Караваджо

131

(Caravaggio. Собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, — 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в. Учился в Милане (1584—88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем — в Неаполе (1607 и 1609—10), на острове Мальта и в Сицилии (1608—09). Творчество К., не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 вв. (Маньеризму и Академизму). Ранние произведения К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в.

(Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др.). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа К. Противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета — непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим). Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. Воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 1592—93, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи —- натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж).

Религиозная картина получает у него новую, интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). К концу 1590-х гг. Складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Зрелые произведения К. (1599—1606) — это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599—1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600—01, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 1603—06, церковь Сант-Агостино, — все в Риме.

«Положение во гроб», 1602—04 (см. Илл.), Пинакотека, Ватикан. «Смерть Марии», около 1605—06, Лувр, Париж). Подчёркнутая простонародность типажа, решительность утверждения демократических художественных идеалов в картинах К. Вызвали резкую оппозицию сторонников официального искусства. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606—10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта.

«Погребение св. Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). К. Обращается к теме одиночества людей в огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. Свет в поздних картинах К. Становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. Новаторское искусство К. Нашло последователей в Италии и др. Странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (см. Караваджизм). Лит. 3намеровская Т., Микельанджело да Караваджо, М., 1955.

[Всеволожская С.], Микельанджело да Караваджо, М., 1960. Виппер Б. Р., Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков, М., 1966, с. 34—54. Venturi L., Il Caravaggio, Novara, 1951. Joffroy B., Le dossier Caravage, [P., 1959]. Jullian R., Le Caravage, Lyon — P., 1961. L'opera completa del Caravaggio, Mil., 1967. Longhi R., Caravaggio, Dresden, [19681. Friedlaender W., Caravaggio studies, 2 ed., N. Y., [1969]. М. И. Свидерская. Барокко. Караваджо. «Положение во гроб». Ок. 1602—04. Ватиканская пинакотека. Рим. М. Караваджо..

Значения в других словарях
Карабюк

(Karabuk) город на С. Турции, на ж. Д. Анкара — Зонгулдак, в вилайете Зонгулдак. 65 тыс. Жителей (1970). Металлургический комбинат (3 доменные печи, 4 мартена, прокатный стан, коксохимический завод). ..

Караваджизм

1) система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи 17 в. И получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо. К. Свойственны демократизм художественного идеала, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов. Обращение к приёмам К...

Караваджо Микеланджело

Караваджо (Caravaggio. Собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, ‒ 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в. Учился в Милане (1584‒88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем ‒ в Неаполе (1607 и 1609‒10), на острове Мальта и в Сицилии (1608‒09). Творчество К., не принадлежавшего к какой-либо определённой художествен..

Караваев

IКарава́ев Георгий Аркадьевич [р. 21.3(3.4).1913, Ленинград], советский государственный деятель. Член КПСС с 1940. Родился в семье рабочего. В 1935 окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта. С 1936 на руководящих инженерно-технических должностях. Прораб, заместитель, главный инженер, начальник строительства, начальник особой строительно-монтажной части, управляющий трестом. В 1951—54 начальник Главюгстроя, заместитель министра строительства предприятий машиностроения СССР, нача..

Караваджо

КАРАВАДЖО (Caravaggie) (настоящая фамилия> Меризи) Микеланджело> да (1573 - 1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, острое чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное контрастами света и тени. Произведения Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Создал исключительные по драматизму религиозные ("Положение во гроб", около 1602 - 04), мифологические ("Ва..

Караваджо

(da-Carayaggio) — прозвище двух итальянских живописцев. 1) Полидоро Кальдара (Caldara, ум. В 1543). Явившись в Рим без всяких средств к существованию, он сделался простым каменщиком, но, работая в Ватикане и постоянно сталкиваясь с Рафаэлем и его учениками, начал сам заниматься живописью. Вскоре настолько усовершенствовался в ней, что мог совместно со своим другом Матурино украсить работами сграффитто фасады многих из римских дворцов. Эти дошедшие до нас лишь в гравюрах фризы исторического или м..

Караваджо

, Микеланджело да (Caravaggio, Mihkelangelo da), наст. Имя Микеланджело Меризи 1573, Караваджо, Ломбардия — 1610, Порто д’Эрколе. Итальянский живописец. Учился у С. Петерцано в Милане. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. В мае 1606, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, Караваджо был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на о. Мальту. Здесь после ссоры с могущественным вельможей был брошен в тюрьм..

Караваджо

(caravaggio) Микеланджело Меризи да (1573, Караваджо, Ломбардия – 1610, Порто д’Эрколе, Тоскана), итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко. Учился у С. Петерцано в Милане (1584–88). В нач. 1590-х гг. Переехал в Рим, где обрёл влиятельного покровителя и заказчика – кардинала Д. Дель Монте.Караваджо. «Игроки в карты». 1594—95 гг. Музей Кимбелл. Форт Уорт   Караваджо произвёл своими картинами решительный переворот в живописи. Его творчество вызывало ожесточённые споры, неис..

Караваджо

(наст. Имя Микеланджело Меризи да Караваджо. 1573–1610) – итал. Живописец. Жил и работал в Италии, терпя нужду и лишения. Он не только обновил содержание произ. Изобразит. Иск-ва, дал толчок к непосредственному изучению натуры, но и выработал новый живописный язык («Юноша с корзиной фруктов», Рим, и др.).. ..

Караваджо

(Caravaggio) Микеланджело да, Микеланджело Меризи - итал. Живописец, крупнейший представитель искусства барокко. Род. 28.09.1573, Караваджо (Италия), ум. 18.07.1610, Порто-Эрколе (Италия).Отец К. Был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. К. Учился у миланского художника Симоне Петерцано (до нач. 1590-х), уехал в Рим ок. 1593. Сформировался под влиянием североитал. Художников Савольдо, Моретто, Романино и Лотто. Некоторое время работал помощником в мастерской рим. Художника, представителя ..

Дополнительный поиск Караваджо Караваджо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Караваджо" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Караваджо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 9 символа