Концептуализм
(от лат. Сопсерtus — мысль, понятие) термин, используемый для обозначения философских направлений, занимающих промежуточное положение между средневековым Реализмом и Номинализмом в решении проблемы универсалий. Исторически К. Возник как направление ранней схоластики (См. Схоластика) (11—12 вв.), стремившееся сочетать основные постулаты широко распространённого в то время неоплатоновского реализма (см. Неоплатонизм) с метафизикой аристотелизма, приобретавшей всё большее влияние среди представителей теологической ортодоксии. В философии этого периода доминируют две основные проблемы универсалий. Онтологическая, поставленная Платоном, — о реальном (объективном) существовании общего (единого) «до и помимо» единичных вещей, и методологическая, поставленная Аристотелем, — об общем (едином) как основе Доказательства.
Классическим примером концептуалистского решения этих проблем считается теория универсалий П. Абеляра (заимствованная им по существу у Ибн Сины (См. Ибн Сина)), согласно которой универсалии существуют до сотворённой природы в божественном разуме в качестве «концептов» бога и прообразов единичных вещей. Универсалии существуют в единичных вещах как их реальное сходство или их тождественность прообразу (тождественное одному и тому же тождественно между собой). Наконец, универсалии существуют после единичных вещей в уме познающего как результат абстрагирования сходных свойств в форме понятий. В поздней схоластике близкой к такой трактовке универсалий была позиция Иоанна Дунса Скота (См. Иоанн Дунс Скот) и в особенности Фомы Аквинского (См.
Фома Аквинский). Схоластический К. Является по существу теистическим. Общее не самосуще, как у Платона, и не сотворено в «вещном мире», как у Аристотеля. Лежащее в основе доказательств фактическое единообразие природы и логоса уже предполагает общее (в божественном разуме) как источник этого единообразия или как его форму (предустановленная гармония). Позднее, уже в новое время, когда интерес к указанным выше проблемам ослабевает и в философских системах значительное место начинает занимать психологическая проблема образования общих понятий, К. Постепенно утрачивает характер философско-теологической доктрины и становится одним из принципов теории познания (См. Теория познания), согласно которому общее рассматривается только как результат абстракции (См.
Абстракция). См. Также Универсалии. Лит. Виндельбанд В., Введение в философию, пер. С нем., М., 1908. Штекле А., История средневековой философии, пер. С нем., М., 1912. Юнг К. Г., Психологические типы, пер. С нем., М., 1924. История философии, т. 1, М., 1940. Рассел Б., История западной философии, пер. С англ., М., 1959. Котарбиньский Т., Спор об универсалиях в средние века, Избр. Произв., пер. С польского, М., 1963, с. 410—415. М. М. Новосёлов.
Дополнительный поиск Концептуализм
На нашем сайте Вы найдете значение "Концептуализм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Концептуализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 13 символа