Классическое образование
тип общего среднего образования, в основу которого положено изучение латинского и греческого языков и античной литературы. К. О. Начало складываться в Европе в эпоху Возрождения (См. Возрождение), когда резко возрос интерес к культурному наследию античных народов. В 14—15 вв. Латинский и особенно греческий языки гуманисты рассматривали как единственное средство приобщения к забытым в предыдущие столетия науке и искусству Древней Греции и Древнего Рима. К числу первых классических учебных заведений следует отнести школы итальянских гуманистов — Гуарино Веронезе и Витторино да Фельтре. Однако уже к концу 15 в. Содержание К. О. Претерпело серьёзные изменения. В преобладающем большинстве школ главной целью стало овладение формальной стороной латинского языка, изящным стилем.
Широкое распространение получило так называемое цицеронианство — увлечение изучением языка и стиля крупнейшего римского оратора и писателя Цицерона (106—43 до н. Э.). Это ограничило К. О. Узкофилологическими рамками и способствовало возрождению формализма в обучении. С резкой критикой преувеличенного внимания к внешней стороне латинского языка выступали Эразм Роттердамский, X. Вивес, И. Рейхлин, Ф. Меланхтон и многие другие. Однако цицеронианство продолжало господствовать в повышенных школах вплоть до 18 в. Наиболее ярким примером средней школы, где давалось так односторонне трактуемое К. О., явилась Гимназия. Новый этап в развитии К. О. Начался с середины 18 в. И был связан с распространением в странах Западной Европы, особенно в Германии, неогуманизма.
Латинский и греческий языки вновь стали рассматриваться как основное средство для усвоения культурного наследия древнего мира. Передовым мыслителям 18 в. Древние греки казались идеалом гармонически развитых людей, к которому надо стремиться в процессе воспитания. С этого времени основной задачей К. О. Становится развитие мышления, эстетических вкусов, формирование мировоззрения. В связи с этим в учебных планах гимназий и аналогичных им средних учебных заведений (латинских школ, грамматических школ (См. Грамматические школы), лицеев и т.п.) довольно значительное место стала занимать математика, изучение которой наряду с изучением грамматики древних языков считалось главным средством формального образования. В учебный план гимназий были включены также родной язык, история, география, в небольшом объёме — естественные науки.
К. О. Стало рассматриваться исключительно как подготовительное к получению университетского и превратилось в главный вид среднего образования. Таким К. О. Сохранилось в большинстве стран Европы и Америки без существенных изменений до конца 19 в. В настоящее время классические лицеи имеются во Франции и Италии, классические гимназии — в ФРГ, классические отделения в некоторых грамматических школах — в Великобритании, есть классические средние школы в Бельгии, Бразилии и др. Однако в чистом виде К. О. Не встречается уже нигде. В учебные планы школ входят различные предметы, главным образом гуманитарные, хотя изучаются и предметы естественно-математического цикла. На изучение древних языков отводится, например, в классических лицеях Италии около 28% общего времени, на классических отделениях средних школ в ГДР — 12%.
В России идеи К. О. Начали распространяться с 17 в., когда появились греко-латинские школы, открылись Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии. В 18 в. В России были открыты первые гимназии — при Академии наук в Петербурге (1726), при Московском университете (1755) и в Казани (1758). Они носили смешанный характер, и в их работе можно легко обнаружить черты, свойственные как школам формально-грамматических, так и неогуманистических направлений со значительной примесью элементов реально-практического образования. Государственные гимназии, как тип общеобразовательной средней школы были созданы в России по Уставу 1804, и с ними связана дальнейшая история К. О. Первые гимназии давали не узкоклассическое образование, на изучение латинского языка в них отводилось только 13% учебного времени.
Тенденция к усилению К. О. В духе неогуманизма наметилась в процессе подготовки гимназического устава 1828, по которому удельный вес древних языков в учебных планах значительно увеличился (в гимназиях с одним латинским языком — 17% учебного времени, в гимназиях с 2 языками — 30% на оба). Усиление К. О. Шло параллельно с усилением сословного начала в русской средней школе. Древние языки превратились в барьер, закрывавший доступ в средние школы детям непривилегированных сословий. По Уставу 1864 предусматривалось создание наряду с классическими гимназиями также реальных. Однако по-прежнему только К. О. Считалось полноценным, дающим достаточную подготовку для поступления в университет. Для 2-й половины 19 в. Характерна борьба между сторонниками 2 типов среднего образования — классического и реального (см.
Реальное образование). К сторонникам последнего относились революционные демократы, К. Д. Ушинский и его последователи, большинство прогрессивно настроенных людей. При реакционном министре народного просвещения Д. А. Толстом (1866—80) К. О. Было вновь дано формально-грамматическое направление. Ценность изучения древних языков правительственные круги усматривали только в развитии формального мышления учащихся, в отвлечении их от актуальных проблем современности. Древние языки считались средством, которое может задержать развитие материалистических воззрений. Оторванное от жизни, К. О. Вызывало недовольство во всех кругах общества. В результате в начале 20 в. Было несколько сокращено количество учебных часов, отводившихся на изучение латинского языка, в большинстве гимназий было снято преподавание греческого языка.
Однако К. О. Оставалось господствующим типом среднего образования до Великой Октябрьской социалистической революции. Лит. Капнист П., Классицизм, как необходимая основа гимназического образования, в. 2, М., 1900. Зелинский Ф., Древний мир и мы, СПБ, 1903. Паульсен Ф., Исторический очерк развития образования в Германии, пер, с нем., М., 1908. Алешинцев И., История гимназического образования в России, СПБ, 1912. Рождественский С. В., Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX вв., СПБ, 1912. Мижуев П. Г., Главные моменты в развитии западноевропейской школы, М., 1913. Ганелин Ш. И., Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в., 2 изд., М. 1954. Константинов Н. А., Очерки по истории средней школы.
Гимназии и реальные училища с конца XIX в. До февральской революции 1917 г., 2 изд., М., 1956. Э. Д. Днепров.
Дополнительный поиск Классическое образование
На нашем сайте Вы найдете значение "Классическое образование" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Классическое образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 24 символа