Дорожные машины

128

средства механизации, применяемые для выполнения комплекса работ при строительстве, содержании и ремонте автомобильных дорог, а также в ж.-д., гидротехническом, аэродромном, промышленном и гражданском строительстве и т.д. Современные Д. М. Изготовляют в виде самостоятельных агрегатов, а также как навесное или прицепное оборудование к колёсным и гусеничным Тягачам. Существующие Д. М. Можно классифицировать по роду выполняемых работ. Машины для подготовительных работ (древовалы, кусторезы, корчеватели, рыхлители, дернорезы и др.). Машины для земляных работ (экскаваторы, скреперы, бульдозеры, автогрейдеры, дорожные фрезы, землевозные тележки и т.д.). Машины для укладки гравийно-щебёночных и стабилизированных покрытий (машины для распределения каменных и вяжущих материалов, уплотнения асфальтобетона и др.).

Машины для строительства асфальтобетонных дорог (смесители и укладчики асфальтобетона). Машины для укладки цементобетонных покрытий (рельс-формы и оборудование для их установки, профилировочные машины, машины для распределения бетона, для нарезки температурных швов, бетоноотделочные машины и распределители плёнкообразующих жидкостей). Машины для содержания и ремонта дорог (пескоразбрасыватели, дорожные щётки, поливочные машины, снегоочистители, ремонтёры и т.д.). Д. М. Выполняют как основные работы (земляные, усовершенствование облегчённых и переходных дорожных покрытий, строительство асфальтобетонных дорог, укладка цементобетонных покрытий), так и вспомогательные (подготовительные), а также применяются при содержании и ремонте дорог.

Для земляных работ при строительстве и ремонте дорог используют как землеройные машины общего назначения — Экскаваторы, Скреперы, Бульдозеры, Грейдеры и Автогрейдеры, Грейдер-элеваторы, так и специальные дорожные фрезы. Уплотнение земляного слоя производят катками и Трамбовками. При послойном уплотнении грунта, отсыпаемого самосвалами, скреперами и др., применяют самоходные и прицепные, кулачковые и пневмоколёсные катки, виброкатки, трамбовки (ударные и вибрационные). При строительстве оснований, а также усовершенствованных, облегчённых и переходных дорожных покрытий Д. М. Распределяют щебень, гравий, каменную мелочь, а также перевозят вяжущие материалы (при устройстве покрытий из смешанных материалов).

Распределитель щебня и гравия (рис. 1) укладывает щебень слоем высотой до 250 мм и шириной 3100—3600 мм. Машина имеет приспособление для получения поперечного уклона покрытий и 2 виброплиты для уплотнения щебня. Производительность щебнеукладчика до 100 т/ч. Распределитель каменной мелочи — навесное оборудование на самосвале. Мелкие фракции из кузова самосвала поступают в распределитель и через регулирующую заслонку высыпаются на полотно дороги. Производительность распределителя до 800 м2/ч. Для распределения вяжущих материалов используют Гудронаторы, Битумовозы и др. Эти машины монтируются на самоходных шасси или выполняются полуприцепными. При строительстве оснований применяют машины для измельчения и укрепления (стабилизации) местных или привозных грунтов и гравийно-щебёночных материалов путём перемешивания их с органическими (дёгтем, битумом, эмульсией) либо неорганическими (цементом, известью) вяжущими материалами.

При малых объёмах работ применяют прицепные и навесные дорожные фрезы (на тракторах, автогрейдерах и специальных двухосных колёсных шасси) и распределители цемента (рис. 2). При больших объёмах — однопроходные грунтосмесительные машины (рис. 3). Гравийно-щебёночные материалы с вяжущими перемешивают также в трёхагрегатном комплекте, состоящем из многоковшового погрузчика на гусеничном ходу, который одновременно является тягачом, передвижного смесителя и укладчика. При устройстве асфальтобетонных покрытий для приготовления, укладки, равномерного распределения и уплотнения смесей используют асфальтобетоносмесители (См. Асфальтобетоносмеситель) и Асфальтобетоноукладчики. При строительстве асфальтобетонных покрытий битумную смесь перевозят, хранят, перекачивают и дозируют битумовозы.

Для цементобетонных покрытий применяют комплекс машин, которые производят подготовку основания, установку рельс-форм, распределение бетона по основанию, уплотнение, отделку поверхности покрытия, устройство швов и их затирку, обработку свежеуложенного бетона. В комплекс машин входит оборудование для установки рельс-форм, навесное оборудование на тракторе, выполняющее ряд работ — планировку песчаного подстилающего слоя, его уплотнение, укладку-стыковку и закрепление звеньев рельс-форм. Для этой же цели применяют самоходный рельсоукладчик и профилировщик основания, который перемещается по рельс-формам, планирует слой песка профилированным отвалом и уплотняет его вибробрусом за 1—2 прохода при толщине слоя 300 мм, ширине захвата от 3,5 до 7 м.

Цементобетонную смесь распределяют равномерным слоем по всей ширине основания бетонораспределители периодического и непрерывного действия (рис. 4). Бетоноотделочные машины разравнивают, уплотняют и выглаживают цементобетонную смесь. По принципу действия различают бетонораспределители трамбующие и вибрационные, а по устройству ходовой части — колёсные, передвигающиеся по рельс-формам, и гусеничные. Рабочие органы бетоноотделочных машин, которые затирают поверхность покрытия. Разравнивающий брус, трамбующий брус, выглаживающая лента или плита. Наряду с этим применяют специальные выглаживающие машины с шириной захвата до 7 м и производительностью 40—80 м3/ч. Имеются бетоноукладчики, выполняющие весь комплекс работ.

Укладку, разравнивание, уплотнение (рис. 5). Нарезку температурных швов осуществляют нарезчики (рис. 6) с вибрационными режущими органами для работы в свежеуложенном бетоне и с абразивными дисками — в затвердевшем бетоне (через 8—12 ч после укладки). Поперечные швы нарезаются виброножом, а продольные — вибродиском. Для выглаживания бетона в зоне шва и предотвращения вспучивания бетонной смеси на машине установлен выглаживающий поддон, в прорезь которого входит диск. На заднем мостике машины находится устройство для заливки швов специальной мастикой. Машина для распределения плёнкообразующих жидкостей (с целью создания влагонепроницаемой плёнки на поверхности свежеуложенного бетона и предотвращения его растрескивания) имеет секционную раму на самоходном шасси с передвигающейся по ней кареткой, на которой установлены сопла для разбрызгивания эмульсии и известкового молока под давлением.

На раме находятся компрессор и баки для эмульсии и известкового молока. Ширина захвата 3,5—7 м. Производительность 1500—3000 м3/ч. Д. М. Для подготовительных работ производят расчистку дорожной полосы или площади от леса, кустарника, корней, дёрна, а также для рыхления тяжёлых и каменистых грунтов. К Д. М. Этой группы, имеющим навесное или прицепное оборудование к тракторам и тягачам, относятся. Древовал — для валки деревьев. Кусторез с клинообразным отвалом и подрезающими ножами, в передней части которого крепится клин-колун для раскалывания пней и раздвижки деревьев. Корчеватель-собиратель с отвалом и корчующими зубьями. Дернорез с ножом для срезания дёрна шириной до 30 см. Рыхлитель (рис. 7), на раме которого расположены мощные зубья для рыхления плотных грунтов на глубину до 70 см и для разрушения гравийно-щебёночных и асфальтобетонных покрытий.

Машины для содержания и ремонта дорог относятся к группе коммунальных машин (См. Коммунальные машины). Подметально-уборочные машины собирают мусор с проезжей части дорог вращающимися цилиндрическими и коническими щётками и подают его на транспортёр, откуда мусор сбрасывается в бункер. Уборку производят с увлажнением, пневматическим способом и др. Кроме самоходных машин, используют прицепные дорожные щётки с увлажняющими устройствами. Поливочно-моечные машины применяются не только для обработки дорожных покрытий, но также для поливки придорожных зелёных насаждений и тушения пожаров. Эти машины, как правило, монтируются на шасси автомобиля и имеют цистерну ёмкостью до 6000 л, центробежный насос и распределительные насадки для разбрызгивания воды.

Снег убирают с дорог плужными и роторными снегоочистителями. Рабочий элемент плужных снегоочистителей — плуг — смонтирован в передней части автомобиля или трактора. Роторные снегоочистители, как правило, имеют два рабочих органа, один из которых (шнек, фреза, плуг) срезает снег и подаёт во второй — ротор, отбрасывающий снег на расстояние до 20 м. Широкое распространение получили шнеко-роторные снегоочистители (рис. 8). Базой снегоочистителей может быть автомобиль, трактор и колёсный тягач. Погрузку снега в транспортные средства осуществляет снегопогрузчик с рабочим органом в виде диска и питателя с захватывающими лапами, которые загребают и подают снег на скребковый транспортёр, сбрасывающий его в транспортные средства.

Снегопогрузчики монтируют на базе автомобиля. Пескоразбрасыватели посыпают песком дорогу (с целью повышения сцепления колёс автомобиля с поверхностью дороги при её обледенении). Из металлического кузова для песка скребковый транспортёр подаёт песок в воронку, откуда он попадает на вращающийся разбрасывающий диск (тарельчатый питатель). При ремонтных работах используют. Асфальторазогреватели для разогрева асфальтовых покрытий при удалении асфальта или разравнивании его. Асфальтораскладчики (рис. 9). Заливщики битума для заделки трещин в асфальтовых покрытиях. Бетоноломы для взломки цементобетонных покрытий и оснований при ремонте дорог, прокладке кабелей, канализационных коммуникаций и т.п. Все эти машины монтируются на автомобиле и имеют специализированное оборудование.

При ремонте дорог и их содержании используют навесное оборудование на тракторе или малогабаритном колёсном тягаче. Косилки для скашивания травы на обочинах дорог, откосах и в кюветах. Буры для бурения ям. Буры-столбоставы для бурения ям и установки в них надолб, дорожных знаков, столбов. Щётки для подметания дорог. Траншеекопатели. Погрузочные ковши. Вилочные захваты. Машины для очистки кюветов от наносов и восстановления их поперечного профиля и др. При ремонте грунтовых и гравийных дорог применяют также автогрейдеры и реже грейдеры, бульдозеры и др. Землеройные машины. Современные направления в области конструирования Д. М. Повышение производительности, надёжности, долговечности и манёвренности, снижение стоимости, металло- и энергоёмкости, широкая автоматизация управления, создание базовых шасси и использование различного навесного оборудования, создание универсальных машин, унификация и стандартизация узлов и деталей, применение новых материалов.

См. Также Строительные машины, Путевые машины. Лит. Дорожно-строительные машины. Справочное пособие, 3 изд., М., 1963. Баловнев В. И., Засов И. А., Карабан Ю. Л., Машины для содержания и ремонта автомобильных дорог и аэродромов, М., 1964. Справочник конструктора дорожных машин, под ред. И. П. Бородачева, М., 1965. Дорожно-строительные машины, М., 1965. Подосин-Никитин С. М., Механизация дорожных работ, М., 1966. Дорожные машины, Л., 1968. Е. А. Каменская, С. А. Соломонов. Рис. 1. Распределитель щебня и гравия. Рис. 2. Распределитель цемента. Рис. 3. Грунтосмесительная машина. Рис. 4. Распределитель цементобетонной смеси. Рис. 5. Бетоноукладчик. Рис. 6. Нарезчик температурных швов. Рис. 8. Малогабаритный асфальтораскладчик. Рис. 7. Шнеко-роторный снегоочиститель..

Значения в других словарях
Дорожные войска

предназначены для восстановления, строительства и ремонта автомобильных дорог и мостов в оперативном тылу, организации и несения на них дорожно-комендантской службы (См. Дорожно-комендантская служба). Имеются в Вооружённых Силах СССР и некоторых др. Социалистических стран. Состоят из дорожно-строительных, мостостроительных, дорожно-комендантских и др. Частей. Оснащены техническими средствами для восстановления разрушенных участков автомобильных дорог и мостов на них, а также специальным оборудо..

Дорожные знаки

представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски. Устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов об опасных участках и информации о введённых ограничениях или иных особенностях условий движения. В 1927 в СССР впервые были стандартизированы и введены шесть Д. З. В 1933 их количество увеличилось до 22, в 1953 — до 39, в 1960 — до 55. В 1964 возможности информации об условиях движения были значительно расширены и число различных..

Дорожные осы

(Psammocharidae, или Pompilidae) семейство жалоносных перепончатокрылых насекомых серии осовидных (Vespoidea). Преимущественно крупной или средней величины насекомые. Более 3000 видов. Распространены по всему земному шару, особенно многочисленны в тропиках. В СССР встречается около 150 видов, наиболее разнообразны в Закавказье и Средней Азии. Большинство Д. О. Роет норки в земле, куда откладывает яйца на парализованных уколами жала пауков, служащих кормом для личинок. Некоторые виды используют д..

Дорожный институт

Всесоюзный научно-исследовательский (Союз ДорНИИ), создан в 1936 в Москве на базе Центрального НИИ по строительству и эксплуатации дорог (ЦдорНИИ). До 1953 — Дорожный научно-исследовательский институт (ДорНИИ), с 1953 — Союз ДорНИИ. Исследует и разрабатывает нормативно-техническую документацию (технические нормы, правила, инструкции, указания, стандарты) по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог и автодорожных мостов. Имеет 4 филиала (в Ленинграде, Омске, Ташкенте, Алм..

Дорожные Машины

ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ - применяются для механизации работ при прокладке, ремонте и содержании автомобильных дорог, в железнодорожном, гидротехническом, аэродромном, промышленном и гражданском строительстве. Бывают самоходные и прицепные (или навесные) к тракторам, автомобилям и тягачам. К дорожным машинам относятся корчеватели, рыхлители, экскаваторы, скреперы, катки и др.. ..

Дорожные Машины

Применяются для механизации работ при прокладке, ремонте и содержании автомобильных дорог, в железнодорожном, гидротехническом, аэродромном, промышленном и гражданском строительстве. Бывают самоходные и прицепные (или навесные) к тракторам, автомобилям и тягачам. К дорожным машинам относятся корчеватели, рыхлители, экскаваторы, скреперы, катки и др.. ..

Дорожные машины

Средства механизации работ при строительстве и ремонте дорог, проведении аварийных и спасательных работ. Применяются также в ж.-д., аэродромном, гидротехническом и др. Строительстве. Выпускаются в виде самоходных агрегатов или навесного и прицепного оборудования. К ним относятся бульдозеры, грейдеры, катки, путепрокладчики, скреперы, снегоочистители и др. Бульдозеры и путепрокладчики применяются для устройства проходов в завалах и разрушениях, создания подъездных путей к местам аварий и катастро..

Дорожные машины

ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ машины и орудия, применяемые при сооружении и ремонте грунтовых и усовершенствованных дорог. Первая операция при постройке грунтовой дороги состоит в удалении кустарников и раскорчевке. Для этой цели применяются кусторезы, механические пилы и корчевальные машины. Вдоль всего будущего дорожного полотна происходит уборка камней, и после этого, если грунт легкий, гредером или стругом производится грубое профилирование полотна дороги. Если грунт очень тверд, то перед профилирование..

Дорожные машины

..

Дополнительный поиск Дорожные машины Дорожные машины

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дорожные машины" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дорожные машины, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 15 символа