Дворжак Антонин
Дворжак (Dvorak) Антонин (8.9.1841, деревня Нелагозевес на Влтаве, близ Праги, ‒ 1.5.1904, Прага), чешский композитор. В детстве Д. Воспринял национальные музыкальные традиции, занимаясь с местным учителем (церковным органистом и композитором, т. Н. Кантором). В 1854‒57 учился у А. Лимана в Злонице (теория музыки, игра на альте, фортепиано и органе), в 1857‒58 ‒ в Пражской органной школе. Играл на альте в одном из пражских камерных оркестров, с 1862 ‒ в оркестре «Временного театра». Уже в ранних сочинениях Д. Отразились самобытные черты чешской народной песенности (струнный квинтет, 1861, квартет, 1862). Народный характер музыки и патриотическая тематика кантаты «Гимн» (текст В. Галека «Наследники Белой Горы», соч.
1872, исп. 1873) привлекли к Д. Внимание широкой публики. В 1873 сблизился с И. Брамсом, который высоко ценил творчество Д. И содействовал изданию его произведений. Среди сочинений Д. 1870-х гг. Несколько опер, «Моравские дуэты», «Stabat Mater», 1-я серия «Славянских танцев» для оркестра, которыми сам дирижировал (выступал как дирижёр и за рубежом). В 1880-е гг. Им написано большинство крупных произведений. 4 симфонии, концерт для скрипки с оркестром (1880), увертюры «Моя Родина» (1882) и «Гуситская» (1883), оратория «Святая Людмила» ‒ первая в чешской музыке (1886), а также камерно-инструментальные и хоровые сочинения, 2-я серия «Славянских танцев» (1886) и др. Содержание большинства из них связано с идеей борьбы чешского народа, подвигами национальных героев.
В 1888 Д. Познакомился в Праге с П. И. Чайковским и по его приглашению в 1890 посетил Россию, выступал как дирижёр в Москве и Петербурге с исполнением своих произведений. В 90-е гг. 19 в. Началась общественно-педагогическая деятельность Д. (среди учеников ‒ В. Новак, О. Недбал и И. Сук). Д. ‒ почётный доктор философии Карпова университета, член Чешской академии наук и искусств (1890), с 1891 профессор Пражской консерватории, с 1901 ‒ её директор, в 1892‒95 (с перерывом) директор Национальной консерватории в Нью-Йорке. Пребывание в США обогатило Д. Впечатлениями, которые он отразил в своей последней, наиболее зрелой, героико-драматической 9-й симфонии ‒ «Из Нового Света» (1-е исполнение ‒ Нью-Йорк, 1893). В ней использованы некоторые негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты в сочетании с элементами славянской, чешской песенности.
Один из основоположников чешской национальной музыкальной классики, Д. Вслед за Б. Сметаной воплотил в своём творчестве картины чеш. Природы и народного быта (циклы из 6 фотепианных дуэтов «Из чешского леса», фортепианные пьесы «Поэтические картины»), сказочные народно-поэтические мотивы (опера «Чёрт и Кача», 1899, симфонические поэмы на сюжеты чеш. Народных сказок и легенд ‒ «Водяной», «Полуденница», «Голубок», 1896, «Богатырская песнь», 1897, и др.). Оперы Д. Составляют основу чешского национального оперного репертуара. Ему принадлежат народные бытовые оперы «Упрямцы» (1874) и «Хитрый крестьянин» (1877). Лирическая опера-сказка «Русалка» (пост. 1901 ‒ одна из популярнейших чеш. Опер). «Якобинец» (пост. 1889). «Дмитрий» (соч.
1882. На сюжет из русской истории, но с идеализированным образом Самозванца). «Армида» по Т. Тассо (пост. 1904). Наиболее значительный вклад в мировую музыкальную культуру Д. Внёс своими симфоническими и инструментальными сочинениями. Тесная связь с мелосом и ритмом чешской народной песни в крестьянской устной традиции особенно ярко проявилась в обработках народных славянских (чешских, словацких, сербских, польских, украинских) танцев ‒ «Славянские танцы» (для оркестра и для фортепианного дуэта) и «Славянские рапсодии», в которых отразилось интонационно-ритмическое своеобразие музыкального творчества славянских народов. Связи со славянской песенно-танцевальной музыкой ощущаются и в многочисленных камерно-инструментальных ансамблях (в т.
Ч. Трио «Думки»). Ярко национальные по колориту сочинения Д., органически впитавшего и претворившего типические особенности песенного и танцевального чешского фольклора, отличаются стройностью формы, мелодическим богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки. Многие из них привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором. С 1963 в Чехословакии на ежегодных Международных фестивалях «Пражская весна» проводятся конкурсы виолончелистов им. А. Дворжака. Полное собрание музыкальных сочинений издаётся в Праге (с 1955, будет завершено в начала 1970-х гг.). Д. Принадлежат 10 опер, оратория, кантаты, культовые сочинения (в т. Ч. Месса, реквием), 9 симфоний, 5 симфонических поэм (1896‒97), 5 увертюр, серенада для струнного оркестра (1875), концерты с оркестром для фортепиано (1876), скрипки (1880) и виолончели (1895), инструментальные и вокальные ансамбли.
Фортепиано пьесы, хоры, песни. Лит. Неедлы 3., А. Дворжак, «Советское искусство», 1941, 11 сент. Бэлза И., Антонин Дворжак, М. ‒ Л., 1949. Его же, Последняя симфония Дворжака, «Музыкальная жизнь», 1969, № 6. Смирнов М., Фортепианное творчество А. Дворжака, М., 1960. Лушина Я., Дворжак, Л., 1961. Дворжак в письмах и воспоминаниях, [Вступ. Ст. И. Бэлзы, примеч. О. Шоурка и И. Бэлзы, пер. С чеш.], М., 1964. Антонин Дворжак. Сб. Статей, М., 1967. Šourek О., Život a dílo Antonína Dvořáka, sv. 1-4, Praha, 1954‒57. Hughes G., Dvořak. His life and music, N. Y., 1967. И. Ф. Бэлза..
Дополнительный поиск Дворжак Антонин
На нашем сайте Вы найдете значение "Дворжак Антонин" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дворжак Антонин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 15 символа