Диалектическая теология

116

теология кризиса, ведущее направление в европейской теологии Протестантизма 20—30-х гг. 20 в., развивавшееся в контакте с ранним немецким Экзистенциализмом и близкое к нему по происхождению и установкам (например, в стремлении опереться на наследие С. Кьеркегора и др.). Толчком к возникновению Д. Т. Был глубокий кризис устоев европейской цивилизации, выявившийся в связи с 1-й мировой войной и её последствиями. Принципы этого течения были сформулированы в 1921—22 в работах немецких теологов К. Барта, Э. Бруннера, Р. Бультмана, Ф. Гогартена и др. В 1923 был создан печатный орган Д. Т. «Zwischen den Zeiten». Манифестом Д. Т. Явилась книга Барта «Толкование на послание апостола Павла к римлянам» (2 изд., 1922). В качестве основного принципа Д.

Т. Её инициаторы принимают «диалектический путь» к утверждению через отрицание и противоречие. Исходный пункт Д. Т. — безнадёжность всех попыток овладеть содержанием веры через какие-либо интеллектуальные или культовые манипуляции, т. Е. Через «религию», которую Д. Т. Резко противопоставляет «вере». «Религия» — свод заранее данных приёмов обращения с богом, «вера» — событие непредусмотренной встречи с богом в конкретности истории. Усматривая в религии иллюзию, благодаря которой человек получает под видом образа бога собственный мистифицированный образ, Д. Т. Готова в этом пункте солидаризироваться с атеистическим антропологизмом Л. Фейербаха. Отрицая религию как сумму предметных представлений и действий, Д. Т. Утверждает веру в абсолютно несоизмеримого, по отношению ко всему человеческому, бога.

Перед таким богом человек в любом своём совершенстве обречён стоять с пустыми руками. Бог, по мысли диалектических теологов, есть «критическое отрицание» всего, «совершенно непредметный источник кризиса всякой предметности, судия, небытие мира» (Bart К., Der Römerbrief, Münch., 1922, S. 57). При таких предпосылках положение теологии становится весьма драматичным. Она ощущает себя между отвергнутой предметностью и пустой беспредметностью, пытаясь найти выход из этой ситуации в обращении к откровенно многозначным формулировкам. Установка Д. Т. Близка методу философствования М. Хайдеггера и К. Ясперса. В исторической перспективе учение Д. Т. Предстаёт как возвращение к основным идейным мотивам инициаторов Реформации (См.

Реформация) — Лютера и Кальвина. Отвержение «религии» — это логический предел лютеровского отвержения «оправдания делами». В связи с этим Д. Т. Выступила против либерального протестантизма 19 в., растворявшего веру в психологии, религию — в стихии безрелигиозной цивилизации. Распад течения Д. Т. Был связан, во-первых, с политическими событиями 30-х гг. Если Барт и П. Тиллих стали провозвестниками христианского сопротивления гитлеризму, то Гогартен примкнул к пронацистскому течению так называемых немецких христиан. Во-вторых, присущее Д. Т. Неустойчивое равновесие её противоположных тенденций нарушалось в том или ином направлении. Бультман пришёл к провозглашению «демифологизации» христианского учения. Бруннер, пытаясь преодолеть нигилистическую беспредметность Д.

Т., приступил к построению новой «естественной теологии», что вызвало резкую отповедь Барта. Эпилогом к европейской истории Д. Т. Явилась деятельность в США Р. Нибура, заимствовавшего у своих немецких предшественников критику теологического либерализма и социального оптимизма. С. С. Аверинцев.

Значения в других словарях
Диалектика природы

(«Диале́ктика приро́ды»,) выдающееся философское произведение Ф. Энгельса, содержащее наиболее развёрнутое изложение диалектико-материалистического понимания важнейших проблем теоретического естествознания. «Д. П.» — незаконченное произведение, дошедшее до нас в виде рукописи, которая состоит из 2 набросков плана, 10 более или менее отделанных статей и 169 заметок и фрагментов. Замысел «Д. П.» изложен в письме Ф. Энгельса К. Марксу от 30 мая 1873. Концепция книги сложилась и была разработана в 1..

Диалектическая логика

наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Эти законы отражаются в виде общих понятий — категорий (См. Категории). Поэтому Д. Л. Можно определить и как науку о диалектических категориях. Представляя собой систему диалектических категорий, она исследует их взаимную связь, последовательность и переходы одной категории в другую. В системе марксистско-ленинской философии Д. Л. Совпадает с диалектикой (См. Диалектика) и теорией познания, с диалектическим материализмом. В э..

Диалектический материализм

философия марксизма-ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д. М. Основывается на достижениях современной науки и передовой общественной практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом. Он составляет общетеоретическую основу учения марксизма-ленинизма (См. Марксизм-ленинизм). Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственн..

Диалектография

отрасль диалектологии, изучающая территориальное распространение тех элементов языка, которые определяют его диалектные разновидности. См. Лингвистическая география. ..

Диалектическая Теология

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ>, ведущее направление в богословии европейского протестантизма 20 - 30-х гг. 20 в. Выступила против либерального протестантизма за возвращение к первоначальным идеям Реформации. Исходила из идей С. Кьеркегора, подчеркивала абсолютную несоизмеримость Бога и всего человеческого. "религии" как своду предметных действий и представлений противопоставила "веру" как личную "встречу" с Богом. Главный представитель - К. Барт (Швейцария>), Э. Бруннер, Р. Бультман (Германия), Р. Ниб..

Диалектическая Теология

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ - ведущее направление в теологии протестантизма в 1920-30-е. Возникла в Германии. Основоположник - К. Барт (1886-1968). Классические представители - Р. Бультман, Э. Бруннер, Ф. Гогартен, Э. Турнейзер, ранний П. Тиллих, позже в США - Р. Нибур (1892-1971). Начало эволюции Д.Т. Относят к выходу в свет работы К. Барта "Послание к римлянам" (1919), которую принято считать манифестом Д.Т. Печатный орган - основанный Г. Мерцем журнал "Между временами", изда* вавшийся в течении п..

Диалектическая Теология

("критическая теология", "теология кризиса", "теология парадокса", "теология Слова Божьего") - влиятельное направление протестантской теологии 20 в., которое драматично выразило кризис европейской цивилизации, вызванный Первой мировой войной и ее катастрофическими последствиями. Основные принципы Д.т. Были сформулированы в книге кальвинистского пастора К. Барта "Послание к Римлянам" (1919), получившей поддержку молодых теологов, группировавшихся вокруг жур. "Между временами", - Р. Бультмана, Ф. ..

Дополнительный поиск Диалектическая теология Диалектическая теология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Диалектическая теология" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Диалектическая теология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 23 символа