Добролюбов

78

Николай Александрович [24.1(5.2).1836, Нижний Новгород, ныне Горький, — 17(29).11.1861, Петербург], русский литературный критик, публицист, революционный демократ. Родился в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848—53). В 1857 окончил Главный педагогический институт в Петербурге. Будучи студентом, организовал подпольный кружок, выпускал рукописную газету «Слухи», возглавлял борьбу студентов против реакционной администрации института. Уже в первые годы жизни в Петербурге проявились демократические настроения Д. Его резко враждебное отношение к самодержавию выражено в смелых революционных стихах. «На 50-летний юбилей Н. И. Греча» (1854), «Ода на смерть Николая I» (1855) и др., которые распространялись за пределами педагогического института.

В 1856 Д. Познакомился с Н. Г. Чернышевским, затем с Н. А. Некрасовым и вскоре стал их соратником по работе в журнале «Современник». В том же году он выступил в печати, а в 1857 начал постоянную работу в «Современнике». Сотрудничал также в «Журнале для воспитания» (1857—1859). В 1858 Д. Опубликовал статьи, в которых обосновал свои литературно-эстетические, философские и исторические взгляды. «О степени участия народности в развитии русской литературы», «Первые годы царствования Петра Великого», «Русская цивилизация, сочинённая г. Жеребцовым». Эти статьи, охватывающие широкий круг актуальных литературно-общественных проблем, проникнуты духом воинствующего демократизма. В условиях общественного подъёма конца 50-х гг. Становилась всё более определённой революционно-демократическая позиция Д., нашедшая своё выражение как в литературно-критических статьях, так и в публицистических выступлениях против дворянско-буржуазного либерализма.

«Литературные мелочи прошлого года» (1859), фельетоны и стихотворные пародии в «Свистке» (См. Свисток) — сатирическом отделе «Современника». В 1859—60 появились статьи «Что такое обломовщина?» (о романе И. А. Гончарова «Обломов»), «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве» (о пьесах А. Н. Островского), «Когда же придёт настоящий день?» (о романе И. С. Тургенева «Накануне»). Опираясь на реалистические картины жизни и типические образы, созданные писателями, Д. Клеймил деспотизм и крепостнический уклад, сравнивая его с тюрьмой, в которой гибнет всё живое. Осуждал бездействие, безволие и пассивность («обломовщина»). Указывал на неизбежность появления нового героя — деятеля и борца — в русской жизни и литературе («русский Инсаров»).

Он призывал к ликвидации крепостничества и всех его порождений (статья «Черты для характеристики русского простонародья», 1860, и др.). В. И. Ленин высоко ценил литературно-критические работы Д. Д. Развивал эстетические принципы В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Свой метод художественного анализа он называл «реальной критикой». Руководствуясь этим методом, он стремился «. Толковать о явлениях самой жизни на основании литературного произведения, не навязывая, впрочем, автору никаких заранее сочиненных идей и задач» (Собрание соч., т. 6, 1963, с. 98). Критерий правды был важнейшим для Д. Особенность его критического искусства — в умении соединять эстетический анализ образов, созданных художником, с исследованием той правды жизни, которая эти образы породила.

Всей силой своего таланта Д. Отстаивал принципы реализма и народности литературы, защищал идею её высокой гражданственности. Общественное служение было для Д. Высшим критерием деятельности художника. Он осуждал и высмеивал искусство, лишённое прогрессивного общественного содержания, ставшее достоянием «праздных ленивцев». Страстный полемист, Д. Пользовался разнообразными критическими жанрами и сатирическими приёмами (ироническое восхваление, критический фельетон, язвительная пародия в стихах и прозе) в борьбе против поверхностно-обличительной литературы, эпигонской поэзии, реакционной журналистики. В мае 1860 Д. По настоянию друзей выехал за границу для лечения начинавшегося туберкулёза. Он жил в Германии, Швейцарии, Франции, более полугода в Италии, где происходили события, связанные с национально-освободительным движением под руководством Дж.

Гарибальди. Эти события дали материал для серии статей Д., в которых он, используя опыт итальянской революции, разоблачал антинародный характер буржуазного либерализма и прославлял республиканцев («Непостижимая странность», «Отец Александр Гавацци и его проповеди», «Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура» и др.). В июле 1861 Д. Вернулся на родину, не поправив здоровья. Острый туберкулёзный процесс, напряжённая работа, крушение революционных надежд в связи с усилением политической реакции свели его в могилу. Наряду с Чернышевским Д. Был глашатаем идей крестьянской революции в России, страстным защитником народных интересов. Содержание его деятельности определяется последовательным отрицанием монархии и крепостнической системы, в которой он видел основную причину отсталости России, борьбой за демократическую революцию, за экономическое и культурное развитие страны, за широкое просвещение народа.

Д. Не был сторонником развития России по капиталистическому пути. Хотя в ряде работ (« Роберт Овэн и его попытки общественных реформ», рецензия на книгу «От Москвы до Лейпцига» И. Бабста и др.) Д. Указывал на относительную прогрессивность капиталистической системы хозяйства по сравнению с крепостнической, он стремился найти для России такую форму экономического развития, которая обеспечила бы развитие крупного производства и исключила возможность капиталистической эксплуатации трудящихся. По его мнению, такой формой могли быть промышленно-земледельческие ассоциации, организуемые на базе крестьянских общин после перехода власти к трудящимся в результате народной революции. В основе материалистических убеждений Д., сложившихся под влиянием отечественных традиций (А.

Н. Радищев, В. Г. Белинский) и западноевропейских философских учений (Л. Фейербах, Р. Оуэн и др.), лежала вера в зреющие силы народа, в успех крестьянской революции, которую должна возглавить разночинная интеллигенция. Т. О., Д. Был социалистом-утопистом и просветителем, но его утопизм соединялся со стремлением к практическим действиям (из писем Д. Видно, что он был причастен к начинавшейся в России подпольно-революционной работе), а просветительство носило активно-деятельный характер. В отличие от официальной науки, Д. В своих исторических работах не сводил историю к деяниям князей, царей и полководцев и видел её основную движущую силу в народных массах. Д. Признавал закономерность исторического развития, но исторический прогресс трактовал идеалистически, сводя его в основном к духовному обогащению человечества.

Д. Понимал классовую борьбу как вечный антагонизм между «аристократией» и «демократией» и рассматривал «уничтожение дармоедов и возвеличивание труда» как постоянную тенденцию истории. Он отмечал, что на протяжении тысячелетий «. Только форма эксплуатации меняется и делается более ловкою и утонченною. Но сущность все-таки остается та же, пока остается по-прежнему возможность эксплуатации» (там же, т. 5, 1962, с. 460). В исторических воззрениях Д. Содержались материалистические тенденции. Он указывал на «нужду и голод» как на причины борьбы народов против угнетателей. Литературная деятельность Д. Оставила яркий след в истории русской критики, эстетики, публицистики, оказала глубокое воздействие на многие поколения революционеров.

В 1901 В. И. Ленин указывал (в связи с 40-летием со дня смерти критика), что Д. Дорог «. Всей образованной и мыслящей России...», как «. Писатель, страстно ненавидевший произвол и страстно ждавший народного восстания против “внутренних турок” — против самодержавного правительства» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 5, с. 370). Ф. Энгельс писал, что в России «. Была и критическая мысль и самоотверженные искания в области чистой теории, достойные народа, давшего Добролюбова и Чернышевского» (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 147). К. Маркс говорил, что ставит Добролюбова как писателя «. Наравне с Лессингом и Дидро» (там же, т. 33, с. 266). Советская наука много сделала для изучения жизни и деятельности Д., как и других революционных демократов.

Собрано и научно прокомментировано его литературное наследие (в том числе письма). Ряд работ посвящён характеристике эстетической концепции критика, его пониманию реализма и народности искусства. Изучены также философские, экономические, исторические, педагогические взгляды Д., что позволило с большой полнотой определить его историческую роль как одного из предшественников социал-демократии в России. Могила Д. — на Волковом кладбище в Ленинграде (рядом с могилой Белинского, на Литераторских мостках). Соч. Сочинения, [под ред. Н. Г. Чернышевского], т. 1—4, СПБ, 1862. Полн. Собр. Соч., под ред. П. И. Лебедева-Полянского, т. 1—6, М.—Л., 1934—41. Собр. Соч., т. 1—9, М.—Л., 1961—64. Полн. Собр. Стихотворений, сост. И вступ. Ст. Б. Я. Бухштаба, Л., 1969.

Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., О литературе, М., 1958. Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969. Чернышевский Н. Г., Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, М., 1890. Боровский В. В., Н. А. Добролюбов, в его кн. Литературно-критические статьи, М., 1956. Евгеньев-Максимов В. Е., «Современник» при Чернышевском и Добролюбове, Л., 1936. Бурсов Б. И., Вопросы реализма в эстетике революционных демократов, М., 1953. Жданов В. В., Добролюбов, 3 изд., М., 1961. Хессин Н., Экономические вопросы в произведениях Н. А. Добролюбова, в кн. История русской экономической мысли, т. 1, ч. 2, М., 1958. Иллерицкий В. Е., Исторические взгляды русских революционных демократов, в кн. Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960. Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников, Л., 1961.

Рейсер С. А., Летопись жизни и деятельности Н. А. Добролюбова, М., 1953. Рыскин Ю. Д., Н. А. Добролюбов. Указатель литературы 1917—1960, М., 1961. В. В. Жданов. Титульный лист 1-го издания Сочинений Н. А. Добролюбова. СПБ. 1862. Н. А. Добролюбов..

Значения в других словарях
Доброклонский Михаил Васильевич

Доброклонский Михаил Васильевич [22.10(3.11).1886, Петербург, ‒ 16.11.1964, Ленинград], советский искусствовед, член-корреспондент АН СССР (1943). С 1919 сотрудник Эрмитажа. Преподавал в Институте истории искусств (1922 ‒ конец 20-х гг.), АХ (с 1923), университете (1944‒51) ‒ в Ленинграде. Занимался проблемами атрибуции и систематизации рисунков, хранящихся в музеях СССР. Составил научные каталоги Эрмитажа. «Рисунки итальянской школы XV и XVI веков» (1940), «Рисунки Рубенса» (1940), «Рисунки фла..

Добролёт

(«Добролёт»,) «Российское общество добровольного воздушного флота», организовано в Москве (1923) с первоначальным капиталом 2 млн. Рублей золотом. Основная цель общества — создание гражданской авиации для обслуживания на началах коммерческого расчёта отраслей народного хозяйства СССР (организация воздушных линий для перевозки пассажиров, транспортировки почты и др. Грузов, производства аэрофотосъёмок, содействия мореходству и т.п.). Наряду с «Д.» в это время созданы аналогичные общества «Укрвозд..

Добролюбов Николай Александрович

Добролюбов Николай Александрович [24.1(5.2).1836, Нижний Новгород, ныне Горький, ‒ 17(29).11.1861, Петербург], русский литературный критик, публицист, революционный демократ. Родился в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848‒53). В 1857 окончил Главный педагогический институт в Петербурге. Будучи студентом, организовал подпольный кружок, выпускал рукописную газету «Слухи», возглавлял борьбу студентов против реакционной администрации института. Уже в первые годы жизни в Петербурге про..

Добромиль

город (с 1939) в Старосамборском районе Львовской области УССР, у подножия Карпат, на р. Вирва (бассейн Вислы), в 6 км от ж.-д. Станции Хыров. Деревообрабатывающая промышленность. Предприятия пищевой промышленности (пивоваренный, хлебный заводы). Известен с начала 16 в. ..

Добролюбов

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836-61), литературный критик, публицист, революционный демократ. С 1857 постоянный сотрудник журнала "Современник". Вслед за В. Г. Белинским и Н.Г. Чернышевским, видя назначение литературы прежде всего в критике существующего строя, разработал метод "реальной критики" (статьи 1859-60. "Что такое обломовщина?", "Когда же придёт настоящий день?", "Луч света в тёмном царстве" и др.). Создал сатирическое приложение к "Современнику" -"Свисток" (1859). Сатирические с..

Добролюбов

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович. (1836 - 61), русский литературный критик, публицист. С 1857 постоянный сотрудник журнала "Современник". Развивал эстетические принципы В.Г. Белинского и Н.Г. Чернышевского, видя назначение литературы прежде всего в критике существующего строя, разработал метод> "реальной критики" (статьи 1859 - 60. "Что такое обломовщина?", "Темное царство", "Луч света в темном царстве", "Когда же придет настоящий день?" и др.). Создал сатирическое приложение к "Современнику" - ..

Добролюбов

(Николай Александрович) — самый знаменитый после Белинского русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения литературных произведений. Нерадостно сложилась краткая жизнь высокодаровитого юноши, ослепительно-блестящая по своим литературным результатам, но замечательно тусклая в его личном существовании. Судьба с ним сыграла именно ту "обидную шутку", которой так "страшился" его "ум больной" в одном из написанных им перед самой смертью стихотворений ("Пускай умру, печал..

Добролюбов

Добролюбов, Н. А. (1836 - 1861) - русский критик. Сын священника. Учился в духовном училище. В 1853 г. Поступил в педагогический институт в Петербурге. Еще будучи студентом, Добролюбов стал посылать свои критические статьи и заметки в передовые журналы того времени. "Современник" и "Отечественные Записки". По окончании института Добролюбов целиком отдается публицистической деятельности и становится одним из наиболее выдающихся сотрудников "Отечественных Записок". В своих статьях Добролюбов еще с..

Добролюбов

ДОБРОЛЮБОВ ДОБРОМЫСЛОВ ДОБРОНРАВОВ ДОБРОДЕЕВ ДОБРОСМЫСЛОВ ДОБРОТВОРСКИЙЯсные по смыслу семинарские фамилии, составленные из общеизвестных русских слов. Присваивались лучшим ученикам для поощрения и примерадругим. (Ф). ..

Добролюбов

Николай Александрович (24.I(5.II).1836 - 17(29).XI.1861) - рус. Литературный критик и публицист, философ-материалист, революционер, социалист-утопист. Род. В Н. Новгороде в семье священника, учился в духовном уч-ще (1847-48) и семинарии (1848-53), затем в Гл. Пед. Ин-те в Петербурге (1853-1857). В ин-те вел революц. Пропаганду, возглавляя тайный политич. Кружок студентов, издавал нелегальную рукописную газету "Слухи". С 1856 печатался в "Современнике", с 1857 - один из его осн. Сотрудников, руко..

Дополнительный поиск Добролюбов Добролюбов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Добролюбов" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Добролюбов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 10 символа