Иконопись

118

писание икон, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи (см. Стенные росписи, Фреска) и миниатюры (См. Миниатюра), произведения И. — иконы (См. Икона) — являлись отдельными живописными композициями, выполнявшимися первоначально в технике энкаустики (см. Восковая живопись), мозаики, затем главным образом темперы (См. Темпера), позднее (в основном с 18 в.) масляной живописи (См. Масляная живопись) на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинах и др. Это сближает И. Со станковой живописью (см. Станковое искусство). Однако иконы нельзя считать вполне станковыми произведениями, так как они органически входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством и выполнялись обычно для определённого места, например в ансамбле Иконостаса.

Термин «И.» употребляется преимущественно для обозначения средневековой христианской (главным образом православной) культовой живописи. Древнейшие сохранившиеся памятники И. Происходят из Передней Азии и относятся к 6 в. На основе традиций позднеэллинистического, в частности погребального портрета (см. Фаюмские портреты), создавались вначале «портреты» — изображения святых, а затем и других персонажей христианских легенд. Позже (с 10—11 вв.) в И. Появляются сюжетные композиции, имевшие главным образом символический, а впоследствии (в основном с 14 в.) также и повествовательный характер. В отличие от большинства стран Западной Европы, где в средневековом культовом искусстве преобладает скульптура, И. Получила особенно широкое развитие в Византии (См.

Византия). И. Византии оказала огромное влияние на искусство других стран — от Италии до Эфиопии. На Руси, где в 13—16 вв. Она приобрела исключительную художественную яркость и своеобразие, в южнославянских странах, в Грузии на основе переработки и постепенного преодоления византийских традиций возникли самобытные школы И. В средние века роль И. Никогда не сводилась только к её ритуальному функционированию. В И. (в условной и отвлечённой форме, определённой её религиозным назначением и особенностями средневекового теологического мировоззрения), как и в других видах изобразительного искусства, отражался эстетический опыт народа, она была одним из основных средств художественного освоения мира. Эстетика И., сложившаяся в Византии в борьбе против иконоборчества (См.

Иконоборчество) (8—9 вв.), требовала воплощения «божественного», сверхчувствительного содержания в зримых, чувственно воспринимаемых образах. Однако эти образы должны были быть лишены своей материальной конкретности, так как красоту «небесного», по утверждению церковников, передаёт лишь некая внутренняя духовная сущность совершенных, идеально возвышенных предметных форм реального мира. Поэтому в художественной практике И. Была выработана система условных приёмов воспроизведения действительности. Плоскостное изображение помещалось на отвлечённом (нередко «золотом») фоне, отсутствовали реальные объёмы и трёхмерное пространство, выбор элементов пейзажа и аксессуаров подчинялся выявлению символического или повествовательного смысла композиции, но не задаче передать натуру.

Главную роль в формировании образного строя произведений И. Играют композиционно-ритмическое начало, выразительность линии, цвета. В придворно-аристократическом искусстве, где были сильны античные традиции, преобладали благородная возвышенность образа, утончённость его духовного строя, изящество формы. Но в И. Были сильны и фольклорные представления. Наивная поэзия сказки, расцвеченная живой фантазией, песенная образность, простосердечная повествовательность, выразительная конкретность деталей были характерны главным образом для И. Местных школ. Отказываясь от зрительного жизнеподобия изображения, в И. Тем более тщательно и сложно формировали эмоциональную выразительность образа. Существенным завоеванием И. Было расширение духовного содержания произведений.

Она принесла в искусство ряд нравственных и психологических мотивов. Нравственную доблесть, нежность материнства, чувство сострадания, трагическую скорбь и радостное ликование. Живое человеческое содержание иконописцы могли развивать лишь в строгих рамках предписанной церковью иконографии (См. Иконография), зафиксированной в так называемых подлинниках (сборниках образцовых рисунков). Это заставляло особенно тонко и изощрённо осмысливать духовный строй образа. Целостность эстетических принципов И. Была подорвана кризисом средневекового мировоззрения и развитием культуры Возрождения (См. Возрождение). С возникновением в отдельных странах реалистических исканий, характерных для живописи нового времени, И. Сначала переходит к компромиссным формам, а затем приходит в упадок, постепенно превращаясь в ремесло.

Лит. Брук Я. В., Живое наследие, М., 1970. Лазарев В. Н., Русская икона, в его кн. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, М., 1970. Wulf О., Alpatoff М., Denkmäler der Ikonenmalerei in kunstgeschichtlichen Folge, Hellerau bei Dresden, 1925. Gerhard Н. P., Welt der Ikonen, Recklinghausen, [1957]. Onasch K., Die Ikonenmalerei, Lpz., 1968. Г. А. Недошивин. Итальянский мастер последней четверти 13 в. Пизанская школа. «Мадонна с младенцем на троне». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. «Положение во гроб». Икона северного письма. 15 в. Третьяковская галерея. Москва..

Значения в других словарях
Икономов

Матей Спасов (7.1.1871, Сопот, Пловдивский округ, — 10.3.1960, София), болгарский актёр, режиссёр и театральный деятель, народный артист НРБ (1955). Творческую деятельность начал в 80-е гг. 19 в. В 1900—02 учился в Италии. Один из организаторов театральных трупп в Русе, Сопоте, Карлово и др. Городах Болгарии, основатель передвижного «Современного театра» (1902—12), где ставил пьесы М. Горького, А. П. Чехова, Г. Ибсена, национальную драматургию. В 1924 организовал передвижную труппу «Родная сцен..

Икономов Матей Спасов

Икономов Матей Спасов (7.1.1871, Сопот, Пловдивский округ, — 10.3.1960, София), болгарский актёр, режиссёр и театральный деятель, народный артист НРБ (1955). Творческую деятельность начал в 80-е гг. 19 в. В 1900—02 учился в Италии. Один из организаторов театральных трупп в Русе, Сопоте, Карлово и др. Городах Болгарии, основатель передвижного «Современного театра» (1902—12), где ставил пьесы М. Горького, А. П. Чехова, Г. Ибсена, национальную драматургию. В 1924 организовал передвижную труппу «Род..

Иконоскоп

(от греч. Eikón — изображение и skopéo — смотрю, рассматриваю) первая Передающая телевизионная трубка с накоплением электрических зарядов для преобразования оптического изображения в телевизионные сигналы. В И. (рис.) световой поток от объекта падает (через оптическую систему) на светочувствительную мишень — слюдяную пластину с мозаикой, состоящей из нескольких млн. Изолированных друг от друга миниатюрных Фотокатодов из зёрен серебра, покрытых цезием или окислом цезия, и вызывает на её поверхнос..

Иконостас

(от Икона и греч. Stásis — место стояния) перегородка с иконами в православном храме, отделяющая от основной части его интерьера алтарную часть. И. Пришёл на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней. В своей развитой форме (высокий И.) известен с начала 15 в. (И. Благовещенского собора в Московском Кремле, 1405, с иконами Феофана Грека, Андрея Рублёва, Прохора с Городца). Строгая религиозная иерархия сюжетов (внизу — «местные» иконы, над ними рядами — «деисусный чин», «праздники», «проро..

Иконопись

ИКОНОПИСЬ - христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись - энкаустика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. В средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) воплощались общественные и эстетические идеалы, что делает иконы значительными произведениями искусства.. ..

Иконопись

ИКОНОПИСЬ, писание икон, вид живописи (главным образом средневековой православной), религиозной по темам и сюжетам, культовой по содержанию, выполненной на деревянных досках, холсте и т.д. Первоначально в технике энкаустики, затем главным образом темперы, редко мозаики, позже масляной живописи. Обычно иконы входили в единый идейно-художественный комплекс> с архитектурой и декоративным искусством и включались в иконостас.. ..

Иконопись

Изография. ..

Иконопись

Христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись - энкаустика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. В средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) воплощались общественные и эстетические идеалы, что делает иконы значительными произведениями искусства.. ..

Иконопись

Ж.Христианская станковая культовая живопись. Искусство писания икон.. ..

Иконопись

-и, ж. Вид религиозной живописи — писание икон. Древнерусская и. II прил. Иконописный, -ая, -ое.. ..

Иконопись

Иконописи, мн. Нет, ж. (книжн.). Отрасль религиозной живописи - писание икон.. ..

Иконопись

        писание икон, вид живописи (главным образом средневековой), религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи (см. Стенные росписи, Фреска) и миниатюры, произведения иконописи - иконы - представляют собой отдельные живописные композиции, выполнявшиеся (на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинках и др.) первоначально в технике энкаустики (см. Восковая живопись), затем главным образом темперы и в редких случаях мозаики, а позднее (в основном..

Иконопись

— создание живописных изображений богов, святых и др., которые являются объектами религиозного почитания, икон. Христианская церковь создала систему жестких правил написания икон. Церковный иконографический канон зафиксировал особенности иконописных изображений, отделявший священный божественный мир от мира реального. Этой цели служат, например, подчеркивание в изображении лиц святых, богоматери и др. Духовного, неземного облика, неподвижность фигур, особая система изображения пространства и вре..

Иконопись

Специфический жанр живописи, история развития которого охватывает два тысячелетия. Появилась во времена процветания Римской империи вместе с возникновением христианства. Существуют предания, согласно которым первая икона (Богоматерь с Младенцем Христом на руках) написана апостолом Лукой. О первом изображении Иисуса Христа святой Иоанн Дамаскин писал так. ". Царствовавший в Едесском городе Авгарь послал живописца, чтобы он нарисовал похожий образ Господа, и когда живописец был не в состоянии по п..

Дополнительный поиск Иконопись Иконопись

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иконопись" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иконопись, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 9 символа