Камерная музыка
(от позднелат. Camera — комната) специфическая разновидность музыкального искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной. Сочинения К. М. Предназначены для исполнения в небольших помещениях, для домашнего, «комнатного» музицирования (отсюда и название). Сочинения К. М. Пишутся для небольших инструментальных составов (от одного исполнителя-солиста до камерного ансамбля (См. Ансамбль)). Для К. М. Характерна экономия и тончайшая детализация выразительных средств. Она обладает большими возможностями передачи лирических эмоций и тонких градаций душевных состояний человека. Истоки К. М. Восходят к эпохе средневековья. До конца 16 в. Это наименование относили лишь к вокальным жанрам. С 17 в. Оно было распространено и на инструментальную музыку.
В 16—18 вв. Термином «К. М.» стали обозначать светскую музыку, в отличие от церковной (камерная Соната, в отличие от церковной сонаты). Современные виды камерного инструментального ансамбля — соната, трио, квартет, квинтет и т.д. — сформировались в творчестве представителей венской классической школы И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, создавших глубокие по содержанию и совершенные по форме образцы. Обладающий богатыми выразительными возможностями, инструментальный ансамбль (особенно смычковый квартет) привлек внимание почти всех композиторов, в нём получили отражение все основные направления музыкального искусства 18—20 вв. Ему отдали дань романтики (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман) и композиторы последующего времени (И.
Брамс, А. Дворжак и др.). Высоким художественным уровнем отличаются камерные ансамбли рус. Композиторов (П. И. Чайковский, А. П. Бородин, А. К. Глазунов и др.), традиции которых нашли продолжение у советских композиторов (Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.). С конца 18 в. И особенно в 19 в. Видное место в музыкальном искусстве заняла вокальная К. М. В творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана и др. Композиторов-романтиков сформировался новый для того времени и обладающий многообразными выразительными возможностями жанр художественной песни (См. Песня). Богатое развитие жанры песни и романса получили в России (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов и др.). В это же время большое значение приобретает жанр инструментальной миниатюры (характерные пьесы, пьесы в танцевальных формах и т.п.).
В 19 в. Стали устраиваться публичные концерты К. М., главным образом в небольших концертных залах, возникли организации любителей К. М., сформировались многочисленные камерные ансамбли исполнителей. Лит. Васина-Гроссман В. А., Русский классический романс, М., 1956. Её же, Романтическая песня XIX века, М., 1967. Её же, Мастера советского романса, М., 1968. Раабен Л., Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961. Его же, Советская камерно-инструментальная музыка, Л., 1963. Walthew R. Н., The development of chamber music, L. — N. Y., [1909]. Mersmann Н., Die Kammermusik, Bd 1—4, Lpz., 1930—33. Kilburn N., Chamber music and its masters, L., 1932. Ulrich Н., Chamber music, 2 ed., N. Y. — L., 1966. Coeuray A., La musique de chambre, P., 1953.
Richter J. Fr., Kammermusik-Katalog, Lpz., 1960. Cobbett W. W., Cyclopedic survey of chamber music, 2 ed., v. 1—3, L., 1963. Л. Н. Раабен.
Дополнительный поиск Камерная музыка
На нашем сайте Вы найдете значение "Камерная музыка" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Камерная музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 15 символа