Искусство для искусства

110

(«Иску́сство для иску́сства», ) «чистое искусство», название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Как показал Г. В. Плеханов, «склонность художников и людей, живо интересующихся художественным творчеством, к искусству для искусства возникает на почве безнадежного разлада их с окружающей общественной средой» (Избранные философские произведения, т. 5, 1958, с. 698). В разных условиях концепции «И. Д. И.» различны как по своим социальным и идеологическим истокам, так и по своему объективному смыслу. Н. Г. Чернышевский писал, что «устарелая» в его время мысль об «И. Д. И.», однако, «...имела смысл тогда, когда надобно было доказывать, что поэт не должен писать великолепных од, не должен искажать действительности в угоду различным произвольным и притворным сентенциям» (Полн.

Собр. Соч., т. 2, 1949, с. 271). Идеи «И. Д. И.» оформляются в теорию к середине 19 в. Во многом как реакция на утилитаризм философии Просвещения и меркантилизм буржуазных общественных отношений. Воспринимая весь строй буржуазной жизни как последовательное отрицание эстетического идеала, художники и поддерживающие их теоретики искусства стремятся воссоздать мир красоты помимо и вопреки действительности, что и приводит их подчас к взгляду на искусство как на некую сферу самодовлеющего эстетизма. Во Франции доктрина «И. Д. И.» получает распространение ещё в 30-е гг. 19 в. И наиболее отчётливо выявляется в 50-е гг. У представителей школы «парнасцев» во главе с Т. Готье. В Великобритании — в 60-е гг. 19 в. (А. Суинберн. В 70-е гг. — У. Патер, в 80-е гг.

— О. Уайльд). С конца 19 в. Концепции «И. Д. И.» резче обнаруживают склонность к эстетству и подчёркнутое пренебрежение к нравственным вопросам. Идеи «И. Д. И.» в современную эпоху чаще всего входят составной частью в иные, подчас эклектичные эстетические теории. В России лозунг «И. Д. И.» в середине 19 в. Был полемически противопоставлен натуральной школе, или «гоголевскому направлению», т. Е. Реализму в искусстве (А. В. Дружинин, С. С. Дудышкин, П. В. Анненков, отчасти «молодые» славянофилы). Идеи «И. Д. И.» были подвергнуты критике русскими революционными демократами, выдвинувшими принцип гражданского служения искусства, в дальнейшем — Г. В. Плехановым и марксистской литературно-художественной критикой. Указывая на социальные истоки различных вариантов «И.

Д. И.», марксизм каждый раз раскрывает конкретно-исторический смысл их противостояния общественной активности и классовой борьбе. Искусство социалистического реализма (См. Социалистический реализм) и близких ему направлений в зарубежном искусстве органически, в силу своей природы несовместимо с какими-либо проявлениями «чистого искусства», безразличного к борьбе за социальный прогресс, за коммунизм. Марксистско-ленинская эстетика с категорической непримиримостью относится к антиобщественным тенденциям в искусстве, будь то продукция так называемого массового искусства или же формализма и «И. Д. И.». В. Д. Сквозников.

Значения в других словарях
Искусство (журнал)

«Искусство», ежемесячный иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, орган Министерства культуры СССР, Союза художников СССР и Академии художеств СССР. Издаётся в Москве с 1933 (с перерывом с июля 1941 по 1946). До 1956 выходил 6 раз в год, в 1957 ‒ 8 раз, с 1958 ‒ ежемесячно. «И.» освещает вопросы марксистско-ленинской эстетики и теории изобразительного искусства, художественного наследия, современного советского и зарубежного искусства. В «И.» ведётся хроника современной ху..

Искусство (издательство)

«Искусство», издательство Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, выпускающее литературу по эстетике, истории и теории изобразительного искусства и архитектуры, театра и драматургии, кино и фотографии, радио и телевидению, литературу для художественной самодеятельности и альбомы. Находится в Москве. Создано в 1938 на базе издательств «Изогиз» (основано в 1930) и «Искусство» (основано в 1935). В 1971 издательством выпущено 282 книги и б..

Искусство и художественная промышленность

(«Иску́сство и худо́жественная промы́шленность»,) ежемесячный иллюстрированный журнал. Издавался с октября 1898 по май 1902 в Петербурге Обществом поощрения художеств (См. Общество поощрения художеств), под редакцией Н. П. Собко. Отстаивал традиции передвижников (См. Передвижники) и противостоял журналу «Мир искусства». Ставил своей задачей распространение в народных массах знаний об изобразительном искусстве и художественной промышленности. В журнале сотрудничали В. В. Стасов, М. М. Антокольски..

Искусство кино

(«Иску́сство кино́»,) иллюстрированный журнал, освещающий вопросы теории и критики киноискусства, с 1966 — орган Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии и Союза кинематографистов СССР. Издаётся в Москве с января 1931 (перерыв — с июля 1941 по сентябрь 1945). В 1936—41 выходил ежемесячно, в 1945—47 — нерегулярно, в 1948—1951 — 1 раз в 2 месяца, с 1952 — ежемесячно. В журнале печатаются статьи по истории и теории кино, рецензии на фильмы, сценарии, освещается творчество о..

Искусство Для Искусства

"ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА" ("чистое искусство") - название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи "искусства для искусства" оформились в теорию к сер. 19 в. (Т. Готье, гр. "Парнас" во Франции).. ..

Искусство Для Искусства

"ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА" ("чистое искусство"), название ряда эстетических концепций, утверждающих независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи "искусства для искусства" оформились в теорию к середине 19 в.. ..

Искусство для искусства

С французского. L'art pour I'art.Автор этих слов французский философ Виктор Кузэн (1792—1867), который впервые высказал эту мысль в 22-й лекции курса философии, прочитанного им в Сорбонне (1818). Этот тезис, вызвавший горячие споры, впоследствии упорно отстаивался французскими поэтами Тео-филем Готье, Шарлем Бодлером и Теодором де Банвилем.В русский литературный и языковой обиход это выражение ввел В. Г. Белинский, неоднократно выступавший против «безнравственного служения искусству для искусс..

Искусство для искусства

("чистое искусство") - теория, в основе которой лежит утверждение независимости художественного творчества от общества, отказ от социально-гражданской тематики, провозглашение самодостаточности искусства, противопоставление возвышенности и совершенства классических (античных) художественных форм несовершенству окружающей действительности. Получила широкое распространение в России в 60-80 гг. XIX в. Теоретиками И. Д. И. Были А.В. Дружинин, В.П. Боткин, сторонниками А.А. Фет, А.Н. Майков, Н.В. Щер..

Искусство для искусства

        "чистое искусство", название эстетической концепций, утверждающих самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественной жизни. Как показал Г. В. Плеханов, склонность художников и людей, живо интересующихся художественным творчеством, к искусству для искусства возникает на почве безнадежного разлада их с окружающей общественной средой" (Избранные философские произведения, т. 5, 1958, с. 698). В разных общественных условиях концепции "Искусства для иск..

Дополнительный поиск Искусство для искусства Искусство для искусства

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Искусство для искусства" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Искусство для искусства, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 23 символа