Коменский Ян Амос

127

Коменский (Komenský, Comenius) Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Южная Моравия, ‒ 15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608‒10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии ‒ «Театр всех вещей» (1614‒27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612‒56). В 1614 К.‒ учитель братской школы в Пршерове. В 1618‒21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения ‒Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 К. Приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке.

В связи с гонениями со стороны католиков К. Эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1633‒38), подготовил несколько учебников. «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания ‒ «Материнская школа» (1632). К. Усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. В 40-е гг. Опубликовал ряд учебников. В 1650 К. Был приглашен для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы.

Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены К. В сочинении «Пансофическая школа» (1651). Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, К. Применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии К. Закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, К. Продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг.

20 в. Полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966. Итог своей долгой жизни К. Подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668). По своим философским взглядам К. Был близок к материалистическому сенсуализму, который самому К. Представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания ‒ чувства, разум и веру, К. Гл. Значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени ‒ эмпирическую, научную и практическую. К. Считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма. Вместе с тем в определении цели воспитания у К. Отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии. Он говорит о подготовке человека к вечной жизни. Исходя из познаваемости мира, К.

Считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делать вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению К., он должен подчиняться общим ее законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по К., предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Вопросы воспитания и обучения К. Рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику.

Значения в других словарях
Комендор

звание матроса в русском ВМФ (с начала 18 в. До 1917) и некоторых иностранных флотах, специально подготовленного для стрельбы из корабельных орудий. Были звания К. И старшего К.. ..

Коменский

(Komenský, Comenius) Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Южная Моравия, — 15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе (См. Братские школы), в 1608—10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614—27) и начал работу над полным словарём чешского язык..

Комета искусственная

облако паров натрия, выпускаемое с борта космической ракеты в определенной точке ее траектории. Служит для осуществления оптических наблюдений за полетом ракеты и определения параметров ее траектории, а также для различных научных исследований. Пары натрия, находящиеся в облаке К. И. В атомарном состоянии интенсивно рассеивают солнечный свет определенной длины волны, что позволяет, используя светофильтры, наблюдать К. И. Даже на сравнительно ярком фоне неба. К. И. Были образованы при полетах 1-..

Кометарные туманности

небольшие (поперечник около 1 Парсека) галактические туманности с непрерывным спектром излучения, как правило, имеющие форму кометы. В голове такой «кометы» обычно расположена молодая звезда (типа Т Тельца), излучение которой обеспечивает свечение туманности. Наблюдаются также К. Т., имеющие вид двух комет, направленных в противоположные стороны от звезды. Глобулы со светлым ободком, в центре которой находится звезда, и др. Предполагается, что К. Т. Образовались из характерных газово-пылевых вк..

Дополнительный поиск Коменский Ян Амос Коменский Ян Амос

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Коменский Ян Амос" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Коменский Ян Амос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 17 символа