Коменский Ян Амос
Коменский (Komenský, Comenius) Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Южная Моравия, ‒ 15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608‒10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии ‒ «Театр всех вещей» (1614‒27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612‒56). В 1614 К.‒ учитель братской школы в Пршерове. В 1618‒21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения ‒Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 К. Приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке.
В связи с гонениями со стороны католиков К. Эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1633‒38), подготовил несколько учебников. «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания ‒ «Материнская школа» (1632). К. Усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. В 40-е гг. Опубликовал ряд учебников. В 1650 К. Был приглашен для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы.
Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены К. В сочинении «Пансофическая школа» (1651). Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, К. Применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии К. Закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, К. Продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг.
20 в. Полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966. Итог своей долгой жизни К. Подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668). По своим философским взглядам К. Был близок к материалистическому сенсуализму, который самому К. Представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания ‒ чувства, разум и веру, К. Гл. Значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени ‒ эмпирическую, научную и практическую. К. Считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма. Вместе с тем в определении цели воспитания у К. Отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии. Он говорит о подготовке человека к вечной жизни. Исходя из познаваемости мира, К.
Считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делать вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению К., он должен подчиняться общим ее законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по К., предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Вопросы воспитания и обучения К. Рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику.
Дополнительный поиск Коменский Ян Амос
На нашем сайте Вы найдете значение "Коменский Ян Амос" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Коменский Ян Амос, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 17 символа