Добролюбов

73

Николай Александрович (24.I(5.II).1836 - 17(29).XI.1861) - рус. Литературный критик и публицист, философ-материалист, революционер, социалист-утопист. Род. В Н. Новгороде в семье священника, учился в духовном уч-ще (1847-48) и семинарии (1848-53), затем в Гл. Пед. Ин-те в Петербурге (1853-1857). В ин-те вел революц. Пропаганду, возглавляя тайный политич. Кружок студентов, издавал нелегальную рукописную газету "Слухи". С 1856 печатался в "Современнике", с 1857 - один из его осн. Сотрудников, руководил отделом критики и библиографии. На идейное развитие Д. Оказали влияние А. Н. Радищев, декабристы, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и в особенности В. Г. Белинский. Из передовых мыслителей Зап. Европы наибольшее влияние на Д. Имел Л. Фейербах. Д. Как замечат.

Критик вырос на основе великой лит-ры России тех лет. К 1857 занял выдающееся место в рус. Обществ. Движении как революц. Боец и глубокий мыслитель. Был социалистом-утопистом, считал возможным переход России непосредственно к социализму, минуя капитализм, через крест. Общину, в к-рой Д. Видел зародыш социализма. Но утопич. Социализм Д., в отличие от зап.-европейского, соединялся с революц. Демократизмом. Д. Верил в революц. Силы народа, вместе с Н. G. Чернышевским выступил идеологом крест. Революции. Расцвет творчества Д. Относится к периоду революц. Ситуации 1859-61. За три года Д. Написал статьи, составившие гордость рус. Критики и публицистики. "Роберт Овен и его попытки обществ. Реформ" (1859), "От Москвы до Лейпцига" (1859), "Что такое обломовщина" (1859), "Когда же придет настоящий день" (1860), "Луч света в темном царстве" (1860) и др.

Статьи Д., написанные "эзоповским" языком, с большим лит. Мастерством и смелостью, имели огромную разоблачит. Силу, производили неизгладимое впечатление на современников. Они сохраняют науч. Значение и поныне.М. Г. Седов. Москва.Лит. Критика и публицистика являлись осн. Сферой деятельности Д. Но важной стороной его многогранного революц. Мировоззрения были исторические взгляды. Вместе с Чернышевским он развивал революц.-демократич. Ист. Концепцию, основы к-рой заложили Белинский и Герцен. В отличие от дворянских историков, Д. Не сводил историю к перечню деяний князей, царей и полководцев. В противовес бурж. Историкам, видел осн. Движущую силу истории не в гос-ве, а в нар. Массах. ". История самая живая и красноречивая будет все-таки не более как прекрасно сгруппированным материалом, если в основание ее не будет положена мысль об участии в событиях всего народа, составляющего государство" (Полн.

Собр. Соч., т. 3, 1936, с. 120). Д. Признавал закономерность ист. Развития, но ист. Прогресс трактовал идеалистически, сводя его в осн. К духовному обогащению человечества. Рассматривая историю диалектически, Д. Указывал на скачкообразность и противоречивый характер обществ. Развития. Приближаясь к пониманию клас. Борьбы как движущего начала истории, Д. Видел содержание ее в борьбе "аристократии" и "демократии" и рассматривал "уничтожение дармоедов и возвеличение труда" как постоянную тенденцию истории (см. Там же, с. 267), отмечал, что на протяжении тысячелетий народ угнетался и "...только форма эксплуатации меняется и делается более ловкою и утонченною. Но сущность все-таки остается та же, пока остается по-прежнему возможность эксплуатации" (там же, т.

4, 1937, с. 394). В ист. Воззрениях Д. Содержались материалистич. Тенденции. Он указывал на "нужду и голод" как на причины борьбы народа против своих угнетателей, на развитие пром-сти как на фактор экономич. Прогресса всех народов. Д. Выражал неудовлетворенность идеалистич. Пониманием истории, но подлинных ее законов, обусловленных развитием материальных основ общества, открыть не мог.Особенности ист. Воззрений Д. Наиболее полно раскрылись при разработке проблем истории России, к-рой он уделял преимуществ. Внимание. В обширных откликах на "Историю царствования Петра Великого" Н. Г. Устрялова (1858), на книгу Н. Жеребцова "Опыт истории цивилизации в России" (1858) и на др. Ист. Работы, а также в статьях "О степени участия народности в развитии рус.

Литературы" (1858), "Рус. Сатира в век Екатерины" (1859) и в др. Лит.-критич. И публицистич. Работах Д. Оценил осн. Периоды рус. Истории, отмечал черты своеобразия в ее развитии. Д. Выделялся богатой эрудицией в области истории, внимательным отношением к ее источниковедч. Основе, особым интересом к социальным проблемам рус. Истории и полемич. Страстностью в борьбе с дворянской и бурж. Историографией. Он отвергал норманскую теорию происхождения Рус. Гос-ва. Взглядам славянофилов, идеализировавших допетровскую Русь как время якобы "гармонического развития" и "благоденствия народа", противопоставил мысль о возникновении крепостнич. Отношений в России со времени "Судебников" Ивана III и Ивана IV. Большое внимание уделил преобразованиям Петра I, подчеркивая их ист.

Необходимость и прогрессивный характер, отвергая упрощенную идеализацию самого Петра I и его реформ. "Петр был сильным двигателем, направление же движения было не от него. Оно задавалось, как всегда и везде, ходом истории" (там же, т. 3, с. 203). Одной из причин преобразований Петра I Д. Считал стремление предотвратить взрыв нар. Недовольства, отмечал их тяжесть для нар. Масс, укрепление самодержавно-крепостнич. Строя в результате реформ, хотя не был в состоянии отчетливо определить их клас. Сущность. В антикрепостнич. Нар. Движениях - восстаниях под предводительством С. Разина и Е. Пугачева - Д. Видел важный элемент истории рус. Крестьянства, преддверие нар. Революции. Проявлял глубокий интерес к истории освободит. Движения (Радищев, декабристы, Белинский, Герцен).

Изучая историю рус. Культуры и в особенности рус. Лит-ры, Д. Отмечал связь лит-ры с нар. Творчеством, органич. Взаимодействие между передовой рус. Лит-рой и освободит. Движением. В рус. Культуре Д., вслед за Белинским, видел область духовной деятельности народа и потому - важную сторону рус. Ист. Процесса. Ист. Опыт помогал Д. Вернее и разностороннее понимать совр. Явления. Он отмечал резкое обострение социальных противоречий в России сер. 19 в. Разоблачал либерально-бурж. Идеологов, идеализировавших зап.-европ. Бурж. Отношения, показывал эксплуататорскую сущность последних (серия статей об Италии). Демократизм Д. Проявился в решит. Осуждении колонизаторской политики Англии в Индии ("Взгляд на историю и совр. Состояние Ост-Индии", 1857).Ист. Взгляды Д.

Не освещались в дореволюц. Историографии, но в целом о его идейном наследии высказывались представители всех политич. Течений. Оценка деятельности Д. С революц. Позиций была дана Чернышевским, развита и дополнена Герценом в "Колоколе", М. Л. Михайловым, Н. А. Некрасовым, Н. В. Шелгуновым. Революц. Народники видели в Д. Одного из своих идейных вдохновителей. Для либерально-народнич. И бурж. Лит-ры было характерно выхолащивание революц. Содержания деятельности Д. И превращение его в либерала (В. Богучарский, Н. Котляревский и др.).К. Маркс ставил Д. Как писателя "наравне с Лессингом и Дидро" (см. "Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. Политич. Деятелями", 1951, с. 77). Ф. Энгельс отмечал, что в России развивалась ". Критическая мысль и самоотверженные искания в области чистой теории, достойные народа, давшего Добролюбова и Чернышевского" (Маркс К.

И Энгельс Ф., Избр. Письма, 1953, с. 380). В. И. Ленин писал в 1901, что Д. Дорог всей образованной и мыслящей России как "...писатель, страстно ненавидевший произвол и страстно ждавший народного восстания против "внутренних турок" - против самодержавного правительства" (Соч., т. 5, с. 296). Впоследствии Ленин неоднократно обращался к оценке роли Д., указывая на его последовательный "мужицкий" демократизм. Революц. Направленность деятельности Д. Раскрывала В. И. Засулич в ст. В "Искре", Г. В. Плеханов подчеркивал материалистич. Характер филос. Воззрений Д., не сумевшего, однако, приложить материализм к объяснению обществ. Жизни. В. Боровский правильно оценивал Д. Как одного из предшественников марксизма в России.В сов. Время изучение творчества Д.

Широко развернулось в 30-е гг., особенно в связи со 100-летием со дня рождения критика. Был создан ряд трудов о Д., значительные, хотя и не свободные от ошибок, исследования Ю. Стеклова и В. Полянского, а также многочисл. Статьи. В 40-50-х гг. Были изд. Работы М. Иовчука и В. Кружкова, в к-рых отразились односторонние и догматич. Представления о характере воззрений Д., порожденные культом личности. Стремление обойти противоречия и черты ограниченности в его взглядах и подтянуть взгляды Д. К марксизму. В 50-60-х гг. Изучение творчества Д. Обогатилось новыми исследованиями и публикациями. Получили спец. Разработку ист. Взгляды Д. Как видного представителя революц.-демократич. Направления в рус. Историографии.Соч. Соч., т. 1-4, изд. Н. Г. Чернышевский, СПБ, 1862.

Первое полное собр. Соч., под ред. М. К. Лемке, т. 1-4, СПБ, 1911. Собр. Соч., под ред. В. П. Кранихфельда, т. 1-8, СПБ, (1911). Полн. Собр. Соч., т. 1-6, под ред. П. И. Лебедева-Полянского, М., 1934-41. Собр. Соч. В трех томах, т. 1-3, М., 1950-52. Избр. Филос. Произв., т. 1-2, (Л.), 1948. Собр. Соч., в 9 тт., т. 1-5, М.-Л., 1961- 62-.Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. Политич. Деятелями, 2 изд., M., 1951. Энгельс Ф., Эмигрантская лит-ра, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 15, М., 1935. Ленин В. И., Начало демонстраций, Соч., 4 изд., т. 5. Его же, Избират. Кампания в IV Думу и задачи революц. Социал-демократии, там же, т. 18. Его же, Памяти Герцена, там же. Его же, Либералы и свобода союзов, там же, т. 19. Его же, Пацифизм бурж. И пацифизм социалистич., там же, т.

23. Его же, Очередные задачи Сов. Власти, там же, т. 27. Засулич В. И., Н. А. Добролюбов, в ее кн. Ст. О рус. Литературе, М., 1960, с. 260-69. Плеханов Г. В., Добролюбов и Островский, Избр. Филос. Произв., т. 5, М., 1958, с. 662-85. Боровский В., Н. А. Добролюбов (1911-17 ноября 1861), "Просвещение", 1912, No 2 (псевд. Орловский П.). Котляревский Н., Из истории обществ. Настроения шестидесятых годов. Н. А. Добролюбов, "BE", 1911, No 12. Стеклов Ю., Жизнь и деятельность Н. А. Добролюбова, Л., 1930. Лит. Наследство, т. 25-26, М., 1936. "ИАН". Отд. Обществ. Наук, М.-Л., 1936, No 1-2 (Мат-лы юбилейной сессии). Иовчук М. Т., Филос. И обществ.-по-литич. Взгляды Н. А. Добролюбова, в кн. Из истории рус. Философии, сб. Ст., М., 1951. Кружков В. С., Мировоззрение Н. А. Добролюбова, М., 1950. Жданов В.

В., Н. А. Добролюбов. 1836-1861, 2 изд., М., 1955. Иллерицкий В. Е., Ист. Взгляды рус. Революц. Демократов, в кн. Очерки истории ист. Науки в СССР, т. 2, М., 1960. Рейсер С. A., Летопись жизни и деятельности Н. А. Добролюбова, М., 1953. Зельдович М. Г. И Черняков М. В., Н. А. Добролюбов. Семинарий, (X., 1961). Н. А. Добролюбов. 1836-1861, Указатель лит-ры, 1917-1960, М., 1961.В. Е. Иллерицкий. Москва..

Значения в других словарях
Добролюбов

Николай Александрович [24.1(5.2).1836, Нижний Новгород, ныне Горький, — 17(29).11.1861, Петербург], русский литературный критик, публицист, революционный демократ. Родился в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848—53). В 1857 окончил Главный педагогический институт в Петербурге. Будучи студентом, организовал подпольный кружок, выпускал рукописную газету «Слухи», возглавлял борьбу студентов против реакционной администрации института. Уже в первые годы жизни в Петербурге проявились де..

Добролюбов

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836-61), литературный критик, публицист, революционный демократ. С 1857 постоянный сотрудник журнала "Современник". Вслед за В. Г. Белинским и Н.Г. Чернышевским, видя назначение литературы прежде всего в критике существующего строя, разработал метод "реальной критики" (статьи 1859-60. "Что такое обломовщина?", "Когда же придёт настоящий день?", "Луч света в тёмном царстве" и др.). Создал сатирическое приложение к "Современнику" -"Свисток" (1859). Сатирические с..

Добролюбов

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович. (1836 - 61), русский литературный критик, публицист. С 1857 постоянный сотрудник журнала "Современник". Развивал эстетические принципы В.Г. Белинского и Н.Г. Чернышевского, видя назначение литературы прежде всего в критике существующего строя, разработал метод> "реальной критики" (статьи 1859 - 60. "Что такое обломовщина?", "Темное царство", "Луч света в темном царстве", "Когда же придет настоящий день?" и др.). Создал сатирическое приложение к "Современнику" - ..

Добролюбов

(Николай Александрович) — самый знаменитый после Белинского русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения литературных произведений. Нерадостно сложилась краткая жизнь высокодаровитого юноши, ослепительно-блестящая по своим литературным результатам, но замечательно тусклая в его личном существовании. Судьба с ним сыграла именно ту "обидную шутку", которой так "страшился" его "ум больной" в одном из написанных им перед самой смертью стихотворений ("Пускай умру, печал..

Добролюбов

Добролюбов, Н. А. (1836 - 1861) - русский критик. Сын священника. Учился в духовном училище. В 1853 г. Поступил в педагогический институт в Петербурге. Еще будучи студентом, Добролюбов стал посылать свои критические статьи и заметки в передовые журналы того времени. "Современник" и "Отечественные Записки". По окончании института Добролюбов целиком отдается публицистической деятельности и становится одним из наиболее выдающихся сотрудников "Отечественных Записок". В своих статьях Добролюбов еще с..

Добролюбов

ДОБРОЛЮБОВ ДОБРОМЫСЛОВ ДОБРОНРАВОВ ДОБРОДЕЕВ ДОБРОСМЫСЛОВ ДОБРОТВОРСКИЙЯсные по смыслу семинарские фамилии, составленные из общеизвестных русских слов. Присваивались лучшим ученикам для поощрения и примерадругим. (Ф). ..

Доброджану-геря

1.(Dobrogeanu-Gherea), Александр (2.VII.1879 - 4.XII.1937) - деятель рум. Рабочего движения, один из основателей Коммунистич. Партии Румынии (КПР). Сын Константина Доброджану-Геря. По профессии инженер. В 1904-20 - чл. С.-д. Партии Румынии, один из руководителей ее лев. Крыла (с 1918). В 1920 входил в состав делегации, направленной партией в Москву для переговоров о присоединении с.-д. К Коминтерну, участвовал в беседах с В. И. Лениным. В 1919 и 1920 избирался депутатом рум. Парламента. Со време..

Доброклонский

Михаил Васильевич (p. 3.XI.1886) - сов. Искусствовед, чл.-корр. АН СССР (с 1943), проф. Ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 1919 - науч. Сотрудник гос. Эрмитажа. Им составлены науч. Каталоги Эрмитажа - "Рисунки Рубенса" (М.-Л., 1940), "Рисунки флам. Школы XVII-XVIII вв." (М., 1955), "Рисунки итал. Школы XVII-XVIII вв." (Л., 1961) и др. Ряд работ Д. Посвящен творчеству зап.-европ. Художников, а также сов. Графике. Под ред. Д. Выходит "История иск-ва зарубежн. Стран" в 3 т..

Добруджа

(рум. Dobrogea, болг. Добруджа) - ист. Область между ниж. Течением р. Дунай и Черным м. Сев. Д. (площ. 15,8 тыс. Км2) входит в состав Рум. Нар. Республики, Южная (площ. 7,6 тыс. Км2) - в состав Нар. Республики Болгарии.В древности терр. Д. Была заселена фракийскими племенами. В 5 в. До н. Э. Терр. Д. Заняли скифы. С нач. 6 в. В Д. Появляются славяне. С образованием Первого Болг. Царства (7 в.) Д. Входит в его состав. В 11-12 вв. Д. Находилась под властью Византии. С кон. 12 в. - в составе Второг..

Добрынин

1.Гавриил Иванович (1752-1824) - рус. Мемуарист, автор биографич. Записок. Служил в Севской духовной консистории, суд. Органах и др. Записки Д., написанные в 1797-1823, по материалу охватывают период с 50-х гг. 18 в., в живой форме воспроизводят эпизоды из жизни духовенства, провинциальных помещиков и чиновников и представляют интерес как ист. Источник. Отрывок из записок Д. Впервые опубликован в "Виленском сб." (т. 1, 1869).Соч. Истинное повествование или жизнь Гавриила Добрынина им самим напис..

Дополнительный поиск Добролюбов Добролюбов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Добролюбов" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Добролюбов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 10 символа