героическое творчество Г. Получило наконец всеобщее признание. Произведения Г. Этих лет ≈ «Гимн добровольцев», оратории «На случай» и «Иуда Маккавей» принимались с энтузиазмом патриотически настроенной аудиторией. До конца жизни Г. Сопутствовала репутация крупнейшего композитора. Неизменным успехом сопровождались выступления Г. В качестве органиста. Слепота и тяжёлая болезнь, поразившие Г.

В начале 1750-х гг., не дали возможности завершить ораторию «Иевфай».═ Оперы (свыше 40) и оратории (свыше 30) занимают ведущее место в наследии Г. В них выразилось тяготение композитора к драматизму и монументальности. Г. Стремился драматизировать оперу-сериа, усилил роль оркестра и хора, но не смог до конца реформировать этот устаревший к тому времени оперный жанр. Гораздо свободнее проявились важнейшие черты творчества Г. В жанре оратории. Опираясь на образцы 17 в. (Дж. Кариссими, Г. Шюц) и достижения оперного искусства, Г. Создал новый тип оратории, грандиозной по масштабам, демократической по музыкальному языку, повлиявшей на творчество многих западно-европейских и русских композиторов. В своих произведениях Г.

Не только раскрывал с большой силой личную драму («Самсон», «Иевфай»), но и показал страдания и борьбу народных масс. Библейские сюжеты в героико-драматических ораториях Г. Выражали стремления и чаяния широких демократических слоев английского народа. Некоторые оратории написаны на античные сюжеты («Геркулес», «Альцеста», «Семела»). Оптимистические концепции ораторий «Самсон», «Израиль в Египте», «Иуда Маккавей» и др. Во многом предвосхитили симфонические замыслы Л. Бетховена.═ В ораториях Г. Использует формы арий, ансамблей и речитативов, но особое значение приобретает в них хор. В хорах Г. Выступает, как и И. С. Бах, крупнейшим полифонистом. Значительна в ораториях Г. И роль оркестра (увертюры, эпизоды изобразительного характера, насыщенный тематическим развитием аккомпанемент в вокальных эпизодах).

К вокально-инструментальным жанрам относятся также пассионы, кантаты, различные культовые произведения Г.═ Инструментальное наследие Г. Включает оркестровые концерты. Наиболее популярны 12 кончерто-гроссо, 12 органных концертов в сопровождении оркестра или ансамбля ≈ новый жанр, созданный Г., сонаты и трио-сонаты для различных инструментов, клавесинные сочинения. Особо выделяются произведения для большого оркестрового состава с участием духовых инструментов, предназначенные для исполнения на открытом воздухе, ≈ «Музыка на воде» (1716), «Музыка к фейерверку» (1749).Соч. Werke. Ausgabe der Deutschen Händelgesellschaft, Bd 1 ≈ 100, Lpz., 1858 ≈ 1902. Hallische Händel-Gusgabe, Ser. 1-4, Lpz. ≈ Kassel, 1955 (изд. Продолжается).═ Лит.

Роллан P., Г. Гендель, 2 изд., пер. С франц., М., 1934. Его же, Портрет Генделя, в его кн. Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собр. Соч., т. 17, Л., 1935. Грубер Р. И., Гендель, Л., 1935. Ливанова Т. Н., Музыкальная классика 18 века, М. ≈ Л., 1939. Chrysander F., G. F. Händel, Bd 1≈3, 2 Aufl., Lpz., 1919. Flower N., George Friedric Handel. His personality and his times, new ed., L., 1959. Leichtentritt Н., Händel, Stuttg. ≈ [u. A.], 1924. Siegmund-Schultze W., Georg Ffredrich Händel, 3 Aufl., Lpz., 1962. Serauky W., Georg Friedrich Händel. Sein Leben, sein Werk, Bd 3≈5, Lpz., 1956≈58.═ Г. В. Крауклис..

Значения в других словарях
Генгенбах Памфилус

Генгенбах (Gengenbach) Памфилус (около 1480, Нюрнберг, ≈ около 1525, Базель), швейцарский писатель и типограф. Переселился в Швейцарию из Германии. Был мейстерзингером, писал фастнахтшпили, масленичные комедии. В аллегорическом представлении «Десять возрастов этого мира» (1515) обличаются присущие человеку пороки. С началом Реформации примкнул к ней как создатель тенденциозной протестантской драмы. Его диалоги и стихотворные пьесы направлены против католического духовенства («Жалоба на тех, кто ..

Гендель

(Händel) Георг Фридрих [23.2.1685, Галле, — 14.4.1759, Лондон], немецкий композитор. Зрелое творчество Г. Протекало в Англии. Сын придворного цирюльника-хирурга. Как композитор и исполнитель на различных инструментах сформировался под руководством композитора и органиста Ф. Цахау. В 17 лет стал органистом в Галле. В 1703 переехал в Гамбург, где находился единственный в Германии оперный театр во главе с Р. Кайзером, поставивший первые оперы Г. «Альмира» и «Нерон». После закрытия театра (1706) жил..

Гендемианский мирный договор 1873

заключён после занятия Хивы русскими войсками в июне 1873, подписан 12(24) августа 1873 туркестанским генерал-губернатором К. П. Кауфманом и хивинским ханом Сеидом Мухаммед-Рахимом II (см. Хивинское ханство) в ханском саду Гендемиан (см. Туркменская ССР (См. Туркменская Советская Социалистическая республика), Исторический очерк). По Г. М. Д. Хан признал себя «покорным слугой императора всероссийского», отказался от самостоятельных внешних сношений с др. Государствами, принял обязательство не пр..

Гендерсон

Хендерсон (Henderson) Артур (13.9.1863, Глазго, — 20.10.1935, Лондон), английский политический деятель, один из правых лидеров Лейбористской партии, в 1911—34 её секретарь. В период 1-й мировой войны, в 1915—17, входил в правительства Г. Асквита и Д. Ллойд Джорджа, выступал за «войну до победного конца». В 1924 министр внутренних дел в 1-м лейбористском кабинете Р. Макдональда. В 1929—31 министр иностранных дел во 2-м кабинете Р. Макдональда, которое под давлением народных масс в 1929 восстанов..

Гендель Георг Фридрих

(Handel, Georg Friedrich)(1685-1759), немецкий композитор, большую часть жизни работавший в Англии. Наряду с И.С.Бахом - крупнейший представитель эпохи барокко в музыке и, по общему мнению, одна из величайших фигур в истории мирового музыкального искусства. Оратория Генделя Мессия (Messiah) - в числе всемирно любимых и популярных произведений, но Мессия - лишь один из многочисленных шедевров этого необычайно одаренного и плодовитого музыканта.ЖИЗНЬРанние годы. Георг Фридрих Гендель родился 23 фе..

Гендель Георг Фридрих

( 23 II 1685, Галле - 14 IV 1759, Лондон) Г. Ф. Гендель - одно из крупнейших имен в истории музыкального искусства. Великий композитор эпохи Просвещения, он открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории, предвосхитил многие музыкальные идеи последующих столетий - оперный драматизм К. В. Глюка, гражданственный пафос Л. Бетховена, психологическую глубину романтизма. Это человек уникальной внутренней силы и убежденности. "Вы можете презирать кого и что угодно", - говорил Б. Шоу, - но в..

Дополнительный поиск Гендель Георг Фридрих Гендель Георг Фридрих

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гендель Георг Фридрих" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гендель Георг Фридрих, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 21 символа