Даргомыжский

114

Александр Сергеевич [2(14).2.1813, с. Троицкое, ныне Белёвского района Тульской области, — 5(17).1.1869, Петербург], русский композитор. Учился пению, игре на фортепиано и скрипке. В конце 20 — начале 30-х гг. 19 вв. Изданы первые сочинения Д. (романсы, фортепианные пьесы). Решающую роль в его музыкальном развитии сыграла встреча с М. И. Глинкой (начало 1835). В 1837—41 Д. Написал первую оперу — «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери», пост. 1847, Москва), в которой отразились романтические тенденции, характерные для его раннего творчества. В 40-х гг. Создал ряд лучших романсов, в том числе «Я вас любил», «Свадьба», «Ночной зефир». Главное произведение Д. — опера «Русалка» (по одноименной драматической поэме Пушкина, пост.

1856, Петербург). С конца 50-х гг. Широко развернулась музыкально-общественная деятельность Д. В 1859 он был избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием. «Могучая кучка». Участвовал в работе сатирического журнала «Искра» (позже и «Будильника»). В 60-х гг. Д. Обратился к симфоническому жанру и создал 3 оркестровые пьесы, основанных на народных темах. «Баба-яга, или С Волги nach Riga» (1862), «Малороссийский казачок» (1864), «Чухонская фантазия» (1867). В 1864—65 совершил заграничную поездку (впервые был за границей в 1844—1845), во время которой в Брюсселе исполнялись некоторые его произведения. В 1866 Д. Начал работать над оперой «Каменный гость» (по Пушкину), поставив новаторскую задачу — написать оперу на полный, неизмененный текст литературного произведения.

Работа не была завершена. По завещанию автора неоконченную 1-ю картину дописал Ц. А. Кюи, а инструментовал оперу Н. А. Римский-Корсаков (пост. 1872, Петербург). Д. Вслед за Глинкой заложил основы русской классической музыкальной школы. Развивая народно-реалистические принципы музыки Глинки, он обогатил их новыми чертами. В творчестве Д. Нашли отражение тенденции критического реализма 40—60-х гг. 19 в. В ряде произведений (опера «Русалка», песни «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник») он с большой остротой воплотил тему социального неравенства. Для лирики Д. Характерно стремление к детальному психологическому анализу, к обнажению сложных душевных противоречий. Он тяготел преимущественно к драматическим формам выражения.

В «Русалке», по словам композитора, его задачей было воплощение драматических элементов русской народности. Склонность к драматизации часто проявлялась у Д. И в вокальной лирике (романсы «Мне грустно», «И скучно и грустно», «Я всё ещё его люблю» и др.). Основным средством создания конкретного индивидуального образа служило для Д. Воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Его девизом были слова. «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Этот принцип наиболее радикально осуществлен в опере «Каменный гость», основанной почти полностью на мелодизированном речитативе. Реалистическое новаторство Д., его смелую постановку социальных проблем русской действительности, гуманизм высоко оценивало молодое поколение композиторов, выдвинувшееся в 60-х гг.

19 в. М. П. Мусоргский, наиболее близкий Д. По направленности творчества, назвал его великим учителем правды в музыке. Соч. Избр. Письма, М., 1952. Лит. А. С. Даргомыжский (1813—1869). Автобиография. Письма. Воспоминания современников, П., 1921. Серов А. Н., Русалка. Опера А. С. Даргомыжского, в его кн. Избр. Статьи, т. 1, М. — Л., 1950. Пекелис М., Даргомыжский и народная песня. К проблеме народности в русской классической музыке, М. — Л., 1951. Его же, А. С. Даргомыжский и его окружение, т. 1, М., 1966. Ю. В. Келдыш. А. С. Даргомыжский..

Значения в других словарях
Даргинский язык

язык даргинцев. Один из дагестанских языков (См. Дагестанские языки). Территория распространения — Акушинский, Дахадаевский, Кайтагский, Левашинский, Сергокалинский районы, а также некоторые селения др. Районов Дагестанской АССР. Число говорящих на Д. Я. — около 227 тыс. Чел. (1970, перепись). Относится к дагестанской ветви кавказских (иберийско-кавказских) языков. Распадается на ряд сильно отличающихся друг от друга диалектов. Акушинский, урахинский (иначе хюркилинский), цудахарский, сирхински..

Даргинцы

(самоназвание — дарган) народ в Дагестанской АССР, живущий в Акушинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском, Сергокалинском и некоторых др. Смежных с ними районах. Численность Д. Вместе с консолидирующимися с ними и близкими по языку, культуре и быту кайтагами и кубачинцами — 231 тыс. Чел. (1970, перепись). Даргинский язык — один из письменных литературных языков Дагестана. Верующие Д. — мусульмане суннитского толка. Как большинство др. Народов Дагестана, Д. Составляют аборигенное население с..

Даргомыжский Александр Сергеевич

Даргомыжский Александр Сергеевич [2(14).2.1813, с. Троицкое, ныне Белёвского района Тульской области, ≈ 5(17).1.1869, Петербург], русский композитор. Учился пению, игре на фортепиано и скрипке. В конце 20 ≈ начале 30-х гг. 19 вв. Изданы первые сочинения Д. (романсы, фортепианные пьесы). Решающую роль в его музыкальном развитии сыграла встреча с М. И. Глинкой (начало 1835). В 1837≈41 Д. Написал первую оперу ≈ «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери», пост. 1847, Москва), в кот..

Дарданеллы

(Dardanelles) тур. Чанаккале-Богазы (Canakkale bogazi), древнегреч. Геллеспонт (Неllespontos, буквально — море Геллы), пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Мраморное море с Эгейским. По происхождению Д.— долина реки, затопленная морем в результате опускания суши. Длина 120,5 км, ширина 1,3—18,5 км, глубина 53—106 м. Берега сложены песчаниками, известняками, покрыты скудной растительностью. Водообмен через Д. Определяется разностью плотности воды прилегающих морей. Поверхностное течени..

Даргомыжский

ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-69), композитор, один из основоположников русской классической музыки. Последователь М. И. Глинки. Гл. Произведение -опера "Русалка" (1855, по драматической поэме А. С. Пушкина) знаменовало рождение нового жанра русской оперы - народной бытовой психологической драмы. В творчестве Даргомыжского выражены критические социальные тенденции (песни "Старый капрал", "Титулярный советник" и др.). Разработал метод т. Н. Интонационального реализма (воспроизведение инт..

Даргомыжский

IАлександр Сергевич — выдающийся русский композитор, род. 2 февраля 1813 г. В имении отца своего, Смоленской губ. До пятилетнего возраста он был совершенно лишен дара слова. Шестилтнего Д. Начали учить игре на фортепиано. Первою его учительницею была Луиза Вольгеборн, а впоследствии весьма хороший музыкант, Адриан Трофимович Данилевский, который не поощрял ранние попытки Д. Сочинять романсы и маленькие фортепианные пьески. Последним его учителем игры на фортепиано был Шоберлехнер, ученик известн..

Даргомыжский

ДАРГОМЫЖСКИЙРедчайшая но широко известная фамилия фамилия. Отец композитора, внебрачный ребенок в помещичьей семье, был назван Даргомыжским поместу рождения - деревне Даргомыж, Тульской губернии (ныне Дорогомыжка, Арсеньевского района,Тульской области). (Ф).. ..

Дополнительный поиск Даргомыжский Даргомыжский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Даргомыжский" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Даргомыжский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 12 символа