Домье Оноре Викторьен

81

Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26.2.1808, Марсель, ‒ 11.2.1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. Брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество Д. Сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства. Д., по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Д. Сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением.

Карикатуры Д. Распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 1830‒31. В основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831‒35, и «Шаривари», «Charivari», 1833‒60 и 1863‒72). Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830‒32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832‒33). В 1832 Д. За карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения.

Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. Добился в литографиях 1834. В них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов ‒ «Законодательное чрево». «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу»). Глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»). В литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. Создал героический образ рабочего-революционера. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. Ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий «Парижские типы» (1839‒40), «Супружеские нравы» (1839‒1842), «Лучшие дни жизни» (1843‒1846), «Люди юстиции» (1845‒48), «Добрые буржуа» (1846‒49) Д.

Едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. Создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836‒38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В сериях «Древняя история» (1841‒43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. Зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Д. Придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку. Язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство.

Зрелым литографиям Д. Присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. Д. Создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848‒49. Приветствуя революцию, Д. Разоблачал её врагов. Олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. В 1848 Д. Выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). С этого времени Д. Всё больше отдавался живописи маслом и акварелью.

В новаторской по тематике и художественному языку живописи Д. Нашли воплощение пафос революционной борьбы («Восстание», около 1848. «Семья на баррикадах», Национальная галерея, Прага) и неудержимое движение людских толп («Эмигранты», около 1848‒49, Музей изящных искусств, Монреаль), уважение и сочувствие художника трудящимся («Прачка», около 1859‒60, Лувр. «Вагон 3-го класса», около 1862‒63, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и злая издёвка над беспринципностью буржуазной юстиции («Защитник», акварель, частное собрание). Особенно увлекала Д. Тема искусства. Его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия. Излюбленные мотивы живописи Д. ‒ театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856‒60, Новая пинакотека, Мюнхен.

«Криспен и Скапен», около 1860, Лувр. «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Д. Создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты. Серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Д. Особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций. Героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов. На протяжении 1850‒60-х гг.

Всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком. В конце 60-х гг. Бытовая сатира стала уступать место в литографиях Д. Новым темам. Художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происками военщины и церкви. Франко-прусской войне 1870‒71 посвящён последний шедевр Д. ‒ альбом «Осада». Аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя ‒ это мир», 1870. «Потрясённая наследством», 1871). Огромное наследие Д. (около 4 тыс. Литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Д.

Как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся. Лит. Замятина А. Н., Оноре Домье. 1808‒1879, М., 1954. Калитина Н., Оноре Домье. 1808‒1879, М., 1955. Герман М. Ю., Домье, М., 1962. Daumier raconté par lui-même et par ses amis, Vésenaz ‒ Gen., P., 1945. [Adhémar J.], Honoré Daumier, P., 1954. Balzer W., Der junge Daumier und seine Kampfgefährten, Dresden, 1965. А. Н. Замятина..

Значения в других словарях
Домская церковь

(нем. Domkirche — соборная церковь, латыш. Doma baznica, эст. Toomkirik) собор Марас в Риге, наиболее значительный памятник средневекового зодчества Латвии. Заложена (1211 — около 1215) как трёхнефная романская Базилика с монастырём для капитула (высшего духовенства Ливонии), завершена около 1270 неизвестным мастером из Кёльна по типу зального храма (См. Зальный храм) с башней на западном фасаде. Около 1300 достроена как базилика, перекрытая готическими сводами (высота среднего нефа 26 м). Части..

Домье

(Daumier) Оноре Викторьен (26.2.1808, Марсель, — 11.2.1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. Брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество Д. Сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства. Д., по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал политич..

Домьянич

(Domjanić) Драгутин (12.9.1875, Крче, — 7.6.1933, Загреб), хорватский поэт. По образованию юрист. Печатался с 1895. Первая книга стихов вышла в 1909. Романтическая поэзия Д. Близка модернизму. В стихах, написанных на кайкавском наречии, выражены любовь к родному краю и сочувствие угнетённому крестьянству. Рост демократического движения в стране и 1-я мировая война 1914—18 нашли отражение в стихах на социальные и антивоенные темы. Д. Переводил сочинения С. Я. Надсона, Л. Н. Толстого, М. Горького...

Домьянич Драгутин

Домьянич (Domjanić) Драгутин (12.9.1875, Крче, ‒ 7.6.1933, Загреб), хорватский поэт. По образованию юрист. Печатался с 1895. Первая книга стихов вышла в 1909. Романтическая поэзия Д. Близка модернизму. В стихах, написанных на кайкавском наречии, выражены любовь к родному краю и сочувствие угнетённому крестьянству. Рост демократического движения в стране и 1-я мировая война 1914‒18 нашли отражение в стихах на социальные и антивоенные темы. Д. Переводил сочинения С. Я. Надсона, Л. Н. Толстого, М. ..

Домье Оноре Викторьен

        (Daumier) (1808-1879), французский график, живописец и скульптор. С 1814 жил в Париже, где в 20-х гг. Брал уроки живописи и рисунка, овладевал искусством литографии. После Революции 1830 стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях ("Силуэт". 1830-31, "Карикатюр", 1830-35, "Шаривари..

Дополнительный поиск Домье Оноре Викторьен Домье Оноре Викторьен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Домье Оноре Викторьен" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Домье Оноре Викторьен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 21 символа