Искусство для искусства

78

        "чистое искусство", название эстетической концепций, утверждающих самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественной жизни. Как показал Г. В. Плеханов, склонность художников и людей, живо интересующихся художественным творчеством, к искусству для искусства возникает на почве безнадежного разлада их с окружающей общественной средой" (Избранные философские произведения, т. 5, 1958, с. 698). В разных общественных условиях концепции "Искусства для искусства" различны как по своим социальным и идеологическим истокам, так и по своему объективному социальному смыслу. Вместе с тем тенденции ухода искусства от жизни возникают обычно в кризисные эпохи, в периоды обострения общественных противоречий, падения значения одних и усиления роли других общественных классов и группировок.        Хотя тенденции противопоставления искусства социальной действительности на протяжении истории искусства возникали неоднократно (например, в творчестве представителей итальянского и нидерландского маньеризма, болонского академизма), идеи "Искусства для искусства" оформляются в теорию только к середине XIX в., во многом как реакция на позитивизм философии эпохи Просвещения и меркантилизм буржуазного общества.

Воспринимая буржуазный общественный уклад как последовательное отрицание эстетического идеала, художники и поддерживающие их теоретики искусства стремятся воссоздать мир красоты помимо и вопреки современной им действительности, что заключает в себе тенденцию к самодовлеющему эстетизму. Во Франции теория "Искусства для искусства" получает распространение в 1830-е гг. И наиболее отчётливо выявляется в 50-е гг. У представителей литературной школы т. Н. Парнасцев во главе с критиком Т. Готье, в Великобритании в 50-80-е гг. - в творчестве прерафаэлитов, сложившемся под влиянием художественного теоретика Дж. Рескина, а также писателей А. Суинберна и др.        В России лозунг "Искусства для искусства" в середине XIX в.

Полемически противопоставлялся натуральной школе, или "гоголевскому направлению", т. Е. Реалистическому искусству, и был подвергнут критике русскими революционными демократами (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов), видевшими источник прекрасного в реальной действительности, утверждавшими идеи гражданственности искусства. Эстетика революционных демократов, их борьба против концепции "Искусства для искусства" оказали существ, влияние на расцвет реализма в рус. Литературе и искусстве второй половины XIX в. (см. Передвижники). На рубеже XIX и XX вв. Идеи "Искусства для искусства" отчасти проявлялись в творчестве представителей объединения "Мир искусства", возглавленного А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. С принципами "Искусства для искусства" вели борьбу Г.

В. Плеханов и представители марксистско-ленинской художественной критики. Искусство социалистического реализма и близких ему направлений зарубежного социально ангажированного искусства в силу своей активной позиции и конкретной историко-социальной направленности несовместимо с какими-либо проявлениями "чистого искусства", чуждого борьбе за социальный прогресс. Марксистско-ленинская эстетика активно борется с антиобщественными тенденциями в искусстве, с различными проявлениями современного элитарного модернизма. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Искусства пластические

        также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения искусств пластических имеют предметный характер, выполняются путём обработки вещественного материала, особенности формообразования которого существенно определяют характер их образного строя. Искусства пластические делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первым относятся живопись, скульптур..

Искусство

        ежемесячный иллюстри- рованный журнал, орган Министерства культуры СССР, СХ СССР и АХ СССР. Издается в Москве с 1933 (с перерывом в 1941-46). Освещает вопросы теории и практики современного изобразительного искусства, отечественной и мировой истории искусства. Тираж (1985) 20 тысяч экземпляров. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Искусство и художественная промышленность

        ежемесячный иллюстрированный журнал. Издавался с октября 1898 по май 1902 в Петербурге Обществом поощрения художеств под редакцией Н. П. Собко. Отстаивал традиции передвижников и противостоял позициям журнала "Мир искусства". Ставил своей задачей распространение в нар. Массах знаний об искусстве и художественной промышленности. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Искусствоведение

        то же, что Искусствознание. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Дополнительный поиск Искусство для искусства Искусство для искусства

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Искусство для искусства" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Искусство для искусства, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 23 символа