Коменский

86

(Komenský, Comenius) Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Южная Моравия, — 15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе (См. Братские школы), в 1608—10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614—27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612—56). В 1614 К.— учитель братской школы в Пршерове. В 1618—21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения —Т. Кампанеллы (См. Кампанелла), Х. Вивеса и др. В 1627 К. Приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке.

В связи с гонениями со стороны католиков К. Эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1633—38), подготовил несколько учебников. «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). К. Усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. В 40-е гг. Опубликовал ряд учебников. В 1650 К. Был приглашен для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы.

Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены К. В сочинении «Пансофическая школа» (1651). Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, К. Применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии К. Закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, К. Продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг.

20 в. Полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966. Итог своей долгой жизни К. Подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668). По своим философским взглядам К. Был близок к материалистическому сенсуализму, который самому К. Представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания — чувства, разум и веру, К. Гл. Значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени — эмпирическую, научную и практическую. К. Считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма. Вместе с тем в определении цели воспитания у К. Отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии. Он говорит о подготовке человека к вечной жизни. Исходя из познаваемости мира, К.

Считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делать вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению К., он должен подчиняться общим ее законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по К., предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Вопросы воспитания и обучения К. Рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику (См. Дидактика) он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. К. Призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который К. Толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у К. Вытекали и основные требования к обучению. Начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. К. Был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. К. Полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.).

Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения. Стремясь сделать образование доступным всем детям, К. Разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. К. Разработал единую школьную систему. Материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии К.

Вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» (См. Семь свободных искусств) естествознание, историю, географию). К. Изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», К. В «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь. В большинстве педагогических работ К. Содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по К. Должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

К. Оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. Соч. Dílo, sv. 1—2, 17, Praha, 1969—71 (изд. Продолжается). Listy přátelům a přiznivcům, Praha, [1970]. В рус. Пер.— Избр. Соч., ч. 1—3, Ревель, 1892—97. Избр. Педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1—2, М., 1902—11. Избр. Педагогические сочинения, т. 1—3, М., 1939—41. Избр. Педагогические сочинения, М., 1955. Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов, М., 1768. Лит. Красновский А. А., Я. А. Коменский, М., 1953. Материалы науч. Сессии АПН РСФСР, посвященной 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я.

А. Коменского (13—14 декабря 1957 г.), М., 1959. Альт Р., Прогрессивный характер педагогики Коменского, пер. С нем., М., 1959. Лордкипанидзе Д., Ян Амос Коменский, М., 1970. KvačaIa J., J. A. Comenius. Sein Leben und seine Schriften, B., 1892. Heyberger A. J. A. Comenius (Komenský). Sa vie et son oeuvre d 'éducation. P., 1928. Novák J., Hendrich J., J. A. Komenský. Jeho život a spisy, Praha, 1932. Young R. F., Comenius in England, Oxf., 1932. Kopecký J., Patočka J., Куrašek J., J. A. Komonský. Nástin života a díla, Praha, 1957. Kurdybacha Ł., Działałnošć Jana Amosa Komenskiego w Polsce, Warsz., 1957. Sesja naukowa w Lesznie w czterechsetna rocznica powstania Gimnazjum_ i w trzechsetna wydania «Opera didactica omnia» J. A. Komeńskiego, red. Kurdybacha, Wrocław — Warsz., 1957.

Soupis del J. A. Komenského v ćeskoslovenských knihovnách, archivech a museJich, Praha, 1959. Schaller K., Die Pädagogik des Johann Amos Comenius und die Anfänge des pädagogischen Realismus im 17. Jahrhundert, Hdlb., 1962. «Acta Comeniana», Archiv pro bádání о životé о díle Jana Amose Komenského, t. 25, Praha, 1969. Floss P., J. A. Komenský. Od divadia věcí k dramatu člověka, Ostrava, 1970. Kožik F., Svétlo v temnotách. Bolestný a brdinský život J. A. Komenského, [Praha, 1970]. Łibrt С., Bibliografie české historie, t. 5, Praha, 1912, č. 17324—30638. Л. И. Пискунов. Я. Коменский..

Значения в других словарях
Комендантский час

чрезвычайная мера, запрещающая жителям данного населённого пункта появляться на улицах в установленное время суток без особого разрешения. В СССР К. Ч. Допускается лишь в условиях военного положения (См. Военное положение). Вводится с целью охраны порядка, предупреждения возможной диверсионной, разведывательной или иной враждебной деятельности против войск, военных или гражданских органов власти, а также объектов, имеющих военное или промышленное значение. Для поддержания порядка во время К. Ч...

Комендор

звание матроса в русском ВМФ (с начала 18 в. До 1917) и некоторых иностранных флотах, специально подготовленного для стрельбы из корабельных орудий. Были звания К. И старшего К.. ..

Коменский Ян Амос

Коменский (Komenský, Comenius) Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Южная Моравия, ‒ 15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608‒10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии ‒ «Театр всех вещей» (1614‒27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокрови..

Комета искусственная

облако паров натрия, выпускаемое с борта космической ракеты в определенной точке ее траектории. Служит для осуществления оптических наблюдений за полетом ракеты и определения параметров ее траектории, а также для различных научных исследований. Пары натрия, находящиеся в облаке К. И. В атомарном состоянии интенсивно рассеивают солнечный свет определенной длины волны, что позволяет, используя светофильтры, наблюдать К. И. Даже на сравнительно ярком фоне неба. К. И. Были образованы при полетах 1-..

Коменский

КОМЕНСКИЙ (Komensky) Ян Амос (1592 - 1670), чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. Основоположник дидактики. Разработал дидактические принципы всеобщего обучения на родном языке и единой школьной системы. Труды. "Великая дидактика" (1633 - 38), "Открытая дверь к языкам" (1632), "Мир чувственных вещей в картинках" (1658) и другие.. ..

Коменский

(Ян-Амос, латинизирован. Comenius) — знаменитый "отец новой педагогики", род. 28 марта 1592 г. В моравском городке Угорском Броде. Отец его, Мартин, чех из местечка Комны, принадлежал к "общине чешских братьев", этому лучшему выражению гуситства. Осиротев еще в детстве, К. Был отдан под опеку родственников. Но последние не заботились об его воспитании. По собственному желанию он поступил в 1608 г. В латинскую школу. Но К. Мало приобрел здесь. Школа давала скудные знания, преподаваемые притом нер..

Коменский

(Komenský), Ян Амос (28.III.1592 - 15.XI.1670) - чеш. Мыслитель-гуманист, педагог, писатель. В 1610-13 учился в Херборнском и Гейдельбергском ун-тах. В 1614 возвратился в Чехию. В 1628 в период разгула феод.-католич. Реакции вынужден был навсегда покинуть Чехию. К. - основатель демократич. Педагогич. Системы, в к-рой выступал с критикой схоластичности, подчеркивал значение наглядности, последовательности, систе- матичности, сознательности обучения. Гл. Условием успешного обучения считал необходи..

Дополнительный поиск Коменский Коменский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Коменский" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Коменский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 9 символа