Дадаизм
(франц. Dadaisme, от dada — «конёк», деревянная лошадка. В переносном смысле — бессвязный детский лепет) модернистское литературно-художественное течение, существовавшее между 1916 и 1922. Возникло в 1916 в Цюрихе (несколько раньше выступления будущих дадаистов были в США) в среде анархиствующей интеллигенции, воспринявшей 1-ю мировую войну как развязывание в человеке извечных звериных инстинктов, а разум, мораль и эстетику — как их лицемерную маскировку. Отсюда проистекали программный иррационализм и крайне нигилистический, демонстративно циничный антиэстетизм дадаистов, их своего рода художественное хулиганство. Методы дадаистов (художники французы М. Дюшан, Ф. Пикабия, Ж. Арп, немцы М. Эрнст и К. Швиттерс, французский поэт, румын по происхождению Т.
Тцара, немецкий поэт Р. Гюльзенбек, румынский писатель М. Янко и др.) сводились к разного рода скандальным выходкам — заборным каракулям, псевдотехническим чертежам, бессмысленным сочетаниям слов и звуков, комбинациям случайных предметов или наклейкам на холст (Коллаж) и т. Д. Дадаисты выпускали в Цюрихе журнал «Кабаре Вольтер» («Cabaret Voltaire», 1916—17). После войны группа разделилась. В 1919 Тцара переехал во Францию и возглавил группу т. Н. Абсолютных дадаистов (А. Бретон, ранние Л. Арагон и П. Элюар, Ж. Рибмон-Дессень и др.), выпускавшую альманах «Да да» и журналы «Литератюр» («Litterature»), «Проверб» («Proverbe»), «Kaннибаль» («Cannibale») и др. Группа ратовала за «абсолютное», лишённое социальной функции, искусство.
В Германии группы дадаистов сложились в Берлине (1917—20), Кельне (1918—20) и Ганновере (1919). Особняком стояла берлинская группа «политических дадаистов», чьи выходки приобретали подчас характер анархического протеста против милитаризма и буржуазного строя. В 20-х гг. Во Франции Д. Слился с Сюрреализмом (перенявшим парадоксальность приёмов Д.), а в Германии — с Экспрессионизмом. Некоторые из «политических дадаистов» впоследствии порвали с безыдейностью Д. И, перейдя на позиции революционного пролетарского искусства, применили в новых целях приёмы уличного рисунка в сатирической графике (Ж. Грос) и монтажа в политическом плакате (Дж. Хартфилд). Дадаистские методы комбинации «готовых» предметов в середине 20 в.
Стали одним из источников «Поп-арта». См. Также Модернизм, Авангардизм. Лит. История французской литературы, т. 4, М., 1963. Каптерева Т., Дадаизм и сюрреализм, в кн. Модернизм, М., 1969. Hugnet G., L'aventure dada. P., 1957. Richter H., Dada-Kunst und Antikunst, Köln, 1964. Ф. Пикабия. «Парад любви». 1917. Частное собрание. Париж..
Дополнительный поиск Дадаизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Дадаизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дадаизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 7 символа