Даосизм

176

1) одно из основных направлений древнекит. Философии, представленное, в первую очередь, трактатами «Лао-цзы» (др. Название — «Дао дэ цзин») и «Чжуан-цзы». В настоящее время большинство учёных приходит к выводу, что «Чжуан-цзы» появился около 300 до н. Э. И приблизительно в то же время — «Лао-цзы», в связи с чем датировка возникновения Д. Передвигается с 6—5 вв. До н. Э. (как считалось ранее) к 4—3 вв. До н. Э. В центре учения, изложенного в «Чжуан-цзы» в виде притч, носящих полемический характер и направленных против конфуцианства (См. Конфуцианство) и моизма (см. Китай, раздел Философия), лежат противопоставление природы обществу и призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой, безыскусственной жизни, близкой к природе, воплощающей дао.

Это понятие выступает как таинств, целостность вселенской жизни, присутствующая во всём, но ничем единичным не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и невыразимая в словах. Разочарование в возможности политического и социального действия, анархический индивидуализм, мистицизм и иррационализм характерны для философии «Чжуан-цзы», а имеющаяся в трактате мысль о желательности тотального истребления культуры положила начало даосской традиции, не раз на протяжении истории Китая идеологически оформлявшей крестьянскую революционность. Вместе с тем превознесение природы и призыв к внимательному наблюдению происходящих в ней процессов, с одной стороны, содействовали появлению в Китае первоначальных научных знаний, сделавших возможным ряд изобретений (в частности, бумаги), способствовавших техническому прогрессу.

С др. Стороны, сыграли впоследствии огромную роль в развитии китайской живописи (в особенности пейзажной). В трактате «Лао-цзы» понятие «дао» приобретает смысл не только сущности, но и первопричины вселенной. Вместо свойственного «Чжуан-цзы» абсолютного отрицания политики и морали появляется призыв к недеянию (увэй), означающему в моральном плане самоустранение, уступчивость, отказ от желаний и от борьбы, а в политическом плане — проповедь невмешательства правительства в жизнь народа. 2) Одна из китайских религий. Возникла во 2 в. Н. Э. И использовала в качестве основного канонического сочинения трактат «Лао-цзы». Во 2 в. Чжан Дао-лин основал, по-видимому под воздействием Буддизма, даосскую религиозную организацию, при помощи которой во время восстания «Жёлтых повязок» (184) было создано повстанческое государство.

В начале 5 в. Коу Цянь-чжи разработал даосскую теологию и ритуал, что создало возможность провозглашения Д. Государственной религией. Особым покровительством пользовался Д. В эпоху Тан, когда по императорскому указу были канонизированы Лао-цзы, Чжуан-цзы и др. Даосские мыслители и по всей стране воздвигались даосские храмы. После 10 в. Д. Утратил поддержку государственной власти и сохранился до середины 20 в. Главным образом как синкретическая народная религия, впитавшая в себя элементы конфуцианства и буддизма. Основной целью адептов Д. Является достижение долголетия, для чего употребляется целый ряд методов, начиная со специфической диеты и кончая различными физическими упражнениями. Даосские маги и врачеватели, занимавшиеся поисками эликсира бессмертия, значительно способствовали развитию кит.

Алхимии. Лит. Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М. — Л., 1950. Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая, вступит, ст., пер. И комментарии Л. Д. Позднеевой, М., 1967. Рубин В. А., Человек в древнекитайской мысли, «Народы Азии и Африки», 1968, № 6. Fung Yulan, A history of Chinese philosophy, v. 1—2, Princeton, 1952—53. Maspero H., Melanges posthumes sur les religions eti'histoire de la Chine, v. 2, P., 1950. В. А. Рубин.

Значения в других словарях
Дао

одна из важнейших категорий китайской философии. Буквально значение термина «Д.» — «путь». Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», т. Е. Нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. В философии Даосизма термин «Д.» приобретает уже не этическое, а онтологическое значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни. В философии ..

Дао Дэ цзин

(«Да́о Дэ цзин»,) классическое произведение древнего даосизма (4—3 вв. До н. Э.). См. В ст. Лао-цзы. ..

Дапсанг

одно из местных названий главной вершины Каракорума — Чогори. ..

Дапэнвань

залив Южно-Китайского моря, у юго-восточных берегов Китая (провинция Гуандун). Омывает с В. Полуостров Цзюлун. Длина около 22 км, ширина 10—18 км. Глубина 12— 22 м. В зап. Берег вдаются многочисленные бухты, хорошо защищенные от ветров и удобные для якорных стоянок морских судов. Берега высокие и обрывистые. Много небольших островов. Приливы неправильные полусуточные (высота до 3 м). Крупный город и порт — Цзюлун. ..

Даосизм

ДАОСИЗМ (кит. Дао цзя или дао цзяо) - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. До н. Э. На основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители - Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале н. Э. Даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. Создан "Дао цзан" - свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао ..

Даосизм

ДАОСИЗМ (китайское дао цзя или дао цзяо), китайская религия> и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине 1-го тыс. До нашей эры на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм>, начатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители - Лао-цзы>, Чжуан-цзы>. В начале нашей эры даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. Создан "Дао цзан" - свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма - достичь единства с перв..

Даосизм

Вместе с конфуцианством и буддизмом составляет три, так сказать, официальные религии Китая (Сань-цзяо — "три вероучения"). Возник он в Китае и нигде почти, кроме этой страны, не распространился. Первоучителем его считается Лао-цзы (иначе Ли-дань, Ли-эрл, родившийся будто бы в 604 г. До Р. X.), хотя все сведения, сообщаемые об этом лице, таковы, что с полным основанием можно сомневаться в его историческом существовании. Сочинение его Дао-дэ-цзин, или "Книга о пути и добродетели" (81 гл.), проникн..

Даосизм

Философско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных "трех учений" (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. Впервые как целостное идейное формирование под именем "школа Пути и благодати" (дао дэ цзя), воспроизводящем название основополагающего даосского трактата Канон Пути и благодати (Дао дэ цзин), было определено в ряду шести [[философских]] школ (лю цзя) Сыма Танем (2 в. До н.э.) и зафиксировано его ..

Даосизм

[кит.] - одно из основных направлений древнекитайской философии. Одна из религий Китая, выросшая из философии д. В основе вероучения - поиски вечного счастья, достигаемого 10 добродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и т.п.), и соблюдение заповедей.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)Религия Лао-цзе в Китае.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)распространенная в Китае религия, основанная Лао-цзе. Сводится..

Даосизм

Религия, таосизм. ..

Даосизм

ДАОСИ́ЗМ -а. М. Философское и религиозное учение, сложившееся в Китае в 4 - 2 вв. До н. Э. И исповедующее естественный путь самосовершенствования, по которому должен следовать окружающий мир и все люди.. ..

Даосизм

Одно из направлений древнекитайской философии.. ..

Даосизм

Одно из направлений древнекитайской философии.. ..

Даосизм

Учение о дао, или «пути» (вещей), возникло в Древнем Китае в VI-V вв. До н. Э., развито Лао-цзы, призывавшем следовать природе, жить естественной жизнью.. ..

Даосизм

— философское учение а Китае в IV— III вв. До н. Э., на основе которого во II в. Н. Э. Складывается религия того же названия. Главное понятие в ней, «дао», объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия. В религии Д. Складывается божественный пантеон, возглавляемый троицей — Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы и творец мира Пань гу. Религиозная организация строится по иерархическому принципу. Важную роль в ней играют жрецы и монахи. В начале V в. Оформляется вероучение и р..

Даосизм

Учение о дао или 'пути вещей'. Как особая система философствования возникает в Китае в 6-5 вв. До н.э. Основоположником Д. Принято считать Лао-цзы (много позже, в эпоху Тан - 7-9 вв. - был канонизирован как святой). Видными представителями Д. (4-3 вв. До н.э.) являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др. Согласно постулатам ортодоксального Д., только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку 'сохранить в целостности свою природу'. Лишь на этой основе представляется возможным п..

Даосизм

Термин европ. Науки, обозначающий одно из гл. Направлений кит. Философии и традиц. Религию Китая.В конф. Традиции (см. Конфуцианство) утвердилось противопоставление философского Д. (дао цзя, "школа дао") религиозному (дао цзяо, "учение дао", "почитание дао"). Это противопоставление было воспринято европ. Синологией 19 в. И легло в основу интерпретации истории Д. Как постепенной деградации филос. Учения, а также обусловило жесткое разграничение филос. И религ. Аспектов Д. Однако в даос, текстах т..

Даосизм

ДАОСИЗМ - учение о дао или "пути вещей". Как особая система философствования возникает в Китае в 6-5 вв. До н.э. Основоположником Д. Принято считать Лао-цзы (в эпоху Тан - 7-9 вв. - был канонизирован как святой). Видными представителями Д. (4-3 вв. До н.э.) являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др. Согласно постулатам ортодоксального Д., только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку "сохранить в целостности свою природу". Лишь на этой основе представляется возможным пост..

Даосизм

Одна из трех наиболее распространенных в Китае религий (наряду с конфуцианством и буддизмом). Обряды Д. Основаны на анимистических верованиях и вере в магию.. ..

Даосизм

— учение о дао или "пути вещей". Как особая система философствования возникает в Китае в 6—5 вв. До н.э. Основоположником Д. Принято считать Лао-цзы (много позже, в эпоху Тан — 7—9 вв. — был канонизирован как святой). Видными представителями Д. (4—3 вв. До н.э.) являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др. Согласно постулатам ортодоксального Д., только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку "сохранить в целостности свою природу". Лишь на этой основе представляется возможным..

Дополнительный поиск Даосизм Даосизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Даосизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Даосизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа