Домье

128

(Daumier) Оноре Викторьен (26.2.1808, Марсель, — 11.2.1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. Брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество Д. Сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства. Д., по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Д. Сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением.

Карикатуры Д. Распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31. В основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35, и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72). Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33). В 1832 Д. За карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения.

Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. Добился в литографиях 1834. В них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево». «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу»). Глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»). В литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. Создал героический образ рабочего-революционера. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. Ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Д.

Едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. Создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. Зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Д. Придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку. Язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство.

Зрелым литографиям Д. Присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. Д. Создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49. Приветствуя революцию, Д. Разоблачал её врагов. Олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. В 1848 Д. Выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). С этого времени Д. Всё больше отдавался живописи маслом и акварелью.

В новаторской по тематике и художественному языку живописи Д. Нашли воплощение пафос революционной борьбы («Восстание», около 1848. «Семья на баррикадах», Национальная галерея, Прага) и неудержимое движение людских толп («Эмигранты», около 1848—49, Музей изящных искусств, Монреаль), уважение и сочувствие художника трудящимся («Прачка», около 1859—60, Лувр. «Вагон 3-го класса», около 1862—63, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и злая издёвка над беспринципностью буржуазной юстиции («Защитник», акварель, частное собрание). Особенно увлекала Д. Тема искусства. Его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия. Излюбленные мотивы живописи Д. — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен.

«Криспен и Скапен», около 1860, Лувр. «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Д. Создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты. Серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Д. Особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций. Героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов. На протяжении 1850—60-х гг.

Всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком. В конце 60-х гг. Бытовая сатира стала уступать место в литографиях Д. Новым темам. Художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происками военщины и церкви. Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Д. — альбом «Осада». Аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870. «Потрясённая наследством», 1871). Огромное наследие Д. (около 4 тыс. Литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Д.

Как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся. Лит. Замятина А. Н., Оноре Домье. 1808—1879, М., 1954. Калитина Н., Оноре Домье. 1808—1879, М., 1955. Герман М. Ю., Домье, М., 1962. Daumier raconté par lui-même et par ses amis, Vésenaz — Gen., P., 1945. [Adhémar J.], Honoré Daumier, P., 1954. Balzer W., Der junge Daumier und seine Kampfgefährten, Dresden, 1965. А. Н. Замятина. О. Домье. «Законодательное чрево». Литография. 1834. О. Домье. «Защитник». Акварель. 3-я четв. 19 в. Частное собрание. О. Домье. «Вагон третьего класса». Ок. 1862—63. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. О. Домье. «Робер Макер — биржевой игрок». Литография из серии «Карикатюрана». 1837. О. Домье. «Прачка». Около 1859—60. Лувр. Париж. О. Домье. «Совет молодому художнику». Около 1860. Национальная галерея искусства.

Вашингтон. О. Домье. «Потрясенная наследством». Литография из альбома «Осада». 1871. О. Домье. «Камиль Демулен, призывающий к восстанию». Акварель, гуашь. Середина 19 в. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. О. Домье. «Дон Кихот». Ок. 1868. Новая пинакотека. Мюнхен. О. Домье. «Ратапуаль». Бронза. 1850. Лувр. Париж. О. Домье..

Значения в других словарях
Домра

до́мра, русский щипковый струнный музыкальный инструмент. Звук извлекается Плектром. Наибольшее распространение Д. Имела в 16—17 вв. Преимущественно среди музыкантов-скоморохов. Во 2-й половине 18 в. Стала выходить из употребления. В 1896—1900 3-струнная Д. По указаниям В. В. Андреева была реконструирована Ф. С. Пасербским и включена в состав балалаечного ансамбля. Реконструированная Д. Различных размеров (475—1100 мм) и звукового диапазона (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) получила..

Домская церковь

(нем. Domkirche — соборная церковь, латыш. Doma baznica, эст. Toomkirik) собор Марас в Риге, наиболее значительный памятник средневекового зодчества Латвии. Заложена (1211 — около 1215) как трёхнефная романская Базилика с монастырём для капитула (высшего духовенства Ливонии), завершена около 1270 неизвестным мастером из Кёльна по типу зального храма (См. Зальный храм) с башней на западном фасаде. Около 1300 достроена как базилика, перекрытая готическими сводами (высота среднего нефа 26 м). Части..

Домье Оноре Викторьен

Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26.2.1808, Марсель, ‒ 11.2.1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. Брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество Д. Сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства. Д., по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал п..

Домьянич

(Domjanić) Драгутин (12.9.1875, Крче, — 7.6.1933, Загреб), хорватский поэт. По образованию юрист. Печатался с 1895. Первая книга стихов вышла в 1909. Романтическая поэзия Д. Близка модернизму. В стихах, написанных на кайкавском наречии, выражены любовь к родному краю и сочувствие угнетённому крестьянству. Рост демократического движения в стране и 1-я мировая война 1914—18 нашли отражение в стихах на социальные и антивоенные темы. Д. Переводил сочинения С. Я. Надсона, Л. Н. Толстого, М. Горького...

Домье

ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (1808 - 1879), французский график, живописец и скульптор. Мастер сатирического рисунка и литографии. Острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство (литография> - "Законодательное чрево", 1834, серия "Добрые буржуа", 1846 - 49). В живописи и скульптуре сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск> ("Дон Кихот", около 1868).. ..

Домье

(Анри-Огюст-Ипполит Daumier, 1808—79) — франц. Рисовальщик и отчасти живописец. Составил себе в 1840— 50-х гг. Громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь и выдающихся людей тогдашней Франции. Рисунок у него сух и грубоват. Но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды и вместе с тем едкой насмешки. Сатирические рисунки Д. Начали появляться в журнале "Charivari". Это были сцены из "Похождений Робера-Макера" (с подписями Фили..

Домье

, Оноре (Daumier, Honore) 1808, Марсель — 1879, Вальмондуа, близ Парижа. Французский график, живописец, скульптор. Родился в семье стекольщика, писавшего стихи. С 1814 в Париже. Яркий художественный талант Домье проявился рано, и он начал в 1822 посещать мастерскую художника А. Ленуара, привившего ему любовь к античности, Рубенсу, Тициану. Однако Домье предпочитал заниматься самостоятельно в студии Сюиса и в Лувре, подрабатывая на жизнь в качестве рассыльного. Ок. 1828, научившись технике литогр..

Домье

(daumier) Оноре Викторьен (1808, Марсель – 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский живописец, график и скульптор. Сын стекольщика. С 1814 г. Жил в Париже. Брал уроки рисования у художника А. Ленуара, работал в мастерской Э. Будена, копировал живопись и изучал античную скульптуру в Лувре, обучался искусству литографии.О. В. Домье. «Прачка». 1860-е гг. Лувр. Париж   Домьебыл блестящим мастером журнальной политической карикатуры. В 1830 г. Он начал создавать сатирические рисунки для журналов, ..

Дополнительный поиск Домье Домье

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Домье" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Домье, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа