Караваджо

105

(Caravaggio) Микеланджело да, Микеланджело Меризи - итал. Живописец, крупнейший представитель искусства барокко. Род. 28.09.1573, Караваджо (Италия), ум. 18.07.1610, Порто-Эрколе (Италия).Отец К. Был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. К. Учился у миланского художника Симоне Петерцано (до нач. 1590-х), уехал в Рим ок. 1593. Сформировался под влиянием североитал. Художников Савольдо, Моретто, Романино и Лотто. Некоторое время работал помощником в мастерской рим. Художника, представителя маньеризма Джузеппе Чезари. Здесь К. Выполнил свои первые произведения (Мальчик с корзиной фруктов, Больной Вакх, обе - Галерея Боргезе, Рим). Познакомившись с кард. Ф.М. Дель Монте, в его лице К. Нашел влиятельного покровителя, который ввел его в худож.

Среду Рима. Для кард. Дель Монте К. Написал лучшие картины этого периода. Корзина с фруктами (Пинакотека Амброзиана, Милан), Вакх (Уффици, Флоренция) и Лютнист (ГЭ). Его произведения кон. 1590-х свидетельствуют о блестящем владении мастерством передачи жизненной достоверности и иллюзионистической вещественности натуры, что особенно заметно в натюрмортах. Полные поэтического очарования мифологические образы-аллегории (Концерт, Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Амур-победитель, Гос. Музеи, Берлин), навеянные классическими реминисценциями, несут скрытый смысл, понятный образованной рим. Публике того времени. К. Открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к «чистому» натюрморту и «авантюрному» жанру (Гадалка, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был очень популярен в европ.

Живописи XVII в., а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа (Нарцисс, Нац. Галерея старого искусства, Рим). В ранних рел. Произведениях К. Поэтическая трактовка сюжета как нравственного примера (Св. Марфа беседует с Марией Магдалиной, Институт искусств, Детройт. Св. Екатерина Александрийская, Собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано), как глубокого душевного переживания и потрясения (Св. Мария Магдалина, Галерея Дориа-Памфили. Экстаз св. Франциска, Уодстворт Атенеум, Хартфорд), как явленного Божественного присутствия в мире (Отдых на пути в Египет, Галерея Дориа-Памфили, Рим), сочетается с полными драматизма сценами героизма и самопожертвования (Юдифь, Нац. Галерея раннего искусства, Рим. Жертвоприношение Авраама, Уффици).

Первым крупным церк. Заказом К. Был цикл картин для капеллы кард. М. Контарелли в церкви Св. Людовика Французского (1600-03). В Призвании апостола Матфея и Мучении апостола Матфея К. Принципиально обновляет концепцию рел. Картины, в которой особую роль начинает играть свет, преображающий и драматизирующий еванг. Событие. В Призвании. Свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом, соотносясь со светом Божественной истины, озаряющей путь к спасению. Завораживающая выразительность картин К. Строится на умении мастера точно передать реальный мотив, при этом не сводя его к обыденности. В те же годы (1600-01) художник написал Обращение Савла и Распятие апостола Петра для капеллы монсеньора Т.

Черази в церкви Санта Мария дель Пополо. В них, как и в цикле капеллы Контарелли, нашло выражение новое рел. Мироощущение, характерное для эпохи Контрреформации. Обыденная повседневность человеч. Бытия преображается Божественным присутствием, благочестие наполняет искреннюю веру бедняков и страждущих и проявляется в чистоте нар. Милосердия. Реализм рел. Произведений К., далекий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок рел. Этике Карла Борромео и благочестию Филиппа Нери, что особенно заметно в таких его произведениях рим. Периода, как Христос в Эммаусе (Нац. Галерея, Лондон), Уверение Фомы (Новый дворец, Потсдам), Мадонна с паломниками (церковь Св. Августина, Рим) и Мадонна со змеей (Галерея Боргезе, Рим).

Эмоциональным напряжением и драматической силой отличаются лучшие работы К. Этого времени - Положение во гроб (1602-04, Пинакотека Ватикана) и Успение Марии (ок. 1605-06, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Мощные контрасты света и тени, простонародная непритязательность образов, выразительный лаконизм жестов при энергичной лепке пластических объемов и насыщенности колорита позволяют художнику добиваться небывалой глубины и искренности в передаче рел. Чувства, побуждают зрителя к сопереживанию еванг. Событиям.Своевольный характер художника часто приводил его к столкновениям с законом и стал причиной многих бед. В 1606 после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Р. Томмазони К.

Бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался в 1607 на о-в Мальту, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Юж. Италию. После исключения из Мальтийского ордена К. В 1610 решил вернуться в Рим, но в пути умер от лихорадки.В период скитаний К. Создал ряд выдающихся произведений рел. Живописи. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия, Неаполь). Мадонна Розария (Музей истории искусства, Вена) и Бичевание Христа (Нац. Галерея Каподимонте, Неаполь), на Мальте для храма Сан Доменико Маджоре - Усекновение главы Иоанна Крестителя и Св. Иероним (обе - Музей Иоанна Крестителя, Валлетта).

На Сицилии - Погребение св. Луции для церкви Св. Луции (Нац. Галерея, Сиракузы), Воскрешение Лазаря для генуэзского купца Ладзари и Поклонение пастухов для церкви Санта Мария дельи Анджели (обе - Нац. Музей, Мессина). Напряженный драматизм, присущий искусству художника, приобретает в его поздних произведениях характер эпической трагедии. Монументальные полотна, построенные на соотношении глухого темного фона и крупных фигур первого плана, озаренных вспышками пульсирующего света, обладают необыкновенной силой эмоционального воздействия. К последним годам жизни К. Относится также картина Давид с головой Голиафа (Галерея Боргезе, Рим), на которой голова Голиафа предположительно представляет автопортрет художника.

Творчество К. Оказало большое влияние на искусство не только Италии, но и Европы в целом, затронув большинство работавших в то время художников. Мн. Из подражавших К. Художников восприняли лишь внеш. Признаки его стиля. Только немногим было доступно понимание глубины достижений К., но эти немногие составляют цвет европ. Искусства XVII в. Рубенс, Веласкес, Рембрандт, Рибера и Сурбаран.Лит-ра. Знамеровская Т. Микеланджело да Караваджо. М., 1955. Всеволожская С. Микеланджело да Караваджо. М., 1960. Микеланджело да Караваджо. Документы. Воспоминания современников. М., 1975. Лонги Р. Караваджо // От Чимабуэ до Моранди. М., 1984, с. 257-303. Маркова В.Э. Караваджо и классическая традиция итальянского искусства // Советское искусствознание 1983 1/18 (1984), 75-87.

Бонсанти Дж. Караваджо. М., 1995. Longhi R. Caravaggio. R., 1968. Caravaggio e il suo tempo. Napoli, 1985. Marini M. Caravaggio. R., 1987. Calvesi M. La realtИ di Caravaggio. Tn., 1990. Panzera A.M. Caravaggio e Giordano Bruno. Fra nuova arte e nuova scienza. La ballezza dell'artifice. R., 1994..

Значения в других словарях
Караваджо

(Caravaggio. Собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, — 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в. Учился в Милане (1584—88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем — в Неаполе (1607 и 1609—10), на острове Мальта и в Сицилии (1608—09). Творчество К., не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе,..

Караваджо

КАРАВАДЖО (Caravaggie) (настоящая фамилия> Меризи) Микеланджело> да (1573 - 1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, острое чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное контрастами света и тени. Произведения Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Создал исключительные по драматизму религиозные ("Положение во гроб", около 1602 - 04), мифологические ("Ва..

Караваджо

(da-Carayaggio) — прозвище двух итальянских живописцев. 1) Полидоро Кальдара (Caldara, ум. В 1543). Явившись в Рим без всяких средств к существованию, он сделался простым каменщиком, но, работая в Ватикане и постоянно сталкиваясь с Рафаэлем и его учениками, начал сам заниматься живописью. Вскоре настолько усовершенствовался в ней, что мог совместно со своим другом Матурино украсить работами сграффитто фасады многих из римских дворцов. Эти дошедшие до нас лишь в гравюрах фризы исторического или м..

Караваджо

, Микеланджело да (Caravaggio, Mihkelangelo da), наст. Имя Микеланджело Меризи 1573, Караваджо, Ломбардия — 1610, Порто д’Эрколе. Итальянский живописец. Учился у С. Петерцано в Милане. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. В мае 1606, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, Караваджо был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на о. Мальту. Здесь после ссоры с могущественным вельможей был брошен в тюрьм..

Караваджо

(caravaggio) Микеланджело Меризи да (1573, Караваджо, Ломбардия – 1610, Порто д’Эрколе, Тоскана), итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко. Учился у С. Петерцано в Милане (1584–88). В нач. 1590-х гг. Переехал в Рим, где обрёл влиятельного покровителя и заказчика – кардинала Д. Дель Монте.Караваджо. «Игроки в карты». 1594—95 гг. Музей Кимбелл. Форт Уорт   Караваджо произвёл своими картинами решительный переворот в живописи. Его творчество вызывало ожесточённые споры, неис..

Караваджо

(наст. Имя Микеланджело Меризи да Караваджо. 1573–1610) – итал. Живописец. Жил и работал в Италии, терпя нужду и лишения. Он не только обновил содержание произ. Изобразит. Иск-ва, дал толчок к непосредственному изучению натуры, но и выработал новый живописный язык («Юноша с корзиной фруктов», Рим, и др.).. ..

Капуцинки

Орден кларисс-капуцинок (Moniales Capuccinae s. Clarae, Moniales Clarissae Capuccinae, Ordo Sanctae Clarae Capuccinarum, OSClCap), женская ветвь Ордена капуцинов, относящаяся ко Второму ордену францисканцев. Также различные женские монаш. Конгрегации и общины терциариев, основанные капуцинами или связанные с их орденом.Орден кларисс-К. Восходит к реформированным Колеттой Буале (1381–1447) общинам кларисс. Основательницей первого монастыря кларисс-К. Была Мария Лоренца Лонго (ум. В 1542), принадл..

Капуцины

Орден меньших братьев капуцинов(Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum, OFMCap) — монаш. Орден, представляющий собой одну из трех ныне существующих ветвей 1-го (мужского) Ордена францисканцев.Название ордена происходит от капюшона (итал. Cappuccio) конической формы, который вместе с рясой бурого цвета и сандалиями является обязательным атрибутом монаха-К.История. Ордена К. Возник в XVI в. В Италии в условиях предшествовавшего Тридентскому собору движения церк. Обновления, а также реформ, осуществлявш..

Карамзин Николай Михайлович

Рус. Писатель, историк и публицист. Род. 1.12.1766, с. Михайловка (ныне Бузулукского района Оренбургской обл.), ум. 22.05.1826, С.-Петербург.Вырос в деревне отца, симбирского помещика. Начальное образование получил дома. В 1773-76 учился в Симбирске в пансионе Фовеля, затем в 1780-83 - в пансионе проф. Московского ун-та Шадена в Москве. Во время учебы посещал также лекции в Московском ун-те. В 1781 поступил на службу в Преображенский полк. В 1785 после отставки сблизился с масонским кружком Н.И...

Карафа, Антонио

Антонио Карафа (итал. Antonio Caraffa. 1538—1591) — кардинал, родственник папы Павла IV.Был председателем конгрегации, на которую был возложен труд исправления Библии и разъяснения постановлений Тридентского собора. Главная заслуга Карафа, как учёного, заключается в собрании декреталий и писем пап, от святого Климента до Григория VII.. ..

Дополнительный поиск Караваджо Караваджо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Караваджо" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Караваджо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 9 символа