Иезуиты
члены католического монашеского ордена [самоназвание — «Societas Jesu» (лат.) — «Общество Иисуса»], основанного в 1534 в Париже мелким испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержденного папой Павлом III в 1540. Орден был создан в период значительных успехов Реформации, став главным орудием контрреформации (См. Контрреформация). Имея своей целью защиту и распространение католицизма, упрочение власти папства, И. Активно вмешиваются в область науки, образования, воспитания юношества, широко развивают миссионерскую деятельность. Основные принципы построения ордена. Строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому.
Система морали, разработанная И., ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования, совершать любое преступление во имя «высшей цели» — «вящей славы божьей». Такое служебное значение морали получило отражение в приписываемом И. Девизе «цель оправдывает средства». Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим И. Вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством И. (право ношения светской одежды, освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.), в сочетании с обязательным взаимным шпионажем внутри ордена и т.
П. Способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. В 16 в. И. Утвердились не только в европейских государствах, но проникли в Индию, Японию, Китай, на Филиппины. В начале 17 в. Было создано Иезуитское государство в Парагвае. Миссионерская деятельность И. Немало способствовала колониальному порабощению и ограблению народов Азии, Африки, Южной Америки. И. Выступали как враги идей Просвещения. Вмешательство ордена в политическую жизнь европейских стран было столь велико, что в 18 в. Правительства ряда государств (Португалии, Франции, Испании и др.) прибегли к изгнанию И. В 1773 папа Климент XIV вынужден был формально ликвидировать орден.
В эпоху Реставрации, когда были возрождены реакционные феодальные режимы, орден И. Был официально восстановлен папством (1814), перед ним была поставлена задача борьбы с революцией. В 20 в. И. Сохраняют значение ведущего отряда воинственного клерикализма, выступают союзниками наиболее реакционных кругов империализма в их борьбе с социализмом и коммунизмом. Орден сотрудничал с Муссолини, Гитлером. И. — активные участники идеологической борьбы против СССР и социалистических стран. Ведут ожесточённую борьбу против марксизма, объявляя его «устарелым» (Г. Веттер и др.), или, пытаясь «приспособить» марксизм к католицизму, извращают и выхолащивают его содержание (И. Кальвез, П. Биго и др.). Вместе с тем среди И. Усиливается стремление добиться более умелого приспособления католической церкви к изменяющимся условиям в современном мире.
В 1971 орден И. Насчитывал около 34 тыс. Членов, наибольшее число их в США (около 8,5 тыс.). В руках И. Свыше 1300 газет и журналов, многие высшие и средние учебные заведения. Орден имеет капиталовложения в промышленности многих стран, оцениваемые в 5 млрд. Долларов (1958). Б. Я. Рамм. Иезуиты в России. Первые попытки проникновения И. В Россию были предприняты в связи с Ливонской войной 1558—83. И. Сначала появились в Литве (1569). В 1570 они основали учебные заведения в Вильнюсе, Полоцке и др. В 1581 в Россию прибыл папский посол иезуит Антонио Поссевино, выступивший в роли посредника между двумя воюющими державами — Речью Посполитой и Русским государством. Поссевино предпринял безуспешную попытку получить разрешение на постройку католических церквей в России.
Два десятилетия спустя И. Принимали активное участие в организации польско-шведской интервенции начала 17 в., но даже поддержанный ими Лжедмитрий 1, оказавшись на русском престоле, не впустил И. В Россию. В начале 18 в. И. В числе многих других иностранцев сумели проникнуть в Россию. Однако указом Петра I от 18 апреля 1719 были изгнаны из пределов Русского государства. После первого раздела Речи Посполитой (1772) И. Опять появились в России, так как на территории Белоруссии и Украины, вошедших в состав Российской империи, существовали их организации. За ревностную службу царскому правительству императрица Екатерина II сохранила организации И. В России. Император Павел I даже добился в 1801 от папы признания существования И.
В пределах Российской империи. В начале 19 в. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе и других городах. Однако оживлённая деятельность И. По пропаганде католицизма привела к тому, что в 1815 им было запрещено жить в Петербурге и Москве, а 13 марта 1820 император Александр I запретил их деятельность в России, распустил организации И. И конфисковал принадлежавшее им имущество. Лит. Михневич Д. Е., Очерки по истории католической реакции. (Иезуиты), 2 изд., М., 1955. Беликович Л. Н., Иезуиты вчера и сегодня, «Новая и новейшая история», 1967, №4. Stierli J., Les jesuites, P., 1967. Hollis Ch., A history of the Jesuits, L., [1968]. Foss M., The founding of the Jesuits. 1540, L., [1969].
Дополнительный поиск Иезуиты
На нашем сайте Вы найдете значение "Иезуиты" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иезуиты, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 7 символа