Единая транспортная сеть СССР
совокупность всех видов транспорта, обслуживающих сферу обращения, т. Е. Обеспечивающих доставку продукции из пунктов её производства в места потребления, а также осуществляющих перевозки пассажиров. Социально-экономическое единство транспортной сети СССР определяется общественной государственной собственностью на все основные виды транспорта, что позволяет развивать их по единому народно-хозяйственному плану. В состав Е. Т. С. СССР входят. Ж.-д., речной, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт (нефте- и продуктопроводы, газопроводы), а также высоковольтные линии электропередачи. B Е. Т. С. Включаются также подвижной состав и все устройства, необходимые для совершения перевозок. Поэтому правильнее говорить не о Е.
Т. С., как это принято, а о единой транспортной системе. В Е. Т. С. Каждому виду транспорта отводится та сфера, где применение его даёт наибольший эффект. На это направлена и транспортная политика социалистического государства. Вопрос о том, как наиболее эффективно перемещать энергоносители — перевозить ли универсальными видами транспорта твёрдое и жидкое топливо или перемещать по трубам жидкое и газообразное топливо, сжигать ли топливо на месте и передавать электроэнергию по проводам,— решается комплексно. Этим, в частности, объясняется включение в состав Е. Т. С. Не только трубопроводного транспорта, но и высоковольтных линий электропередачи. В СССР создан мощный воздушный транспорт, развитый автомобильный и газопроводный транспорт, а в городах — троллейбусный транспорт и метрополитен.
Во много раз возросла сеть магистральных нефте- и газопроводов и автомобильных дорог с твёрдыми покрытиями. Почти вдвое увеличилась и сеть ж. Д. Общего пользования. В результате более быстрого развития новых видов транспорта существенно меняется удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте СССР по сравнению с довоенным периодом (см. Табл.). Во внутреннем грузообороте решающую роль играет ж.-д. Транспорт. Это объясняется физико-географическими, экономическими и историческими особенностями развития СССР. Однако в перспективе, по мере дальнейшего развития новых видов транспорта, удельный вес ж.-д. Будет постепенно снижаться. Важной задачей Е. Т. С. СССР является дальнейшее улучшение координации работы отдельных видов транспорта.
Более рациональное распределение перевозок между ними, улучшение организации смешанных перевозок с участием нескольких видов транспорта на основе создания единых технологических процессов работы, в первую очередь в пунктах стыка разных видов транспорта. Лит. Шафиркин Б. И., Единая транпортная сеть и взаимодействие различных видов транпорта., М., 1970. См. Также лит. При ст. Транспорт. Е. Д. Хануков. Структура грузооборота и пассажирооборота по видам транспорта СССР., % ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Виды | Удельный вес | | транспорта |------------------------------------------------------------------------------ | | | В грузо | В пассажиро | | | обороте | обороте | | |-------------------------------------------------------------------------------| | | 1940 | 1970 | 1940 | 1970 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Железнодорожный | 85,1 | 65,1 | 92,2 | 48,4 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Морской | 4,9 | 17,1 | 0,8 | 0,3 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Речной | 7,4 | 4,5 | 3,6 | 1,0 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Автомобильный | 1,8 | 5,8 | 3,2 | 36,1 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Воздушный | - | 0,1 | 0,2 | 14,2 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Нефтепроводный | 0,8 | 7,4 | - | - | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- * По грузообороту включая транспорт всех видов и организаций, а также колхозов, по пассажирообороту - автотранпорт общего пользования.
Дополнительный поиск Единая транспортная сеть СССР
На нашем сайте Вы найдете значение "Единая транспортная сеть СССР" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Единая транспортная сеть СССР, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Е". Общая длина 29 символа