Дефектология
(от лат. Defectus — недостаток и греч. Logos — слово, учение), наука о психофизиол. Особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. Входит ряд разделов специальной педагогики. Сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития) и логопедия (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи). Д. Изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психич. Развития, а также со сложными дефектами (напр., слепоглухонемота, сочетание слепоты и умственной отсталости и т. П.).
К Д. Относятся специальная психология, охватывающая психол. Проблемы изучения аномальных детей, а также сурдотехни-ка и тифлотехника, разрабатывающие техн. Средства обучения, коррекции и компенсации дефекта. Как целостная наука Д. Сложилась в результате развития и сближения отд. Её областей, установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании детей с разными видами дефектов,Теоретич. Основы отеч. Д. Были заложены Л. С. Выготским, к-рый определил общие закономерности развития и обучения аномальных детей разных категорий, осн. Принцип коррекции имеющихся нарушений. Важную роль в формировании Д. Сыграло развитие комплексного подхода (с участием педагогов, врачей, психологов, физиологов и др. Специалистов) к изучению аномальных детей.
На основе клинико-физиол., психол. Исследований разработано науч. Обоснование процессов компенсации и коррекции дефектов развития (см. Кор-рекционно-воспитателеная работа), создана дифференцир. Система уч.-воспитат. Учреждений для аномальных детей. Один из осн. Принципов Д. — в процессе спец. Обучения и воспитания ориентирование не на дефект и ограниченный им уровень развития, а на потенциальные возможности ребёнка.Благоприятной основой для развития сов. Д. Явились законодат. Акты Сов. Гос-ва, к-рыми обучение и воспитание аномальных детей было включено в обще-гос. Систему нар. Образования, а затем введено всеобщее обязат. Обучение этих детей, а также созданы спец. Н.-и, учреждения и уч. Заведения для подготовки специалистов-дефектологов (см.
Дефектологическое образование). Науч. Разработка вопросов Д. В Рос. Федерации ведётся НИИ коррекционной педагогики РАО. (Москва), а также на дефектологич. Ф-тах пед. Ин-тов. В СССР выходили пе-риодич. Издания. Жури. «Вопросы дефектологии» (1928—31), периодич. Сб. «Специальная школа» (1939—69). С 1969 издаётся журн. Ч Дефектология» (Москва).За рубежом вместо понятия «Д.» применяются более ограниченные понятия .
Дополнительный поиск Дефектология
На нашем сайте Вы найдете значение "Дефектология" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дефектология, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 12 символа