Дефектология

106

IДефектоло́гия (от лат. Defectus — недостаток и ...Логия) научная отрасль, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. В Д. Входят специальные педагогики. Сурдопедагогика (изучающая процессы воспитания и обучения детей с недостатками слуха). Тифлопедагогика (процессы воспитания и обучения детей с дефектами зрения). Олигофренопедагогика (проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей). Логопедия (проблемы изучения и исправления недостатков речи). Д. Включает также проблемы обучения и воспитания детей со сложными дефектами (слепоглухонемота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.). К Д., кроме того, относятся специальная психология, охватывающая психологическое изучение детей с упомянутыми выше дефектами развития, а также Сурдотехника и Тифлотехника, разрабатывающие технические средства обучения, коррекции и компенсации дефекта.

Внутри Д. Продолжается дифференциация и возникновение новых областей (например, области изучения детей с временными задержками психического развития, с двигательными нарушениями и др.). В область Д. Включаются вопросы, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой взрослых с дефектами, например зрения и слуха. Как целостная отрасль знания Д. Складывается в результате развития и сближения отдельных её областей, установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании детей с разными видами дефектов. Большое значение для выявления этих закономерностей имеет применение комплексного разностороннего подхода к изучению аномальных детей с участием педагогов, врачей, физиологов, психологов и др.

Специалистов. Клинико-физиологическое и психологическое изучение аномальных детей составляет естественнонаучную основу входящих в Д. Специальных педагогик. На данных этого изучения базируется решение вопросов о сроках, системе и методах обучения и воспитания детей с тем или иным типом нарушений в развитии, о путях и средствах коррекции и компенсации недостатков их развития через систему специального обучения и воспитания, включая их подготовку к общественно полезному труду. Д. Тесно связана с рядом смежных наук — невропатологией, патофизиологией, общей и медицинской генетикой, патопсихологией, педагогической и детской психологией, общей педагогикой, языкознанием и др. В свою очередь, она даёт уникальный материал для этих наук, а также для теории познания.

Советская Д. Сложилась в борьбе с идеалистическими концепциями в области закономерностей развития аномального ребёнка, порождавшими теории о крайней ограниченности возможностей развития аномальных детей, сводившими основную задачу Д. К приспособлению аномальных детей к элементарному физическому труду. Благоприятной основой для развития советской Д. Явились законодательные акты Советского государства, которыми обучение и воспитание аномальных детей было включено в общегосударственную систему народного образования, а затем введено всеобщее обязательное обучение этих детей, а также созданы специальные научно-исследовательские учреждения и учебные заведения для подготовки специалистов-дефектологов (см. В ст.

Педагогическое образование). Научная разработка вопросов Д. В СССР ведётся в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР (Москва), институтах педагогики и психологии УССР (Киев) и в некоторых др. Научных учреждениях, а также на кафедрах дефектологических факультетов педагогических институтов. Значительная научно-методическая работа проводится учителями специальных школ. Выходили сборники «Учебно-воспитательная работа в специальных школах» (1940—57) и «Специальная школа» (1958—68). С 1969 издаётся журнал «Дефектология». За рубежом (кроме социалистических стран) вместо понятия Д. Применяется более ограниченное понятие «специальное обучение» (special education), сужающее область Д. Как науки и имеющее в значительной мере прагматическую направленность.

В ФРГ, Австрии и Швейцарии распространено также более узкое понятие «лечебная педагогика» («Heilpädagogik»). Лит. Доброва А. Д., Очерк истории советской дефектологии (1917—1929), М., 1952 (дисс.). Основы обучения и воспитания аномальных детей, М., 1965. Дьячков А. И., Развитие советской дефектологии, «Советская педагогика», 1967, № 9. Дефектологический словарь, 2 изд., М., 1970. В. И. Лубовский. IIДефектоло́гия («Дефектоло́гия»,) научно-методический журнал, орган АПН СССР, издаётся в Москве с 1969. Периодичность — 6 раз в год. Освещает проблемы теории и практики обучения и воспитания (дошкольного и школьного) детей с нарушениями умственного и физического развития, общего и профессионального обучения взрослых глухих и слепых, дефектологического образования и т.п.

Популяризирует передовой опыт специальных школ и дошкольных учреждений. Публикует материалы о новых технических средствах и пособиях для обучения аномальных детей, советы и консультации. Тираж (1971) около 19 тыс. Экземпляров.

Значения в других словарях
Дефекация (в сахарном пр-ве)

Дефекация в сахарном производстве, очистка сырого свекловичного сока от посторонних примесей (см. Дефекатор. ..

Дефект масс

разность между массой атома данного изотопа, выраженной в атомных единицах массы (См. Атомные единицы массы), и массовым числом, равным числу нуклонов (См. Нуклоны) в ядре данного изотопа. Д. М. Связан с энергией связи нуклонов в ядре и характеризует устойчивость данного ядра. Иногда пользуются Д. М., отнесённым к одному нуклону, называемому упаковочным множителем (см. Ядро атомное). ..

Дефектоскоп

(от лат. Defectus — недостаток и ...скоп) устройство для обнаружения дефектов в изделиях из различных металлических и неметаллических материалов методами неразрушающего контроля. Различают Д. Магнитные, рентгеновские, ультразвуковые, электроиндуктивные, капиллярные и др. (см. Дефектоскопия). Д. Выполняются в виде переносных, лабораторных приборов или стационарных установок. Переносные Д. Обычно имеют простейшие индикаторы для обнаружения дефектов (стрелочный прибор, световой или звуковой сигнали..

Дефектоскопия

IДефектоскопи́я (от лат. Defectus — недостаток и ...скопия) комплекс методов и средств неразрушающего контроля материалов и изделий с целью обнаружения дефектов. Д. Включает. Разработку методов и аппаратуру (дефектоскопы и др.). Составление методик контроля. Обработку показаний дефектоскопов. Вследствие несовершенства технологии изготовления или в результате эксплуатации в тяжёлых условиях в изделиях появляются различные дефекты — нарушения сплошности или однородности материала, отклонения от за..

Дефектология

ДЕФЕКТОЛОГИЯ (от дефект и ...логия) - педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Включает логопедию, олигофренопедагогику, сурдопедагогику, тифлопедагогику.. ..

Дефектология

ДЕФЕКТОЛОГИЯ (от дефект> и...логия), отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, обучения и воспитания детей с физическими и психическими недостатками (нарушениями движений, зрения, слуха, речи, интеллекта).. ..

Дефектология

-и, ж.. ..

Дефектология

Сурдопедагогика, логопедия, тифлопедагогика, олигофренопедагогика. ..

Дефектология

Ж.Научная дисциплина, изучающая особенности развития, обучения и воспитания детей с физическими и психическими недостатками.. ..

Дефектология

ДЕФЕКТОЛО́ГИЯ -и. Ж. [от лат. Defectus - недостаток и греч. Logos - учение] Наука, изучающая особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания.. ..

Дефектология

-и, ж. Раздел педагогики, занимающийся особенностями развития, воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. II прил. Дефектологический, -ая, -ое.. ..

Дефектология

(лат. Defectus недостаток + греч. Logos учение) наука, изучающая особенности развития детей с физическими недостатками и (или) нарушениями психики, разрабатывающая методы их воспитания и обучения.. ..

Дефектология

(лат. Defectus недостаток + греч. Logos учение)наука, изучающая особенности развития детей с физическими недостатками и (или) нарушениями психики, разрабатывающая методы их воспитания и обучения.. ..

Дефектология

(лат. Defectus недостаток + греч. Logos учение) - наука, изучающая особенности развития детей с физическими недостатками и (или) нарушениями психики, разрабатывающая методы их воспитания и обучения.. ..

Дефектология

(дефект + греч. Logos - наука, учение). Педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания детей с физическими и (или) психическими недостатками, разрабатывающая методы их лечения и социально-трудовой адаптации. Использует данные психоневрологичеких и психологических исследований.. ..

Дефектология

Дефект( + греч. Logos – наука, учение). Педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания детей с физическими и (или) психическими недостатками, разрабатывающая методы их лечения и социально-трудовой адаптации. Использует данные психоневрологичеких и психологических исследований.. ..

Дефектология

(дефект + греч. Logos – наука, учение). Педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания детей с физическими и (или) психическими недостатками, разрабатывающая методы их лечения и социально-трудовой адаптации. Использует данные психоневрологичеких и психологических исследований.. ..

Дефектология

(от лат. Defectus — недостаток и греч. Logos — слово, учение), наука о психофизиол. Особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. Входит ряд разделов специальной педагогики. Сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития) и логопедия (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи). Д. Изучает та..

Дополнительный поиск Дефектология Дефектология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дефектология" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дефектология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 12 символа