Даосизм

151

Вместе с конфуцианством и буддизмом составляет три, так сказать, официальные религии Китая (Сань-цзяо — "три вероучения"). Возник он в Китае и нигде почти, кроме этой страны, не распространился. Первоучителем его считается Лао-цзы (иначе Ли-дань, Ли-эрл, родившийся будто бы в 604 г. До Р. X.), хотя все сведения, сообщаемые об этом лице, таковы, что с полным основанием можно сомневаться в его историческом существовании. Сочинение его Дао-дэ-цзин, или "Книга о пути и добродетели" (81 гл.), проникнуто духом чистого квиетизма. От первого слова дао (буквально "путь") образовалось название последователей этой религии у китайцев — дао-ши или дао-сы, откуда вышло и наше слово Д. (у европейцев taouism, tâuism, tâoism).

Объем понятия, заключающегося в слове дао, различен у даосских писателей. В Дао-дэ-цзине дао, хотя и не ясно, принимает объективное и абсолютное значение, понимается как бытие реальное, но неопределимое, как innominabile александрийцев. У последующих писателей, отчасти, вероятно, под влиянием буддийских идей, дао принимает значение независимого источного начала, отца и матери всего существующего, но не в творческом смысле, а в образовательном. Оно властвует над законами неба и животворит все твари. "Дао есть нить пустоты и несуществования, корень творения, основание духовного, начало неба и земли. Нет ничего вне его. Нет ничего такого сокровенного, которое бы не заключалось в нем". Д. Изучен европейскими учеными несравненно менее, чем две другие религии Китая.

Объясняется это прежде всего тем, что даосская литература очень обширна (полное собрание даосских сочинений, или Дао-цзан, — 550 томов, сокращение его 34 тома) и на первый взгляд благодаря разным прикрасам и отступлениям в роде чудес и т. П. Кажется малосодержательной и очень неинтересной, тогда как конфуцианство невольно привлекает к себе внимание тем, что проникло во весь строй жизни Китая, а буддизм служил и служит предметом исследования европейцев и в других странах, и в своей литературе на других языках. В сущности, однако, хотя в литературе Д. И много ненужного балласта, он чрезвычайно интересен и важен для изучения Китая, особенно в первом периоде своего развития, когда он в борьбе с конфуцианством принял под свое покровительство все отвергнутое рационалистами-конфуцианцами.

Верование в духов, остатки шаманства, астрология, алхимия, гадания, различные сверхъестественные медицинские рецепты (последователи Лу-шэна, Ли-шао-цзюня и Люань-да), талисманы (Чжан-дао-лин, I в., и Коу-цянь-чжи, V в.) — все это нашло себе место в Д. Он представляет из себя поэтому собрание всякого рода верований и систем, не имеющих между собою ничего общего, даже и не стремившихся к обобщению. В развитии Д. Представляются три периода. 1) период метафизики и выработки философской системы. 2) период увлечения мистикой и погони за сверхъестественным, когда даосы занимались добыванием философского камня, жизненного эликсира, напитка бессмертия и т. Д., и 3) последний период (со времен Дугуан-тина), когда даосы почти исключительно занимаются сношениями с духами и жреческими обязанностями.

Когда проник в Китай буддизм и стал там быстро распространяться, Д. Вступил в борьбу и с ним, но на очень оригинальной почве. Буддизм явился в Китай уже с известной литературой, с выработанной системой, возникшей на почве индийской философии. Д. Все это принял, только переделал по-своему. В pendant к Будде (в китайских переводах сутр обыкновенно называемому Ши-цзунь) даосы из Лао-цзы сделали Лаоцзюня. Как Будде Сакьямуни предшествовали другие Будды, так и Лао-цзюни неоднократно являлись на земле, и Лао-цзы — одно из их воплощений. Буддисты принесли с собою учение об обетах и о десяти добрых и злых делах. То же самое явилось и у даосов, только у последних обеты и дела, будучи одинаковы по числу, отличаются по составу (напр.

Первым добрым делом поставлена почтительность к родителям — чисто в духе конфуцианства и Китая). Точно так же даосская система мироздания представляется простою переделкой буддийской, с переменой только имен. Мало того. С появлением буддийских сочинений на китайском языке даосские сочинения приняли их стиль, даже все стали начинаться стереотипной фразой. "слышал" (как буддийские сутры начинаются фразой. "Так я слышал, когда Будда" и т. Д.). За этой фразой, в подражание опять-таки сутрам, следует пространное описание обстоятельств, предшествовавших изложению сочинения. В буддизме одним из главных средств аскетической практики сделалось созерцание — даосы и его себе усвоили. Некоторые их писатели стали рекомендовать для достижения бессмертия созерцание (вместо прежних снадобий, талисманов и т.

П.). Существуют подробные описания, как производить такие созерцания. Но все это — сколок с буддийских, применительно к местным условиям. Главную роль в таких созерцаниях играет "Северная Медведица" (Бэйдоу), точнее — дух этого созвездия. Как во время борьбы с конфуцианством Д. Пользовался покровительством некоторых китайских государей, имена которых сохранила история, так и борьба его с буддизмом шла неравномерно. Бывали случаи, что китайские императоры делались ревностными сторонниками буддизма, и тогда число поклонников Д. Значительно сокращалось (благодаря мерам правительства), — но немало и обратных примеров, когда императоры покровительствовали Д. И преследовали буддизм. Напр., в сев. Китае при Вэйской династии император Тай-ву-ди (424-465 по Р.

Х.) преследовал буддизм, а Сяо-мин-ди (516-526), наоборот, отправил посольство (в 518 г.) в западные края искать буддийские книги. Династии Тан (620-907) и Сун (960-1279) дали нескольких императоров-сторонников Д. Таков, напр., танский Вэнь-цзун, который по совету даосов в 845 г. Приказал разрушать буддийские кумирни и монастыри. Считают, что в силу этого приказа было уничтожено с лишком 4600 кумирен, с лишком 40000 ступ, храмов и т. П., возвращено в первобытное состояние 260500 монахов и монахинь, отобрано в казну большое количество отличных пашен и 150000 рабов и рабынь. В этой борьбе Д. Стоял на национальной почве, а буддизм являлся иноземной религией, чуждой истинного китайского духа, особенно вследствие обязательного безбрачия своих жрецов.

Даосы делились на три класса. Горных аскетов, монахов и женатых. Безбрачие стало обязательно для них не ранее Х-го века. Разносторонний характер Д. Отозвался и на пантеоне его богов и святых мужей, поражающем своею многочисленностью. Достойные поклонники Д. Берутся очень часто с этой земли на небо для управления какой-нибудь частью его или каким-либо созвездием. Там они повышаются или понижаются в ранге сообразно заслугам. С другой стороны, и с неба посылаются на землю правители. Они живут в десяти главных пещерах Китая. В провинции Сы-чуань находятся 24 управы, заведующие 28 созвездиями. Замечательно, как иногда легко достигается достоинство такого даосского праведника. Напр., дровосек пошел в горы рубить дрова, увидел старцев, играющих в шашки, засмотрелся и положил топор.

Старцы дали ему проглотить косточку, похожую на финиковую. Он не чувствовал ни голода, ни жажды. Потом ему велели идти домой. Хватился за топор — топорище сгнило. Вернулся домой — узнал, что со времени его ухода прошло уже несколько сот лет. Отправился в горы и нашел спасение. Хуан-е-жен нашел на горе Ло-фу-шань после своего брата Гэ-хуна пилюлю, проглотил ее и, подобно брату, сделался святым. Определить число последователей Д. В настоящее время невозможно. Причина этого лежит в полнейшем религиозном индифферентизме современного китайца. Весьма часто из членов одной и той же семьи один исполняет конфуцианские обряды. Другой придерживается буддизма, третий — Д. Можно сказать еще более. Обыкновенный китаец, в сущности, — не конфуцианец, не буддист и не даосист, а всего понемножку.

Как в кумирнях (кроме ламских) часто встречается собрание идолов всех трех религий, так и всякий китаец при случае не прочь почтить и Будду, и Лао-цзюня, и Лун-вана (дракона), и Вэнь-чан-ди (бога хрий). Несомненные последователи какой-либо религии — только ее жрецы, т. Е. Сэн — буддийские монахи (ни — монахини) и дао-сы (дао-ши) — даосские. Даосы занимаются главным образом исполнением жреческих обязанностей в храмах, участвуют в похоронных и др. Процессиях в качестве мастеров отгонять злых духов и уничтожать дьявольские наваждения. С этой целью даосы особенно пропагандируют талисманы в виде бумажек с печатями и особенным образом написанными иероглифами. Особенно ценятся (до нескольких рублей — цена для Китая очень большая) талисманы преемников Чжан-дао-лина, про которого рассказывают, что он родился в 34 г.

По Р. Х., отличался необыкновенным ростом и фигурой, совершил много чудес, в 142 г. Получил от Лао-дзюня печать и два меча (которыми только и можно рубить демонов) вместе со званием небесного учителя (тянь-ши), в 147 г. Поднялся на небо. Но дарованные ему сила над демонами и звание небесного учителя передаются в его роде преемственно от отца к сыну. Не брезгают даосы и ремеслом гадателей. Для управления ими китайское правительство, кроме вышеупомянутых потомков Чжан-дао-лина, живущих в г. Би-чэн, что к Ю от Гуй-ци в провинции Цзян-си, назначает еще особых дао-гуаней, или чиновных даосов, образующих из себя нечто в роде консистории. Литература. В. Васильев, "Религии Востока" (СПб., 1878). Иером. П. Цветков, "О секте даосов" ("Труды членов Пекинской дух.

Миссии", т. III). С. Георгиевский, "Первый период китайской истории" (СПб., 1885). Его же, "Принципы жизни Китая" (СПб., 1888). Hampden, "The Dragon, Image and Demon". James Legge, "The texts of Taoism" ("Sacred books of the East", v. XXXIX-XL). J. Chalmers, "Tauism" ("The China Review", v. I, № 4). J. Edkins, "Phases in the developement of Tauism" ("Transact. Of the Hongkong branch of the R. A. S.", 1856). Pauthier, "Mémoire sur l'origine et la propagation de la doctrine de Tao". Ab. Rémusat, "Mémoire sur Lao-tseu". St.-Julien, "Le livre de la voie et de la vertu par Lao-tseu" (Пар., 1841).А. О. Ивановский..

Значения в других словарях
Даосизм

1) одно из основных направлений древнекит. Философии, представленное, в первую очередь, трактатами «Лао-цзы» (др. Название — «Дао дэ цзин») и «Чжуан-цзы». В настоящее время большинство учёных приходит к выводу, что «Чжуан-цзы» появился около 300 до н. Э. И приблизительно в то же время — «Лао-цзы», в связи с чем датировка возникновения Д. Передвигается с 6—5 вв. До н. Э. (как считалось ранее) к 4—3 вв. До н. Э. В центре учения, изложенного в «Чжуан-цзы» в виде притч, носящих полемический характе..

Даосизм

ДАОСИЗМ (кит. Дао цзя или дао цзяо) - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. До н. Э. На основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители - Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале н. Э. Даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. Создан "Дао цзан" - свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао ..

Даосизм

ДАОСИЗМ (китайское дао цзя или дао цзяо), китайская религия> и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине 1-го тыс. До нашей эры на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм>, начатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители - Лао-цзы>, Чжуан-цзы>. В начале нашей эры даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. Создан "Дао цзан" - свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма - достичь единства с перв..

Дао-ань

Старейший из китайских путешественников-буддистов по Вос. Туркестану, автор Ши-дао-ань-си-юй-чжи, т. Е. "Описания Зап. Стран, составленного саманейцем Дао-анем". Он умер в 386 г. По Р. X. Ср. Stanislas Julien, "Renseignements bibliographiques sur les relations des voyages dans l'Inde et les descriptions de Siyu" (в "Journal Asiatique" 1847, t. X, p. 292).Г. Е. Гр.-Гр.. ..

Дао-хэ

Значительный прав. Прит. Верхней Хуан-хэ (Желтой реки).. ..

Дапонте

Лоренцо (Daponte) — венецианский авантюрист (1749-1838). Сочинил текст к моцартовским операм "Дон-Жуан" и "Свадьба Фигаро" и оставил любопытные мемуары (1823-27) о своих разнообразнейших похождениях в Европе и Америке.. ..

Даппер

Ольферт (Dapper. Ум. В 1690) — голландск. Врач и географ. Много собрал описаний путешествий, имевших в свое время большой успех, напр. "Beschrijving van tween en terie gezantschap naar China", "Beschryving van Klein Azie", "Beschrijving van Africa, Syrie en Palestina of het heilige land".. ..

Даосизм

Философско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных "трех учений" (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. Впервые как целостное идейное формирование под именем "школа Пути и благодати" (дао дэ цзя), воспроизводящем название основополагающего даосского трактата Канон Пути и благодати (Дао дэ цзин), было определено в ряду шести [[философских]] школ (лю цзя) Сыма Танем (2 в. До н.э.) и зафиксировано его ..

Даосизм

[кит.] - одно из основных направлений древнекитайской философии. Одна из религий Китая, выросшая из философии д. В основе вероучения - поиски вечного счастья, достигаемого 10 добродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и т.п.), и соблюдение заповедей.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)Религия Лао-цзе в Китае.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)распространенная в Китае религия, основанная Лао-цзе. Сводится..

Даосизм

Религия, таосизм. ..

Даосизм

ДАОСИ́ЗМ -а. М. Философское и религиозное учение, сложившееся в Китае в 4 - 2 вв. До н. Э. И исповедующее естественный путь самосовершенствования, по которому должен следовать окружающий мир и все люди.. ..

Даосизм

Одно из направлений древнекитайской философии.. ..

Даосизм

Одно из направлений древнекитайской философии.. ..

Даосизм

Учение о дао, или «пути» (вещей), возникло в Древнем Китае в VI-V вв. До н. Э., развито Лао-цзы, призывавшем следовать природе, жить естественной жизнью.. ..

Даосизм

— философское учение а Китае в IV— III вв. До н. Э., на основе которого во II в. Н. Э. Складывается религия того же названия. Главное понятие в ней, «дао», объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия. В религии Д. Складывается божественный пантеон, возглавляемый троицей — Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы и творец мира Пань гу. Религиозная организация строится по иерархическому принципу. Важную роль в ней играют жрецы и монахи. В начале V в. Оформляется вероучение и р..

Даосизм

Учение о дао или 'пути вещей'. Как особая система философствования возникает в Китае в 6-5 вв. До н.э. Основоположником Д. Принято считать Лао-цзы (много позже, в эпоху Тан - 7-9 вв. - был канонизирован как святой). Видными представителями Д. (4-3 вв. До н.э.) являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др. Согласно постулатам ортодоксального Д., только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку 'сохранить в целостности свою природу'. Лишь на этой основе представляется возможным п..

Даосизм

Термин европ. Науки, обозначающий одно из гл. Направлений кит. Философии и традиц. Религию Китая.В конф. Традиции (см. Конфуцианство) утвердилось противопоставление философского Д. (дао цзя, "школа дао") религиозному (дао цзяо, "учение дао", "почитание дао"). Это противопоставление было воспринято европ. Синологией 19 в. И легло в основу интерпретации истории Д. Как постепенной деградации филос. Учения, а также обусловило жесткое разграничение филос. И религ. Аспектов Д. Однако в даос, текстах т..

Даосизм

ДАОСИЗМ - учение о дао или "пути вещей". Как особая система философствования возникает в Китае в 6-5 вв. До н.э. Основоположником Д. Принято считать Лао-цзы (в эпоху Тан - 7-9 вв. - был канонизирован как святой). Видными представителями Д. (4-3 вв. До н.э.) являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др. Согласно постулатам ортодоксального Д., только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку "сохранить в целостности свою природу". Лишь на этой основе представляется возможным пост..

Даосизм

Одна из трех наиболее распространенных в Китае религий (наряду с конфуцианством и буддизмом). Обряды Д. Основаны на анимистических верованиях и вере в магию.. ..

Даосизм

— учение о дао или "пути вещей". Как особая система философствования возникает в Китае в 6—5 вв. До н.э. Основоположником Д. Принято считать Лао-цзы (много позже, в эпоху Тан — 7—9 вв. — был канонизирован как святой). Видными представителями Д. (4—3 вв. До н.э.) являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др. Согласно постулатам ортодоксального Д., только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку "сохранить в целостности свою природу". Лишь на этой основе представляется возможным..

Дополнительный поиск Даосизм Даосизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Даосизм" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Даосизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа