Искусство для искусства
(«Иску́сство для иску́сства», ) «чистое искусство», название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Как показал Г. В. Плеханов, «склонность художников и людей, живо интересующихся художественным творчеством, к искусству для искусства возникает на почве безнадежного разлада их с окружающей общественной средой» (Избранные философские произведения, т. 5, 1958, с. 698). В разных условиях концепции «И. Д. И.» различны как по своим социальным и идеологическим истокам, так и по своему объективному смыслу. Н. Г. Чернышевский писал, что «устарелая» в его время мысль об «И. Д. И.», однако, «...имела смысл тогда, когда надобно было доказывать, что поэт не должен писать великолепных од, не должен искажать действительности в угоду различным произвольным и притворным сентенциям» (Полн.
Собр. Соч., т. 2, 1949, с. 271). Идеи «И. Д. И.» оформляются в теорию к середине 19 в. Во многом как реакция на утилитаризм философии Просвещения и меркантилизм буржуазных общественных отношений. Воспринимая весь строй буржуазной жизни как последовательное отрицание эстетического идеала, художники и поддерживающие их теоретики искусства стремятся воссоздать мир красоты помимо и вопреки действительности, что и приводит их подчас к взгляду на искусство как на некую сферу самодовлеющего эстетизма. Во Франции доктрина «И. Д. И.» получает распространение ещё в 30-е гг. 19 в. И наиболее отчётливо выявляется в 50-е гг. У представителей школы «парнасцев» во главе с Т. Готье. В Великобритании — в 60-е гг. 19 в. (А. Суинберн. В 70-е гг. — У. Патер, в 80-е гг.
— О. Уайльд). С конца 19 в. Концепции «И. Д. И.» резче обнаруживают склонность к эстетству и подчёркнутое пренебрежение к нравственным вопросам. Идеи «И. Д. И.» в современную эпоху чаще всего входят составной частью в иные, подчас эклектичные эстетические теории. В России лозунг «И. Д. И.» в середине 19 в. Был полемически противопоставлен натуральной школе, или «гоголевскому направлению», т. Е. Реализму в искусстве (А. В. Дружинин, С. С. Дудышкин, П. В. Анненков, отчасти «молодые» славянофилы). Идеи «И. Д. И.» были подвергнуты критике русскими революционными демократами, выдвинувшими принцип гражданского служения искусства, в дальнейшем — Г. В. Плехановым и марксистской литературно-художественной критикой. Указывая на социальные истоки различных вариантов «И.
Д. И.», марксизм каждый раз раскрывает конкретно-исторический смысл их противостояния общественной активности и классовой борьбе. Искусство социалистического реализма (См. Социалистический реализм) и близких ему направлений в зарубежном искусстве органически, в силу своей природы несовместимо с какими-либо проявлениями «чистого искусства», безразличного к борьбе за социальный прогресс, за коммунизм. Марксистско-ленинская эстетика с категорической непримиримостью относится к антиобщественным тенденциям в искусстве, будь то продукция так называемого массового искусства или же формализма и «И. Д. И.». В. Д. Сквозников.
Дополнительный поиск Искусство для искусства
На нашем сайте Вы найдете значение "Искусство для искусства" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Искусство для искусства, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 23 символа