Дирижабль
(от фран. Dirigeable — управляемый) управляемый летательный аппарат (аэростат) легче воздуха. Основные части Д. Заполненный газом (обычно водородом или гелием) корпус удлинённой формы, тупой в носовой части и заострённый к корме для лучшего обтекания. Оперение — расположенные крест-накрест горизонтальные и вертикальные неподвижные поверхности (стабилизаторы и кили) и подвижные горизонтальные рули высоты и вертикальные рули управления. Гондолы (одна или несколько) для размещения экипажа, пассажиров, двигателей, снаряжения и оборудования. Различают Д. Мягкой, полужёсткой и жёсткой систем. В мягкой (рис. 1) и полужёсткой (рис. 2) системах матерчатый корпус Д. Служит вместе с тем и оболочкой для газа. Д. Полужёсткой системы отличаются наличием в нижней части оболочки металлической фермы, препятствующей деформации оболочки.
В Д. Мягкой и полужёсткой систем неизменяемость внешней формы достигается избыточным давлением газа, постоянно поддерживаемым баллонетами, в которые нагнетается воздух. В Д. Жёсткой системы (рис. 3) неизменяемость внешней формы обеспечивается обычно металлическим каркасом. Газ помещается внутри жёсткого каркаса в мешках из газонепроницаемой материи. Объём Д. Мягкой системы — от 1 тыс. До 7 тыс. М3, полужёсткой — от 8 до 35 тыс. М3, жёсткой — до 200 тыс. М3. Скорости Д. Обычно не превышают 100—135 км/ч. Д. Применялись для связи и снабжения труднодоступных удалённых районов, разведки и конвоирования судов в море, поисков подводных лодок и минных заграждений и др. Краткую историю создания и применения Д. См. В ст. Воздухоплавание. Рис.
1. Схема дирижабля мягкой системы. 1 — корпус-оболочка. 2 — верхний и нижний стабилизаторы. 3 — руль высоты. 4 — боковой стабилизатор. 5 — руль направления. 6 — поясные верёвки для удержания и перемещения дирижабля на земле. 7 — пневматические амортизаторы. 8 — винтомоторная установка. 9 — гондола. 10 — стропы подвеса гондолы. 11 — заполняемый воздухом баллонет для поддержания постоянной внешней формы корпуса-оболочки во время подъёма — спуска и полёта (граница занимаемого баллонетом объёма показана пунктиром). Рис. 2. Схема дирижабля полужёсткой системы. 1 — носовое усиление. 2 — пояса. 3 — наружная оболочка. 4 — тросы внутренней подвески. 5 — диафрагма (перегородка), разделяющая на отсеки объём, заполняемый газом и воздухом. 6 — смотровое окно.
7 — боковой стабилизатор. 8 — верхний и нижний стабилизаторы. 9 — руль высоты. 10 — руль направления. 11 — моторные гондолы. 12 — килевая ферма. 13 — бензобаки. 14 — баллонеты. 15 — пассажирская гондола. 16 — амортизатор. Рис. 3. Схема дирижабля жесткой системы. 1 — газовые шахты для отвода газа, выпускаемого через газовые клапаны 2, в атмосферу. 2 — газовые клапаны. 3 — шпангоуты. 4 — стрингеры. 5 — наружная оболочка. 6 — главная гондола управления. 7 — пассажирские палубы. 8 — помещение команды. 9 — место расположения боковой моторной гондолы. 10 — верхний и нижний стабилизаторы. 11 — боковой стабилизатор. 12 — рули направления. 13 — рули высоты..
Дополнительный поиск Дирижабль
На нашем сайте Вы найдете значение "Дирижабль" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дирижабль, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 9 символа