Ирония

226

(от греч. Eirоnе́ia, буквально — притворство) 1) в стилистике — выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение. Слуга влиятельных господ, С какой отвагой благородной Громите речью вы свободной Всех тех, кому зажали рот. (Ф. И. Тютчев «Вы не родились поляком...») И. Есть поношение и противоречие под маской одобрения и согласия. Явлению умышленно приписывают свойство, которого в нём нет, но которое надо было ожидать. «Иногда, притворяясь, говорят о должном, как о существующем в действительности. В этом состоит ирония» (Бергсон А., Собр. Соч., т. 5, СПБ, 1914, с. 166). И. — «...лукавое притворство, когда человек прикидывается простаком, не знающим того, что он знает» (Потебня А.

А., Из записок по теории словесности, Хар., 1905, с. 381). Обычно И. Относят к Тропам, реже — к фигурам стилистическим (См. Фигуры стилистические). Намёк на притворство, «ключ» к И. Содержится обычно не в самом выражении, а в контексте или интонации, а иногда — лишь в ситуации высказывания. И. — одно из важнейших стилистических средств Юмора, сатиры (См. Сатира), Гротеска. Когда ироническая насмешка становится злой, едкой издёвкой, её называют Сарказмом. 2) В эстетике — вид комического (См. Комическое), идейно-эмоциональная оценка, элементарной моделью или прообразом которой служит структурно-экспрессивный принцип речевой, стилистической И. Ироническое отношение предполагает превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку, нарочито запрятанные, но определяющие собой стиль художественного или публицистического произведения («Похвала Глупости» Эразма Роттердамского) или организацию образности (характера, сюжета, всего произведения, например в «Волшебной горе» Т.

Манна). «Скрытность» насмешки, маска «серьёзности» отличают И. От юмора и особенно — от сатиры. Смысл И. Как эстетической категории в разные эпохи существенно видоизменялся. Античности свойственна, например, «сократовская ирония», выражавшая философский принцип сомнения и одновременно способ обнаружения истины. Сократ притворялся единомышленником оппонента, поддакивал ему и незаметно доводил его взгляд до абсурда, обнаруживая ограниченность как будто бы очевидных для здравого смысла истин. В античном театре встречается и так называемая трагическая И. («И. Судьбы»), теоретически осознанная в новое время. Герой уверен в себе и не ведает (в отличие от зрителя), что именно его поступки подготавливают его собственную гибель (классический пример — «Царь Эдип» Софокла, а позже — «Валленштейн» Ф.

Шиллера). Такую «И. Судьбы» нередко называют «объективной И.», а применительно к самой реальности — «И. Истории» (Гегель). Развёрнутое теоретическое обоснование и разнообразное художественное претворение И. Получила в романтизме (теория — у Ф. Шлегеля (См. Шлегель), К. В. Ф. Зольгера. Художественная практика. Л. Тик, Э. Т. А. Гофман в Германии, Дж. Байрон в Англии, А. Мюссе во Франции). Романтическая И. Подчёркивает относительность всяких ограничительных по смыслу и значению сторон жизни — бытовая косность, сословная узость, идиотизм замкнутых в себе ремёсел и профессий изображаются как нечто добровольное, шутки ради принятое на себя людьми. Романтическая И. Претерпевает эволюцию. Вначале это И. Свободы — жизнь не знает для своих свободных сил каких-либо неодолимых препон, вышучивая всех, кто пытается придать ей постоянные формы.

Потом сарказм необходимости — силы косности и гнёта одолевают свободные силы жизни, поэт заносится высоко, но его одёргивают, едко и грубо издеваясь над ним (Байрон, Гофман и особенно Г. Гейне). Романтическая И. Обнажила разлад мечты (идеала) и реальной жизни, относительность и переменчивость земных ценностей, подчас подвергая сомнению их какую-либо объективность и подчиняя искусство целям эстетической игры. Мнение Г. Гегеля об «отрицательной И.» романтиков хотя и преувеличено, но не лишено основания. Более негативна и субъективна по природе и цели И. В концепции датского мыслителя С. Кьеркегора, расширившего её до жизненного принципа — как универсального средства внутреннего освобождения субъекта от необходимости и связанности, в которой его держит последовательная цепь жизненных ситуаций.

По существу «отрицательной» и даже «нигилистической», теряющей границу между истиной и заблуждением, добром и злом, свободой и необходимостью И. Становится в декадентском умонастроении «конца века» (19-го), в том числе у некоторых символистов, о чём с горечью писал А. А. Блок. У ряда художников и эстетиков 20 в., причастных к Модернизму (сюрреалисты, Ортега-и-Гасет), «нигилистическая» И. Включает принцип тотального пародирования и самопародирования искусства. Своеобразную концепцию «эпической И.» как одного из основных принципов современного реализма развил Т. Манн, который, отталкиваясь от универсальности романтической И., подчёркивал, что И. Необходима для эпического искусства как взгляд с высоты свободы, покоя и объективности, не омраченный никаким морализаторством.

Своеобразная «ироническая диалектика» отразилась в театральном методе «отчуждения» Б. Брехта. В суждениях классиков марксизма наряду с высокой оценкой «сократовской И.» содержатся элементы эпической И. (у Энгельса в письме к М. Каутской от 26 ноября 1885 — см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 36, с. 333—34) и диалектически раскрывается понятие «И. Истории» (см. Письмо Ф. Энгельса к В. И. Засулич от 23 апреля 1885 — там же, с. 263). Разнообразна И. В русской литературе и критике. «мстительница» и «утешительница» у А. И. Герцена. «насмешливая критика» революционных демократов В. Г. Белинского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Сливающаяся со стихией юмора у Н. В. Гоголя. Переходящая в сарказм у Ф. М. Достоевского. Пародийная у Козьмы Пруткова. Романтическая у А.

А. Блока. Советская литература (В. В. Маяковский, М. М. Зощенко, Е. Л. Шварц, М. А. Булгаков, Ю. К. Олеша, И. Ильф и Е. Петров) восприняла и развивает И., свойственную русской реалистической литературе 19 в. Она реализует ироническое отношение весьма многообразно. Посредством пародии (А. Г. Архангельский) и пародийного сказа (Зощенко), гротеска (В. Белов), иронической речи (И. Г. Эренбург), контраста слов и ситуации (А. Т. Твардовский). Лит. Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, [М.], 1965. Борев Ю. Б., Комическое..., М., 1970. Kierkegaard S., Über den Begriff der Ironie, Düsseldorf — Köln, 1961. Strohschneider-Kohrs J., Die romantische Ironie in Theorie und Gestaltung, Tübingen, 1960. Muecke D. C., The compass of irony, L., [1969] (библ.

С. 260—69). Н. П. Розин.

Значения в других словарях
Ирокезы

группа индейских племён обитавших на С.-В. Современных США и занимавшихся земледелием и охотой, а с 16 в. И торговлей мехами. Их древняя социальная организация — классический пример материнско-родового строя. Около 1570 возник Союз племён И. (могавки, онеида онондага, кайюга, сенека, тускарора), сыгравший в 17—18 вв. Большую роль в колониальных войнах европейских держав за господство в Северной Америке. В это время общество И. Представляло собой военную демократию (См. Военная демократия). К ко..

Ирон

душистое вещество, содержащееся в эфирном масле, выделяемом из корней ириса. И. Обладает нежным запахом цветов фиалки, хотя в них не обнаружен (подробнее см. Иононы). ..

Ирпень

IИрпе́нь река в Житомирской и Киевской областях УССР, впадает справа в Киевское водохранилище на Днепре. Длина 162 км, площадь бассейна 3340 км2. Берёт начало на северо-западной окраине Приднепровской возвышенности. Течёт по низменной территории. Питание преимущественно снеговое. На всём протяжении зарегулирована шлюзами. На И. — г. Ирпень. В 1947—51 построена осушительно-оросительная система, позволившая превратить заболоченную пойму реки в основной район, снабжающий г. Киев картофелем и овощам..

Ирпень (город в Киевской обл.)

Ирпень, город (с 1956) в Киевской области УССР, на р. Ирпень (приток Днепра), в 27 км. ..

Ирония

ИРОНИЯ (от греч. Eironeia - притворство) -..1) отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения2)] Стилистическая фигура. Выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его3) Вид комического, когда смешное скрывается под маской серьезного (в противоположность юмору) и таит в себе чувство превосходства или скептицизма.. ..

Ирония

ИРОНИЯ (от греческого eironeia - притворство), 1) отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения. 2) Стилистическая фигура. Выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово или высказывание обретает в контексте речи смысл>, противоположный их буквальному значению или отрицающий его. 3) Вид комического, когда смешное скрывается под маской серьезного (в противоположность юмору) и таит в себе чувство превосходства или скептицизма.. ..

Ирония

Оборот речи, основанный на способе мышления, противоположном идеализации, которая видит действительный мир в свете идеи (в субъективной окраске). И. Смотрит на вещи с той стороны, с которой они представляются нам в отрицательных чертах, не соответствующих тому, что по внутреннему субъективному идеалу они должны были бы представлять. Ироническое выражение подчеркивает несоответствие кажущегося с действительно существующим, прилагая к первому определения (эпитеты) последнего. Само слово И. — грече..

Ирония

Свобода начинается с иронии. Виктор Гюго Ирония — оружие слабых. Сильные мира сего не имеют прав на нее. Хуго Штейнхаус Ирония — это оскорбление, переодетое комплиментом. Эдуард Уиппл Ирония — последняя стадия разочарования. Анатоль Франс Ирония, не зная правды, учит тому, как без правды жить. Петр Вайль и Александр Генис Самоирония, отказ от иллюзий и предрассудков делают нас, быть может, свободнее, но не сильнее. Анри Амъель(см. ОСТРОУМИЕ), (см. ЮМОР)(Источник. «Большая книга афоризмов.» Душен..

Ирония

(греч. - притворство). Насмешливое выражение, состоящее в приписывании лицу или предмету качеств прямо противоположных тем, какими он обладает. Насмешка в виде похвалы.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)[гр. Eironeia] - 1) тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. 2) употребление слова или целого выражения в противоположном смысле с целью высмеивания.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)греч. Eironeia, от eironeuma, ..

Ирония

Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки. Отколе, умная, бредешь ты, голова. (Крылов) (в обращении к ослу).. ..

Ирония

• безжалостная ирония. ..

Ирония

См. Насмешка.... ..

Ирония

Безжалостная, безобидная, бичующая, бодрая, веселая, Вольтерова (устар.), вольтеровская, горькая, грубая, грустная, деликатная, добродушная, дружелюбная, едкая, жгучая, желчная, злая, злобная, изощренная, изящная, колючая, легкая, мефистофелевская, незлобивая, неприятная, нескрываемая, осторожная, пикантная, сдержанная, скрытая, терпкая, тонкая, тяжелая, тяжеловесная, убийственная, утонченная, холодная, ядовитая, язвительная. Бесплодная, кроваво-оскорбляющая, радостная, угрюмая.. ..

Ирония

Ж. Греч. Речь, которой смысл или значение противоположно буквальному смыслу слов. Насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание. Глум. Иронически, глумный, насмешливый. Похвала, которая хуже брани.. ..

Ирония

1. Ж.Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой.2. Ж.Стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки (в литературоведении).. ..

Ирония

ИРО́НИЯ -и. Ж. [греч. Eirōneia - притворство]. ..

Ирония

-и, ж. Тонкая, скрытая насмешка. Я. Судьбы, (перен. Странная случайность). * По алой иронии — как будто в насмешку. II прил. Иронический, -ая, -ое.. ..

Ирония

Иронии, ж. (греч. Eironeia) (книжн.). Риторическая фигура, в к-рой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. Слова лисицы ослу. "Откуда, умная, бредешь ты, голова?" Крылов. || Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. В его похвалах чувствовалась злая ирония. Сказать что-н. С иронией. Ирония судьбы (книжн.) - насмешка судьбы, странная, непонятная случайность.. ..

Ирония

Заимств. В первой половине XVIII в. Из лат. Яз., где ironia <. Греч. Eirōneia «ирония» <. «вопрос, ставящий в тупик» <. «вопрос».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Ирония

Иро́ния Заимств. Через польск. Ironia или скорее франц. Ironie, нем. Ironie из лат. Irōniа от греч. Εἰρωνεία, собств. "вопрос", потом. "вопрос, ставящий в тупик, тонкая насмешка".Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Ирония

(от др.-греч. Eironeia — притворство, отговорка). ..

Ирония

ИРОНИЯ (греческое eironeia - притворство) - явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление, обратить внимание на тот его недостаток, к-рый в ироническом изображении заменяется соответствующим достоинством.Подчеркнутость притворного тона - необходимое условие для осуществления И. Поэтому имя «Эвмениды» (буквально - «милостивые»), дававшееся древними греками ..

Ирония

ИРО´. ..

Ирония

- (от греч. Eironeia - притворство, насмешка). ..

Ирония

- тонкая, часто скрытая насмешка, особый троп, употребление слова в смысле обратном буквальному, насмешка в форме нарочитого восхваления, положительной характеристики (от греч. Eir?neеia - "притворство"). Напр., "откуда, умная, бредешь ты, голова". (обращение к ослу в басне И. Крылова), "гражданин о двух Отечествах". (А. Пушкин о Ф. Булгарине), "на сцену вышел человек, веселый как дитя". (появление конферансье в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита&qu..

Ирония

ИРОНИЯ (греч. Eironeia - притворство) - металогическая фигура скрытого смысла текста, построенная на основании расхождения смысла как объективно наличного и смысла как замысла. Выступает в качестве скрытой насмешки, чем отличается от сатиры и пародии с их эксплицитно идентифицированным статусом. Фигура И. Является семантически амбивалентной. С одной стороны, она есть высмеивание и в этом отношении профанация некой реальности, основанная на сомнении в ее истинности или даже предполагающей неистин..

Ирония

(греч. Eironeia - притворство) - металогическая фигура скрытого смысла текста, построенная на основании расхождения смысла как объективно наличного и смысла как замысла. Выступает в качестве скрытой насмешки, чем отличается от сатиры и пародии с их эксплицитно идентифицированным статусом. Фигура И. Является семантически амбивалентной. С одной стороны, она есть высмеивание и в этом отношении профанация некой реальности, основанная на сомнении в ее истинности или даже предполагающей неистинность э..

Дополнительный поиск Ирония Ирония

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ирония" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ирония, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 6 символа