Импровизация

137

(франц. Improvisation, итал. Improvvisazione, от лат. Improvisus — неожиданный, внезапный) создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. И. Возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др. Истоки И. В профессиональном искусстве восходят к народному творчеству. С древнейших времён у различных народов существовали особые категории певцов-импровизаторов (древнегреческие аэды, западноевропейские шпильманы, русские сказители, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны и др.). В профессиональном искусстве наибольшее развитие получили поэтические и музыкальные И. Поэтические И. Обычно выполняется на заданную тему. Блестящим поэтом-импровизатором был А. Мицкевич. Среди русских поэтов искусством И.

Владели П. А. Вяземский, В. Я. Брюсов («Вешние воды») и др. Образ поэта-импровизатора запечатлел А. С. Пушкин в «Египетских ночах». К И. Относят жанр Экспромта. Музыкальная И. В профессиональном художественном творчестве сформировалась под влиянием народного импровизирования и претворила его черты. Ранние её формы в Европе связаны со средневековой вокальной культовой музыкой. Поскольку записи этой музыки были неполными, приблизительными (Невмы, Крюки), каждый исполнитель должен был в той или иной мере импровизировать свою партию. Постепенно методы И. Становились всё более регламентированными. Профессиональная квалификация музыканта, например органиста, долгое время определялась его мастерством в так называемой свободной И. Полифонических музыкальных форм (прелюдий, фуг и др.).

С конца 16 в., с утверждением гомофонно-гармонического склада (мелодия с аккомпанементом), распространяется система так называемого Генерал-баса (цифрованного баса), предусматривавшая И. Аккомпанемента к мелодии по правилам голосоведения. В 16—18 вв. Стихия И. Сказывается и в украшении инструментальных пьес и вокальных (оперных) партий (см. Рулада, Фиоритура). Высокохудожественное проявление И. Находит в искусстве орнаментики. Однако злоупотребление И., превращавшейся во внешне-виртуозное, украшательское искусство, привело к её вырождению. Усложнение форм музыкального творчества и углубление его содержания в 18—19 вв. Потребовали от композиторов более полной и точной записи музыкального текста произведений, устраняющей произвол исполнителя.

Вместе с тем в 1-й половине 19 в. И. В форме так называемого свободного фантазирования занимает видное место в деятельности крупнейших композиторов-исполнителей (Л. Бетховена, Н. Паганини, Ф. Листа, Ф. Шопена). Ряд музыкальных жанров носит названия, указывающие на их частичную связь с И. (например, «Фантазия», «Экспромт», «Прелюдия», «Импровизация»). В современной музыкальной практике И. Не имеет существенного значения, исключая джазовую музыку, которой органически присущи элементы И. (см. Джаз), и некоторые модернистские течения, широко применяющие произвольную И. И. В танце с древнейших времён является неотъемлемой частью народных обрядов, игр и празднеств. В странах Востока и Азии И. В танце сохраняется не только в народных представлениях, но и в профессиональном искусстве.

И. Варьируется от примитива до высокого профессионализма. Во многих народных танцах в ответ на «вызов» продемонстрировать силу, ловкость, удаль, импровизатор выходит за пределы устойчивых танцевальных форм (мужские грузинские, армянские и др. Танцы). И. В народном танце проявляется также и в соревновании (русский перепляс и др.). Возросшее значение музыки в хореографическом искусстве начала 20 в. Вызвало к жизни ещё один вид И. Интуитивное выражение музыки танцем. В большой степени импровизационным было искусство А. Дункан, породившее ряд подражательных школ. Во 2-й половине 20 в. И. Остаётся обязательным элементом народного танца, широко используется в бальных танцах (чарлстон, липси, твист, шейк и др.). И. В театре — игра актёра, основанная на его способности строить сценический образ, действовать и создавать собственный текст на заданную тему или в обстоятельствах, предусмотренных сценарием, творя без предварительной подготовки, во время представления.

Зародившись в народном театральном творчестве, свойственная народному искусству в разных его формах, И. Была одним из существенных элементов сценического действия древнего театра Востока (существует и в настоящее время), присутствовала в античном, средневековом и ренессансном театре. Высокого уровня искусство И. Достигло в народной итальянской комедии дель арте (См. Комедия дель арте) (16—18 вв.) и французском Фарсе (15—16 вв.). Позднее И. Сохранилась на сцене как стилистический приём (например, у К. Гоцци). В начале 20 в. Интерес к И. В русском и западноевропейском театре был связан со стремлением активизировать творческие силы актёра, обогатить современный театр путём приобщения его к истокам народной художественной культуры.

К. С. Станиславский ввёл И. Как метод в учебно-воспитательную работу с актёрами. Освоение приёмов И., идущих от итальянской комедии дель арте и русского балагана, характерно для режиссёрских исканий В. Э. Мейерхольда, творчества Е. Б. Вахтангова (в «Принцессе Турандот» Гоцци импровизационное начало пронизало собой всё режиссёрское решение представления). В 1919—38 в Москве существовал театр И. — «Семперанте». Искусство И. Составляет один из основных элементов современной театральной педагогики. Лит. Wehle G. F., Die Kunst der Improvisation, Bd 1—3, Münster, 1925—32. Fellerer К. G., Zur Geschichte der freien Improvisation, «Die Musikpflege», Jahng. II, 1932. Ferand E. Т., Die Improvisation, 2 Ausg., Köln, 1961.

Значения в других словарях
Импрессионизма музей

Музей импрессионизма (Париж), крупнейшее в мире собрание французской живописи 1860—1910-х гг. И. М. — распространённое название Галереи Жё де Пом, построенной на месте Зала для игры в мяч (Jeu de Paume), где 20 июня 1789 депутаты Национального собрания дали клятву добиться конституции. И. М. Основан в 1920, в административном отношении подчиняется Лувру. Хранит произведения предшественников импрессионизма и импрессионистов (Э. Будена, Я. Б. Йонгкинда, Э. Мане, Э. Дега, К. Моне, К. Писсарро, А. ..

Импринтинг

то же, что Запечатление. ..

Импульс

(от лат. Impulsus — удар-толчок) 1) импульс механический, мера механического движения. Представляет собой векторную величину, равную для материальной точки произведению массы m этой точки на её скорость v и направленную так же, как вектор скорости. P = mv. То же, что Количество движения. Для частицы, движущейся со скоростью, близкой к скорости с света в вакууме, необходимо учитывать зависимость её массы от скорости. где m0 — масса покоящейся частицы (так называемая масса покоя). В этом случае И..

Импульс нервный

волна возбуждения (См. Возбуждение), распространяющаяся по нервному волокну. Обеспечивает передачу информации от периферических рецепторных (чувствительных) окончаний к нервным центрам, внутри центральной нервной системы и от неё к исполнительным аппаратам — скелетной мускулатуре, гладким мышцам внутренних органов и сосудов, железам внешней и внутренней секреции. Главное биоэлектрическое проявление И. Н. — потенциал действия (ПД) — пикообразное колебание электрического потенциала, связанное с и..

Импровизация

ИМПРОВИЗАЦИЯ (от лат. Improvisus - неожиданный - внезапный), сочинение стихов, музыки и т. П. В момент исполнения. Выступление с чем-либо, не подготовленным заранее. Произведение, созданное таким образом. Ср. Экспромт.. ..

Импровизация

-и, ж.. ..

Импровизация

"Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)стихи, поэтические произведения, музыкальные пьесы, произнесенные или исполненные на к.-н. Инструменте без всякой подготовки, по вдохновению. А также и самое произнесение таких стихов, исполнение таких муз. Произведений. Все, что делается без предварительной подготовки (в области искусства), по одному, мгновенно охватившему художника вдохновению.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в ..

Импровизация

Юбиляция, экспромт, сочинение, фантазирование. ..

Импровизация

(импровизировать) - речь без подготовкиИмпровизированный - непредвиденныйСр. Он стал импровизировать чудные речи.Дружинин. Очерки петерб. Туриста. 3.Ср. В свободные вечера он имел обыкновение рассказывать Сереже сказки. Он не помнил ни одной сказки, так что всякий раз ему приходилось импровизировать.Ант. П. Чехов. В сумерках. Дома.Ср. Распорядитель и заводчик. Импровизированного пикника. Позвал цыган.Боборыкин. Василий Теркин. 1, 6.Ср. Improvvisare (ит.) - импровизировать, (prov(v)edere, пригото..

Импровизация

Ж.1) Процесс действия по знач. Несов. Глаг. Импровизировать (1).2) Произведение (стихотворение, мелодия и т.п.), созданное в момент исполнения.. ..

Импровизация

ИМПРОВИЗА́ЦИЯ -и. Ж.. ..

Импровизация

-и, ж. 1. См. Импровизировать. 2. Импровизированное произведение. Блестящая и. II прил. Импровизационный, -ая, -ое.. ..

Импровизация

Импровизации, ж. (книжн.). Действие по глаг. Импровизировать. Словесное или музыкальное произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки. Блестящая импровизация. Стихотворная импровизация. Господа. Сказал он, обращаясь к публике. Жребий назначил мне предметом импровизации Клеопатру и ее любовников. Пушкин.. ..

Импровизация

Заимств. В первой половине XIX в., скорее всего, из франц. Яз., где improvisation — суф. Производное от improviser «импровизировать» <. Итал. Improvvisare, суф. Производного от improvviso «неожиданный, внезапный».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Импровизация

Французское – improvisation, improviser (импровизировать).. ..

Импровизация

ИМПРОВИЗАЦИЯ (improviso - значит по-латыни «без подготовки») - такой вид творчества, при к-ром и «замысел» произведения и «претворение» его в литературную форму совершаются одновременно, внезапно и быстро. Для И. Необходимо, чтобы тема была задана со стороны или чтобы она возникла внезапно, так сказать, на месте происшествия, и тут же была облечена в литературную форму. Поэтому быстрое претворение «ранее» обдуманного замысла не следовало бы считать И., как это полагает Гюго, иначе импровизатора..

Импровизация

ИМПРОВИЗАЦИЯ. ..

Импровизация

- (от итал. Improvviso - неожиданный) - быстрое, без предварительной подготовки, сочинение на заданную тему (устное или письменное), поэтический отклик на событие.. ..

Импровизация

(франц. Improvisation, итал. Improvvisazione, от лат. Improvisus - неожиданный, внезапный) - встречающийся в ряде иск-в (поэзия, драма, музыка, хореография) особый вид художеств. Творчества, при к-ром произв. Создаётся непосредственно в процессе его исполнения. Муз. И. Известна с древнейших времён. Устный характер нар. Творчества - передача песен и инстр. Наигрышей на слух, по памяти - способствовал использованию нар. Музыкантами (певцами и инструменталистами) элементов И. В своей практике И. Он..

Импровизация

Обычно композитор, сочиняя какое-нибудь произведение, предварительно обдумывает его, делает наброски, а потом уже записывает сочинение на нотной бумаге, тщательно отделывая каждую деталь. Но бывает и так. Музыкант садится за рояль, берет несколько несвязных аккордов, а затем, словно размышляя, начинает играть. Звучат пассажи, возникают и исчезают мелодии, вновь сменяясь разливами пассажей. Спросите этого музыканта, что он играл, и он ответит. Да так, ничего, просто импровизировал. Латинское слов..

Дополнительный поиск Импровизация Импровизация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Импровизация" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Импровизация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 12 символа