Иоахим Флорский

121

(Калабрийский) Джоаккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchino da Fiore) (около 1132—1202), итальянский мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена, около 1177 избран аббатом, около 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил своё прозвище. Создатель мистико-диалектической концепции исторического процесса, выразившей глубокий кризис средневекового миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах символического толкования Библии (в соч. «Согласование Нового и Ветхого заветов», 1519, и «Пособие к Апокалипсису», 1527), исходит из деления всемирной истории на три «мировые состояния», или эры, соответствующие трём лицам христианской троицы — отцу, сыну и св.

Духу. В продолжение ветхозаветной эры отца бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб. Новозаветная эра сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти. Наконец, грядущая эра св. Духа сообщит им полную интимность. Каждая эра исчерпывает своё содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры св. Духа должно начаться около 1260. После периода борьбы и искушений восторжествуют любовь к бедности и начало духовной свободы, властная и притязательная церковь Петрова уступит своё место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками, честолюбивых пап сменит вышедший из простого народа «ангелический Папа», буквальное понимание Библии станет ненужным и будет отменено через возвещение «Вечного Евангелия», наконец, произойдёт примирение католиков с православными, и в эту возрожденную вселенскую общность христиан найдут свой путь и евреи.

Дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место ещё в рамках посюсторонней истории. Этот момент делает учение И. Ф. Связующим звеном между древним Хилиазмом и плебейскими ересями (См. Ереси) позднего средневековья. Судьбы наследия И. Ф. В течение 13 — начала 14 вв. Были тесно связаны с францисканством, также учившим о «святой нищете». Создаётся обширная псевдо-иоахимовская литература. Дольчино делает из учения И. Ф. Программу мятежа. Позднее идеи И. Ф. Повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него — на весь дух новоевропейского политического мессианизма. В эпоху Реформации они оказали воздействие на Т. Мюнцера. Отголоски умозрения И. Ф. Можно усматривать в философском конструировании смысла истории у Г.

Гегеля, Ф. Шеллинга и особенно у русского религиозного философа В. С. Соловьёва. Соч. Liber figurarum, 2 ed., v. 1—2, Torino, 1953. Лит. Стам С. М., Учение Иоахима Калабрийского, в кн. Вопросы истории религии и атеизма, т. 7, М., 1959. Grundmann H., Studien über Joachim von Floris, Lpz., 1927. Его же, Neue Forschungen über Joachim von Fiore, Marburg, 1950. Huck J. Ch., Joachim von Floris und die Joachimitische Literatur, Freiburg, 1938. Russo F., Bibliografia gioachimita, Firenze, 1954. С. С. Аверинцев.

Значения в других словарях
Иоахим

(Joachim) Йожеф (Йозеф) (28.6.1831, Китзе, близ Пресбурга, — 15.8.1907, Берлин), венгерский скрипач, композитор и педагог. Ученик Й. Бёма и Ф. Давида. Концертировал с 7 лет. В 1849—53 концертмейстер придворного оркестра в Веймаре. В 1853—66 концертмейстер (с 1859 концертдиректор) в Ганновере. Директор и профессор Высшей школы музыки в Берлине (с 1868). Среди учеников. Л. С. Ауэр, В. Бурместер, Б. Губерман и др. В 1869 основал струнный квартет. Гастролировал в Англии, Франции, Австрии, России (вп..

Иоахим Йожеф

Иоахим (Joachim) Йожеф (Йозеф) (28.6.1831, Китзе, близ Пресбурга, ‒ 15.8.1907, Берлин), венгерский скрипач, композитор и педагог. Ученик Й. Бёма и Ф. Давида. Концертировал с 7 лет. В 1849‒53 концертмейстер придворного оркестра в Веймаре. В 1853‒66 концертмейстер (с 1859 концертдиректор) в Ганновере. Директор и профессор Высшей школы музыки в Берлине (с 1868). Среди учеников. Л. С. Ауэр, В. Бурместер, Б. Губерман и др. В 1869 основал струнный квартет. Гастролировал в Англии, Франции, Австрии, Рос..

Иоахимиты

последователи Иоахима Флорского (См. Иоахим Флорский), приверженцы радикально-еретических движений в странах Западной Европы 13—15 вв.. ..

Иов

[год рождения неизвестен — умер 19(29).6.1607, Старица, ныне Калининской области], первый русский патриарх, ставленник Бориса Годунова (См. Борис Годунов). В 1588 Годунову удалось добиться согласия константинопольского патриарха Иеремии на установление патриаршества в России, что укрепило положение русской церкви. В январе 1589 в Москве церковный собор избрал патриархом И. После смерти Фёдора Ивановича (См. Фёдор Иванович) в 1598 И. Содействовал избранию царём Б. Годунова. В июне 1605 И. Сведён..

Иоахим Флорский

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Джоаккино да Фьоре) (Joachimus Florensis - Gioacchino da Fiore) (ок. 1132-1202), итальянский мыслитель. В мистико-диалектической концепции всемирной истории исходил из деления ее на три эры, соответсвующие трем лицам Троицы. Грядущая эра Святого духа характеризуется воцарением на земле свободы, любви и мира. Хилиастическое учение (см. Хилиазм) Иоахима Флорского оказало влияние на еретические движения (Дольчино, апостолики) и политический мессианизм.. ..

Иоахим Флорский

(Калабрийский) (итал. Gioacchino da Fiore, лат. Joachimus Florensis) (ок. 1132-1202) - итал. Ср.-век. Мыслитель-мистик, монах. Род. В семье крестьянина, в Калабрии. В своих соч. Рассматривал историю человечества как прогрессивное развитие от рабства к свободе, проходящее через 3 состояния мира - 3 статуса (соответствующие у него 3 лицам христ. Троицы) и ведущее к наступлению "царства мира и правды на земле". Хилиастич. Учение И. Ф., противоречащее традиц. Церк. Представлениям о неизменности земн..

Иоахим Флорский

(ок.1132-1202)-ит. Монах, считающийся родоначальником средневекового хилиазма. Основные его труды — «Согласование Ветхого и Нового заветов» и «Комментарии к откровениям Иоанна Богослова».И.Ф. Разделил всю историю человечества на три периода:1) Отца (от Авраама до Иоанна Крестителя)2) Сына (от Иоанна Крестителя до современности)3) Святого Духа (с 1260 г.).По учению И.Ф., переход человечества к каждому периоду его истории связан с постепенным одухотворением его жизни в отношении к Богу. Существова..

Иоахим Флорский

(наст. Имя Джоаккино да Фьоре. Ок. 1132–1202) – итал. Мыслитель. В мистико-диалектич. Концепции всемирной истории исходил из деления ее на три эры, соотв. Трем лицам Троицы. Грядущая эра Св. Духа характеризуется воцарением на земле свободы, любви и мира. Хилиастич. Учение И.Ф. Оказало влияние на еретич. Движения и политич. Мессианизм.. ..

Дополнительный поиск Иоахим Флорский Иоахим Флорский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иоахим Флорский" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иоахим Флорский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 15 символа