Западно-Сибирская железная дорога

158

организована в 1961 в результате объединения Томской и Омской ж. Д. Управление — в г. Новосибирске. Пролегает в основном по территории Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края РСФСР и частично Кокчетавской и Павлодарской областей Казахской ССР. Граничит с Восточно-Сибирской ж. Д. (станции Мариинск и Междуреченск), с Казахской ж. Д. (станции Локоть, Кулунда и Кзылту), со Свердловской ж. Д. (станция Называевская), с Южно-Уральской ж. Д. (станция Исилькуль). Участки Исилькуль — Омск — Новосибирск — Мариинск были сданы в эксплуатацию в 1896—98, линия Называевская-Омск в 1913, линии Новосибирск — Алтайская — Бийск и Алтайская — Локоть на Семипалатинск в 1915, линия Татарская — Славгород в 1917. В 1924 сдана в эксплуатацию линия Славгород — Павлодар и в 1926 Ленинск-Кузнецкий — Гурьевск.

Построенные в 1934—36 линии Новосибирск — Ленинск, Кандалец — Мундыбаш, Сокур — Сортировочная позволили освоить угольные и рудные месторождения Западной Сибири и создать мощную металлургическую и коксохимическая промышленность. В 1939 вступила в эксплуатацию линия Томск — Асино, в 1940 Мундыбаш — Таштагол, в 1943 Кемерово — Барзас, в 1944 Кулунда — Малиновое Озеро. Сданные в 1952 в эксплуатацию линии Новокузнецк — Барнаул и Кулунда — Барнаул создали новый (второй) выход из районов Сибири в западном направлении — т. Н. Южсиб. Быстро растущие грузопотоки между районами Сибири и Урала потребовали создания ещё одного выхода в западном направлении (в начале 60-х гг. Было закончено строительство основного звена Среднесибирской магистрали.

Барнаул — Карасук — Омск). Эксплуатационная длина З.-С. Ж. Д. В современных границах (1970) 5712 км, или 4,3% протяжённости всей сети. Дорога связывает районы Сибири и Дальнего Востока со всеми районами страны. Обслуживает крупнейшие промышленные районы по добыче угля и руд, нефтепереработке, заготовке и обработке леса, предприятия энергетической, химической и металлургической промышленности, станкостроения и др., развитые с.-х. Районы. По грузообороту З.-С. Ж. Д. Занимает 1-е место среди железных дорог СССР (в 1969—200 млрд. Т-км, или 8,5% от грузооборота сети). Свыше 98% грузооборота выполняется электровозной и тепловозной тягой. В общем грузообороте ввоз составляет 15%, вывоз 30%, местное сообщение 35% и транзит 20%. Ввозятся металлы, руда, некоторые строительные материалы, нефтепродукты, лесные грузы, продукция машиностроения, лёгкой и пищевой промышленности.

Вывозятся в основном уголь, металлы, кокс, продукция лесной промышленности, хлебные грузы. В транзите — преимущественно металлы, лесоматериалы нефтепродукты, продукция сельского хозяйства. Грузонапряженность дороги самая высокая на сети — более 35 млн. Т км/км (вдвое выше среднесетевой). Отдельные участки имеют грузонапряженность 100 и более млн. Т км/км. Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов. Новокузнецк, Новосибирск, Комбинатская, Кемерово, Белово, Островская, Прокопьевск, Томск, Междуреченск, Ленинск-Кузнецкий и др. Дорога осуществляет интенсивные пассажирские перевозки как в местном, так и транзитном сообщении между районами Сибири и Дальнего Востока с остальными районами страны. Общий пассажирооборот (1969) — 12,5 млрд.

Пассажиро-километров, или 4,5% от пассажирооборота всей сети железных дорог. Награждена орденом Ленина (1966). Г. С. Райхер. Западно-Сибирская железная дорога. Схема..

Значения в других словарях
Западно-Понтийские горы

Баты-Карадениз-Даглары, западная часть Понтийских гор от р. Сакарья до р. Кызыл-Ирмак на С. Турции. Длина 475 км. Наибольшая высота 2600 м (г. Делитепе). Хребты обычно тянутся двумя-тремя параллельными рядами, которые разделены продольными долинами и котловинами. Круто обрываются к побережью Чёрного моря, оставляя в отдельных местах узкие полосы прибрежных низменностей. Сложены песчаниками, известняками и метаморфическими породами. Месторождения каменного угля (Зонгулдакский бассейн). Влажный к..

Западно-Сахалинские горы

Западный хребет, горы в юго-западной части о. Сахалин (СССР). Длина 650 км, высота до 1325 м (г. Возвращения с пиком Журавлёва). Состоят из нескольких параллельных хребтов, разделённых продольными долинами. Главный водораздельный хребет — Камышовый, к Ю. От 48° с. Ш. — Южно-Камышовый. Сложены преимущественно сланцами, песчаниками, конгломератами и магматическими породами. Месторождения каменного угля (Лесогорское, Углегорское, Бошняковское и др.). В районе мыса Ламанон находятся потухшие вулкан..

Западно-Сибирская равнина

Западно-Сибирская низменность, одна из самых больших низменных аккумулятивных равнин земного шара. Располагается к С. От мелкосопочной равнины Казахстана и гор Алтая, между Уралом на З. И Среднесибирским плоскогорьем на В. Протяжение с С. На Ю. До 2500 км, с З. На В. От 1000 до 1900 км. Площадь около 2,6 млн. Км2. Поверхность равнинная, слаборасчленённая, с небольшими амплитудами высот. Высоты низменностей северных и центральных районов не превышают 50—150 м, невысокие возвышенности (до 220—300..

Западно-Сибирский артезианский бассейн

один из крупнейших артезианских бассейнов (См. Артезианский бассейн) мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины. Площадь около 3 млн. Км2. Водоносные комплексы бассейна связаны с толщей осадочных отложений мезо-кайнозоя и породами складчатого фундамента Западно-Сибирской плиты. Для водоносных комплексов мезо-кайнозоя характерно общее погружение, увеличение мощности и ухудшение фильтрационных свойств отложений от периферии к внутренней части бассейна, в разрезе которой могут быть в..

Дополнительный поиск Западно-Сибирская железная дорога Западно-Сибирская железная дорога

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Западно-Сибирская железная дорога" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Западно-Сибирская железная дорога, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 33 символа