Дошкольная педагогика

148

отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста. Д. П. Тесно связана с детской психологией (См. Детская психология), возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. Наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.). Д. П. Выделилась из общей педагогики во 2-й половине 19 в. Это было обусловлено, с одной стороны, развитием детской психологии и становлением её как самостоятельной отрасли знания, а с другой — появлением и распространением воспитательных дошкольных учреждений (См. Дошкольные учреждения) в связи с вовлечением женщин в фабричное производство. Впервые обосновал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое дошкольное учреждение для пролетарских детей английский социалист-утопист Р.

Оуэн. Выделению Д. П. В специальную отрасль способствовали педагогическая система и практическая деятельность немецкого педагога Ф. Фребеля. В России огромное влияние на развитие Д. П. В 60-е гг. 19 в. Оказал К. Д. Ушинский. С начала 20 в. В буржуазной Д. П. И практике получили распространение идеи саморазвития личности ребёнка в процессе свободного воспитания (См. Свободное воспитание), биологизаторские, прагматические и др. Теории. Основная задача советской Д. П. — разработка содержания, форм и методов коммунистического воспитания (См. Коммунистическое воспитание) детей дошкольного возраста. Огромная роль в выработке теоретических основ марксистской Д. П. Принадлежит Н. К. Крупской. Некоторые важные проблемы (о коллективе и личности, о семейном воспитании) были освещены А.

С. Макаренко. Большое значение для определения задач и средств воспитания дошкольников имели всероссийские съезды (1-й — в 1919) и конференции по дошкольному воспитанию, которыми руководили Н. К. Крупская и А. В. Луначарский. Советской Д. П. И психологией разработана новая система сенсорного воспитания, основанная на целенаправленном формировании сенсорных способностей детей в разных видах деятельности. Большим достижением советской Д. П. Является разработанная член-корреспондентом АПН РСФСР А. П. Усовой и др. Система дидактики детского сада. Ведутся плодотворные исследования, направленные на более полное использование возможностей умственного развития детей дошкольного возраста, повышение роли дошкольного воспитания в решении общих задач совершенствования системы народного образования в связи с требованиями научно-технического прогресса.

В 1970 состоялась 1-я Всесоюзная конференция по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. В Д. П. Получили теоретическое освещение проблемы нравственного воспитания. В центре внимания — вопросы формирования личности ребёнка, положительных взаимоотношений детей в совместной деятельности, развития коллективизма, нравственных представлений, воспитания начал патриотических чувств. Большое место отводится вопросам трудового воспитания дошкольников в детском саду и семье, в процессе которого формируются первые трудовые навыки и любовь к труду. Активно разрабатываются проблемы эстетического воспитания. Исследуется изобразительная, музыкальная, художественно-речевая деятельность детей.

С конца 1950-х гг. Разрабатывается система эстетического воспитания в детском саду. Проводится комплексное исследование по вопросу формирования детского творчества, выясняются взаимосвязи художественного творчества и обучения дошкольника. В советской Д. П. Научно обоснована теория физического воспитания детей дошкольного возраста. Начата разработка актуальной проблемы работоспособности и утомляемости детей при физических и умственных нагрузках. Значительное развитие в советской Д. П. Получили проблемы игры (См. Игра) — влияние воспитателя на её содержание, отбор воспитательно ценных игр, воспитание ребёнка в игре, формирование начал коллективизма, особенности дидактических игр. В 1960-х гг. Появились исследования, в которых изучается роль игры как формы организации жизни детей, её влияние на развитие «детского общества».

Исследователи вопросов раннего детства создали систему общественного воспитания детей раннего возраста. Были усилены дидактические компоненты в играх и занятиях с маленькими детьми. Проблемы Д. П. Разносторонне и комплексно разрабатываются в Институте дошкольного воспитания АПН СССР (основана в 1960). Большую научно-исследовательскую работу проводят институты школ и педагогики союзных республик, кафедры Д. П. Педагогических институтов. Результаты научных исследований и передовой опыт в области дошкольного воспитания нашли отражение в «Программе воспитания в детском саду» (1962). В усовершенствованной программе (издана вновь в 1969) особое внимание уделено общевоспитательным и общеразвивающим функциям детского сада, его роли в подготовке детей к школе.

Развитию Д. П. Содействуют научные и методические журналы «Советская педагогика», «Дошкольное воспитание» и др. Советская Д. П. Широко использует передовой опыт социалистических стран и оказывает влияние на развитие Д. П. В этих странах. С 1959 раз в 2 года проводятся семинары научных и практических дошкольных специалистов стран социалистического содружества. Лит. Крупская Н. К., Педагогические сочинения, т. 6, М., 1959. Макаренко А. С., Соч., т. 4, М., 1957. Аркин Е. А., Ребёнок в дошкольные годы, под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова, [М., 1968]. Усова А. П., Обучение в детском саду, 2 изд., М., 1970. Сорокина А. И., Дошкольная педагогика, М., 1961. Запорожец А. В., Маркова Т. А., Дошкольное воспитание, в кн. Народное образование в СССР, М., 1967.

Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду, под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной, М., 1965. Умственное воспитание детей раннего возраста, под ред. Е. И. Радиной, М., 1968. Нечаева В. Г., Маркова Т. А., Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А., Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, М., 1968. Трудовое воспитание в детском саду, под ред. В. Г. Нечаевой, М., 1964. Жуковская Р. И., Воспитание ребёнка в игре, М., 1963. Психология и педагогика игры дошкольника, под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой, М., 1966. Система эстетического воспитания в детском саду, под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1962. Ветлугина Н. А., Музыкальное развитие ребёнка, М., 1968. Сакулина Н. П., Рисование в дошкольном детстве, [М.], 1965. Осокина Т.

И., Тимофеева Е. А., Гимнастика в детском саду, М., 1969. Родители и дети, под ред. Е. И. Волковой, М., 1961. Т. А. Маркова.

Значения в других словарях
Доценко Надежда Петровна

Доценко Надежда Петровна [р. 14(27).12.1913, с. Широкое, ныне Днепропетровской области], украинская советская актриса, народная артистка СССР (1972). Член КПСС с 1952. С 1936, по окончании Киевского института театрального искусства им. Карпенко-Карого, в Запорожском (ныне Львовском) театре им. Заньковецкой. Среди ролей. Мавка («Лесная песня» Леси Украинки), Байба («Вей, ветерок!» Райниса), Зоя («Сказка о правде» Алигер), Оксана («Гайдамаки» Шевченко), Анна («Украденное счастье» Франко), Татьяна ..

Доцент

(от лат. Docens, родительный падеж docentis — обучающий) учёное звание преподавателей высшего учебного заведения. В России звание Д. Было введено университетским уставом 1863 (Д. Назывались штатные преподаватели, имевшие учёную степень Магистра). В 1884 звание Д. Было отменено и введено звание Приват-доцента. В СССР звание Д. Присваивается Высшей аттестационной комиссией (См. Высшая аттестационная комиссия) (ВАК) по представлению советов вузов, как правило, кандидатам наук, которые прошли по кон..

Дошкольное воспитание

(«Дошко́льное воспита́ние», ) ежемесячный методический журнал Министерства просвещения РСФСР. Издаётся в Москве с 1928. В журнале освещаются вопросы теории и практики воспитания детей дошкольного возраста, современные проблемы дошкольной педагогики, детской психологии, методика и дидактика воспитания и обучения в детском саду, передовой опыт работы дошкольных учреждений, вопросы семейного воспитания, связи семьи и детского сада. В отделе «Критика и библиография» публикуются рецензии на методичес..

Дошкольные учреждения

учреждения для общественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. В СССР в систему Д. У. Входят детские ясли, Ясли-сады, детские сады (См. Детский сад). В. И. Ленин, придавая огромное значение развитию сети Д. У., называл их «ростками коммунизма». В статье «Великий почин» он писал. «Общественные столовые, ясли, детские сады — вот образчики этих ростков, вот те простые, будничные, ничего пышного, велеречивого, торжественного не предполагающие средства, которые на деле способны освобо..

Дошкольная Педагогика

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогики, изучающая закономерности развития и воспитания детей от рождения до поступления в школу. Выделилась со 2-й пол. 19 в.. ..

Дошкольная Педагогика

Отрасль педагогики, изучающая закономерности развития и воспитания детей от рождения до поступления в школу. Выделилась со 2-й пол. 19 в.. ..

Дошкольная Педагогика

Отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области Д. П. Носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. Психологии и возрастной физиологии. Данные этих науч. Дисциплин выступают теоретич. Основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и ..

Дополнительный поиск Дошкольная педагогика Дошкольная педагогика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дошкольная педагогика" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дошкольная педагогика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 21 символа