Джорджоне
(Giorgione) (собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко. Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477, Кастельфранко, Венето, — сентябрь или октябрь 1510, Венеция), итальянский живописец венецианской школы (См. Венецианская школа), один из основоположников искусства Высокого Возрождения. Учился, вероятно, у Джованни Беллини. Был близок к кругу венецианских гуманистов. Славился также как певец и музыкант. В 1507—08 участвовал в украшении Дворца дожей, расписывал фресками Немецкое подворье в Венеции (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры). Основная область творчества Д. — светская станковая живопись, впервые получившая у него преобладающее значение. Уже в ранних произведениях, выполненных до 1505 («Поклонение пастухов», Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Мадонна со св. Франциском и Либералием», собор в Кастельфранко. «Юдифь»), проявляется главная особенность искусства Д. — поэтическое представление о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил, присутствие которых раскрывается не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворённости. Ощущение скрытого дыхания жизни в природе и людях, органичность воссоздания натуры соединяются в зрелых произведениях Д. 1506—1510-х гг. С благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности («Гроза», Галерея Академии, Венеция. «Три философа», Художественно-исторический музей, Вена).
Общая направленность творчества Д. Определила интимно-лирическую эмоциональную окраску выполненных им портретов [портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем. Женский портрет (так называемая «Лаура»), Художественно-исторический музей, Вена. Портрет А. Броккардо, Музей изобразительных искусств, Будапешт], а также его интерес к самостоятельной выразительности природы, подготовивший формирование нового живописного жанра — пейзажа. В поздних произведениях Д. («Спящая Венера». «Сельский концерт», Лувр, Париж) полностью определилась главная тема творчества художника — гармоничное единство человека и природы. Её воплощению служат открытия Д. В области художественного языка, сыгравшие важную роль в развитии европейской масляной живописи.
Сохраняя ясность объёма, чистоту и мелодическую выразительность контуров, Д. С помощью мягкой прозрачной светотени добился органического слияния человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности картины. Он придал полнокровную теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, сочетая их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Творческая концепция Д. Своеобразно преломила современные ему натурфилософские идеи, оказавшие влияние на формирование венецианского гуманизма, и отразила свойственную Возрождению влюблённость в красоту человека и земного бытия. Художественное наследие Д. Оказало преобразующее воздействие на венецианскую живопись 16 в.
И положило начало периоду её яркого расцвета. Достижения Д. Были восприняты многими современниками художника (Джованни Беллини, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старшим и др.) и получили дальнейшее развитие в творчестве его ученика Тициана. Лит. Смирнова И. А., Джорджоне, М., 1955. Её же, Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964, с. 27—42. Лазарев В. Н., Выставка «Джорджоне и джорджонески» в Венеции, «Искусство», 1956, №1. Venturi L., Giorgione e il giorgionismo, Mil., 1913. Zampetti P., Giorgione e i giorgioneschi. Catalogo della mostra, Venezia, 1955. Baldass L., Heinz G., Giorgione, W. — Münch., 1964. М. И. Свидерская. Джорджоне. «Спящая Венера». Картинная галерея. Дрезден..
Дополнительный поиск Джорджоне
На нашем сайте Вы найдете значение "Джорджоне" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джорджоне, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 9 символа