Гуманизм

136

(от лат. Humanus — человеческий, человечный) исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Идеи Г. Имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов начиная с глубокой древности. Но система взглядов Г. Впервые формируется в эпоху Возрождения (См. Возрождение).

Г. Выступил в это время как широкое течение общественной мысли, охватившее философию, филологию, литературу, искусство и запечатлевшееся в сознании эпохи. Г. Формировался в борьбе с феодальной идеологией, религиозной догматикой, духовной диктатурой церкви. Гуманисты, возродив к жизни множество литературных памятников классической древности, использовали их для развития светской культуры и образованности. Они противопоставили богословско-схоластическому знанию знание светское, религиозному аскетизму — наслаждение жизнью, уничижению человека — идеал свободной всесторонне развитой личности. В 14—15 вв. Центром гуманистической мысли была Италия (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лоренцо Балла, Пикоделла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.), затем Г.

Распространяется и в других европейских странах одновременно с движением Реформации (См. Реформация). Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие Г. — М. Монтень, Ф. Рабле (Франция), У. Шекспир, Ф. Бэкон (Англия), Л. Вивес, М. Сервантес (Испания), У. Гуттен, А. Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и др. Г. Эпохи Возрождения был одним из главных выражений того переворота в культуре и мировоззрении, который отражал начавшееся становление капиталистических отношений. Дальнейшее развитие идей Г. Связано с общественной мыслью периода буржуазных революций (17 — начало 19 вв.). Идеологи нарождавшейся буржуазии разрабатывали идеи «естественных прав» человека, выдвигали в качестве критерия пригодности социального устройства его соответствие абстрактной «природе человека», пытались найти пути сочетания блага личности и общественных интересов, опираясь на теорию «разумного эгоизма», правильно понятого личного интереса, французские просветители 18 в.

— П. Гольбах, А. К. Гельвеций, Д. Дидро и др. — отчётливо связали Г. С материализмом и атеизмом. Ряд принципов Г. Был разработан в немецкой классической философии. И. Кант выдвинул идею вечного мира, сформулировал положение, выражающее сущность Г., — человек может быть для другого человека только целью, но не средством. Правда, осуществление этих принципов было отнесено Кантом в неопределённое будущее. Система гуманистических воззрений, созданных в условиях поднимающегося капитализма, явилась великим завоеванием общественной мысли. Вместе с тем она была внутренне противоречива и исторически ограничена, ибо опиралась на индивидуалистическую концепцию личности, на абстрактное понимание человека. Эта противоречивость абстрактного Г.

Отчётливо обнару жилась с утверждением капитализма — строя, где в прямую противоположность идеалам Г. Человек превращается в средство производства капитала, подчиняется господству чуждых ему стихийных социальных сил и законов, капиталистического разделения труда, которое уродует личность, делает её односторонней. Господство частной собственности и разделения труда порождает различные виды отчуждения (См. Отчуждение) человека. Это доказывает, что на основе частной собственности принципы Г. Не могут стать нормами отношений между людьми. Критикуя частную собственность, Т. Мор, Т. Кампанелла, Морелли и Г. Мабли считали, что, лишь заменив её общностью имущества, человечество сможет достичь счастья и благополучия. Эти идеи были развиты великими социалистами-утопистами А.

Сен-Симоном, Ш. Фурье, Р. Оуэном, которые видели противоречия уже сложившегося капиталистического строя и, вдохновляясь идеалами Г., разрабатывали проекты реформирования общества на началах социализма. Однако они не смогли найти реальных путей создания социалистического общества, и в их представлениях о будущем наряду с гениальными догадками было много фантастического. Гуманистическую традицию в общественной мысли России в 19 в. Представляли революционные демократы — А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. Н. Добролюбов, Т.Г. Шевченко и др. Идеи Г. Вдохновляли классиков великой русской литературы 19 в. Новый этап в развитии Г. Начался с возникновением марксизма, который отверг отвлечённую, внеисторическую трактовку «природы человека» лишь как биологической «родовой сущности» и утвердил её научное конкретно-историческое понимание, показав, что «...сущность человека.

Есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3). Марксизм отказался от абстрактного, надклассового подхода к проблемам Г. И поставил их на реальную историческую почву, сформулировал новую концепцию Г. — пролетарский, или социалистический, Г., вобравший в себя лучшие достижения гуманистической мысли прошлого. К. Маркс впервые определил реальные пути осуществления идеалов Г., связав его с научной теорией общественного развития, с революционным движением пролетариата, с борьбой за коммунизм. Коммунизм ликвидирует частную собственность и эксплуатацию человека человеком, национальный гнёт и расовую дискриминацию, социальные антагонизмы и войны, устраняет все формы отчуждения, ставит достижения науки и культуры на службу человека, создаёт материальные, социальные и духовные предпосылки для гармоничного и всестороннего развития свободной человеческой личности.

При коммунизме труд из средства к жизни превращается в первую жизненную потребность, а высшей целью общества становится развитие самого человека. Поэтому Маркс назвал коммунизм реальным, практическим Г. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 637). Противники коммунизма отрицают гуманистический характер марксизма на том основании, что он опирается на материализм и включает в себя теорию классовой борьбы. Эта критика несостоятельна, ибо материализм, признавая ценность земной жизни, ориентирует на её преобразование в интересах человека, а марксистская теория классовой борьбы как ничем не заменимого средства решения социальных проблем при переходе к социализму вовсе не является апологией насилия.

Она оправдывает вынужденное применение революционного насилия для подавления сопротивления меньшинства в интересах большинства, в тех условиях, когда без него становится невозможным решение назревших социальных проблем. Марксистское мировоззрение — революционно-критическое и гуманистическое одновременно. Идеи марксистского Г. Получили свою дальнейшую конкретизацию в трудах В. И. Ленина, исследовавшего новую эпоху развития капитализма, революционные процессы этой эпохи, а также начало эпохи перехода от капитализма к социализму, когда эти идеи стали практически претворяться в жизнь. Социалистический Г. Противостоит абстрактному Г., который проповедует «человечность вообще», вне связи с борьбой за действительное освобождение человека от всех видов эксплуатации.

Но в рамках идей абстрактного Г. Можно выделить две основные тенденции. С одной стороны, идеи абстрактного Г. Используются для маскировки антигуманистического характера современного капитализма, для критики социализма, для борьбы с коммунистическим мировоззрением, для фальсификации социалистического Г. С другой стороны, в буржуазном обществе имеются слои и группы, которые стоят на позициях абстрактного Г., но критически относятся к капитализму, выступают за мир и демократию, озабочены будущим человечества. Развязанные империализмом две мировые войны, человеконенавистническая теория и практика фашизма, открыто поправшего принципы Г., продолжающийся разгул расизма, милитаризм, гонка вооружений, нависшая над миром ядерная угроза весьма остро ставят перед человечеством проблемы Г.

Люди, выступающие с позиций абстрактного Г. Против империализма и порождаемого им социального зла, являются в определённой мере союзниками революционного социалистического Г. В борьбе за действительное счастье человека. Принципы марксистского, социалистического Г. Извращают правые и «левые» ревизионисты. Те и другие по существу отождествляют социалистический Г. С абстрактным Г. Но если первые видят в абстрактно-гуманистических принципах существо марксизма вообще, то вторые отвергают всякий Г. Как буржуазную концепцию. На самом деле жизнь доказывает правоту принципов социалистического Г. С победой социализма сначала в СССР, а затем и в других странах социалистического содружества идеи марксистского Г. Получили реальное практическое подкрепление в гуманистических завоеваниях нового социального строя, избравшего девизом своего дальнейшего развития гуманистический принцип.

«Всё во имя человека, для блага человека». Лит. Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г. , в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956. Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч. , 2 изд. , т. 1. Маркс К. И Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, там же, т, 4. Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19. Ленин В. И., Государство и революция, гл. 5, Поли. Собр. Соч., 5 изд., т. 33. Его же, Задачи союзов молодёжи, там же, т. 41. Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1969. О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС, М., 1956. Грамши А., Тюремные тетради, Избр. Произв., т. 3, пер. С итал., М., 1959. Волгин В. П., Гуманизм и социализм, М., 1955.

Федосеев П. Н., Социализм и гуманизм, М., 1958. Петросян М. И., Гуманизм, М., 1964. Курочкин П. К., Православие и гуманизм, М., 1962. Строительство коммунизма и духовный мир человека, М., 1966. Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 1966. От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. Сб. Ст., М., 1969. Ильенков Э. В., Об идолах и идеалах, М., 1968. Курелла А., Своё и чужое, М., 1970. Симонян Е. А., Коммунизм — это реальный гуманизм, М., 1970. В. Ж. Келле.

Значения в других словарях
Гулящие люди

в Русском государстве в 16 — начале 18 вв. Отпущенные на свободу холопы. Слуги, кабальная зависимость которых по закону прекращалась со смертью их господина. Крестьяне, посадские и служилые люди, занимавшиеся отхожими промыслами. Г. Л. Не платили податей ни государству, ни феодалам, жили преимущественно работой по найму, часто попадали в зависимость от нового феодала. В 17 в. Отход населения на заработки назывался. «гулять», «ходить в гуляках», «быть гулящим». Г. Л. Активно участвовали в антифе..

Гумай

сорго алиеппское, дикое сорго, джонсонова трава (Sorghum halepense), многолетнее травянистое растение семейства злаков, злостный сорняк. Стебливые. 1—2 м. Соцветие — метёлка длиной до 40 см. Колоски одноцветковые, по 2—3 на концах веточек. Одно растение даёт несколько тыс. Плодов, осыпающихся и сильно засоряющих почву. Корневища членистые, с толстыми междоузлиями и узлами. Взрослое растение — мощный куст с многочисленными побегами и корневищами, густо пронизывающими пахотный слой почвы. Основна..

Гуманитарное образование

совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г. О. — важнейшее средство формирования мировоззрения, играет огромную роль в общем развитии людей, в их умственном, нравственном и идейно-политическом воспитании. В социалистических странах идейной и методологической основой Г. О. Является марксизм-ленинизм. Различают общее и профессиональное Г. О. Общее Г. О. Даёт Средняя о..

Гуманитарный

(франц. Humanitaire, от лат. Humanitas — человеческая природа, образованность) имеющий отношение к сознанию человека и человеческому обществу. Гуманитарные науки — общественные науки (история, политическая экономия, филология и др.), в отличие от естественных и технических. ..

Гуманизм

ГУМАНИЗМ (от лат. Humanus - человеческий - человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.. ..

Гуманизм

Антихристианское учение, провозглашающее жизнь человека высочайшей ценностью, а «наслаждение земными радостями» — ее главной целью. «Гуманисты» фактически отрицали божественную сущность человека, отказывали ему в праве на духовное развитие и стремление к совершенству по заповедям Нового Завета, объявляя их проявлением клерикализма и мракобесия. Христианская этика в их учении заменяется иудейской, стяжание Духа Святого — стремлением к обогащению и потребительским отношением к жизни, культом силы,..

Гуманизм

Или Возрождение (см.). — Так называется движение, освободившее на Западе Европы личность и культуру от порабощения католическою церковью и положившее прочное начало новой независимой науке, светской философии, литературе, школе и самостоятельному искусству. Оно началось в Италии, откуда распространилось с большей или меньшей силой по всей Европе и было первым проявлением в новой истории культурного роста личности, которая стала относиться критически к современным, уже отживавшим тогда культурным..

Гуманизм

Материалисту остается только вера в человека. Лешек Кумор Вера в человека имеет свои ереси и расколы. Лешек Кумор Разумеется, человека можно любить, — если знаешь его не слишком близко. Чарлз Буковски Он считал себя гуманистом, поскольку взирал на мир с сочувственным омерзением. Веслав Брудзиньский Когда рассказывали сальные анекдоты деятели Возрождения — это называлось гуманизмом. Андрей Петрилин Клоп исповедует антропоцентризм. Лешек Кумор Хочешь обнять весь мир — купи глобус. Михаил Генин А м..

Гуманизм

(ново-лат. Humanismus, от homo - человек). 1) человечность, человеколюбие. В другом смысле, означает гармоническое развитие нравственных и умственных свойств, характеризующих человека. 2) направление, которым характеризуется эпоха возрождения наук и кот. Состоит в изучении литературы и языка древн. Греков и римлян, как реакция - клерикальной схоластике средних веков.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)иначе возрождение наук и искусств. Особ..

Гуманизм

• невероятный гуманизм. ..

Гуманизм

Сущ., кол-во синонимов. (5). ..

Гуманизм

1. М.1) Исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений.2) То же, что. Гуманность.2. М.Идейно-культурное движение эпохи Возрождения, противопоставлявшее схоластике и духовному господству церкви принцип свободного всестороннего развития человеческой личности.. ..

Гуманизм

ГУМАНИ́ЗМ -а. М. [от лат. Humanus - человеческий]. ..

Гуманизм

-а, м. 1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времён феодализма. II прил. Гуманистический, -ая, -ое.. ..

Гуманизм

Гуманизма, мн. Нет, м. (от латин. Humanus - человеческий) (книжн.). 1. Идейное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности и мысли от оков феодализма и католицизма (истор.). 2. Просвещенное человеколюбие (устар.).. ..

Гуманизм

Заимствование из немецкого языка, где слово Humanismus ("гуманизм") было образовано искусственно от латинской основы (humanus по-латински – "человеческий").. ..

Гуманизм

Французское – humanisme.. ..

Гуманизм

Гумани́зм из нем.-лат. Humanismus, введенного Г. Фогтом (1859 г.). См. Клюге-Гётце 258.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Гуманизм

(лат. Humanus человеческий, человечный) система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости - нормой отношений между людьми.. ..

Гуманизм

(лат. Humanus человеческий, человечный)система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости — нормой отношений между людьми.. ..

Гуманизм

(лат. Humanus человеческий, человечный) - система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости - нормой отношений между людьми.. ..

Гуманизм

(‹ лат.humanus человеческий, человечный) - идея и доктрина, основывающиеся на признании верховной ценности человеческой личности, её прав на свободное развитие и проявление способностей, утверждении блага отдельного человека как критерия оценки качества общественных отношений. (Словарь, с. 64). ..

Гуманизм

Неоднородное движение, связанное с европейским Ренессансом, подробно рассмотренное в гл.3. Теоретическое основание этого движения составлял не набор секулярных или секуляризирующих идей (на мысль о которых наводит современное значение слова), а новый интерес к культурным достижениям древности. Они рассматривались как важные ресурсы обновления европейской культуры и христианства в период Ренессанса.. ..

Гуманизм

(от лат. Humanus - человеческий, человечный) - направление обществ. Мысли, характеризующееся защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, борьбой за человечность обществ. Отношений.Долгое время изучение Г. Проходило в историч. Рамках зап.-европ. Культуры эпохи Возрождения, мировоззрение к-рой и отождествляли с Г. В лит-ре в связи с этим утвердилось и более узкое понимание Г. Как светского вольномыслия, связанного с изучением античности в странах Зап. Европы в 15-16 вв. Г. В..

Гуманизм

(лат. Humanitas - человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего 'гуманистическим' состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции 'подлинно человечного' индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику 'милосердия'), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоват..

Гуманизм

ГУМАНИЗМ (лат. Humanitas - человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может ..

Гуманизм

(‹ лат.humanus человеческий, человечный) - идея и доктрина, основывающиеся на признании верховной ценности человеческой личности, её прав на свободное развитие и проявление способностей, утверждении блага отдельного человека как критерия оценки качества общественных отношений. (Словарь, с. 64). ..

Гуманизм

(лат. Humanitas — человечность) — мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоват..

Дополнительный поиск Гуманизм Гуманизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гуманизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гуманизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 8 символа