Концептуализм

186

КОНЦЕПТУАЛИЗМ (лат. Conceptus - понятие) - умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomma) соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии (conceptus). Фундирующие К. Идеи впервые были высказаны еще в рамках стоицизма. В качестве особого направления философской мысли К. Конституируется в контексте такой ветви средневековой философии, как схоластика. Основоположник - Петр Абеляр. Наиболее последовательный представитель - Иоанн Солсберийский.

К. Абеляра оформляется под воздействием взглядов двух его учителей - Росцелина и Гийома из Шампо, т.е. Наиболее радикальных выразителей позиций номинализма и - соответственно - реализма. Преодолевая крайности последних, Абеляр полагает невозможным считать универсалии ни субстанциальными сущностями вещей (ибо в этом случае необходимо было бы выводить альтернативные акциденции из единой субстанции. Например, телесность и духовность из сущности человека), ни только звучанием голоса, flatus vocis (ибо даже имена представляют собой не просто звук, vox, но семантически наполненное слово - sermo). Таким образом, универсалии не воплощены в вещь субстанциально, но в последней присутствуют признаки, выражающие не только истинную сущность вещи, но и частные ее проявления, - именно эти признаки позволяют отнести вещь к тому или иному множеству, выражаемому универсалией как именем.

По Абеляру, универсалия как общее понятие есть результат деятельности человеческого ума, обобщающего реальные свойства (признаки) вещей, характеризуемых одним и тем же "состоянием" (status), и при анализе процесса возникновения уни версалий Абеляр делает акцент на чувственном опыте, не выделяя его, однако, из общесинкретической познавательной процедуры в качестве самостоятельного этапа или - тем более - акта. Непосредственно в сенсорном процессе ум отвлекается от сугубо индивидуальных и неповторяемых свойств объекта, адсорбируя интегральные признаки, позволяющие объединять вещи в тот или иной status. Иначе говоря, универсалии оформляются в чувственном опыте посредством абстрагирования. В отличие от Абеляра, Иоанн Солсберийский, чьи взгляды оформились во многом под воздействием Цицерона и античного скептицизма, проанализировав все представленные в схоластике варианты решения проблемы универсалий, высказывает мнение о ней как об основополагающей для философии, а потому не имеющей финального решения.

Полагая модель К. Наиболее приемлемым вариантом ее интерпретации, Иоанн Солсберийский придерживался именно ее, не считая, однако, вопрос закрытым и допуская возможность плюрализма иных его решений. Предполагая наличие трех источников достоверного знания (чувства, разум и вера), он дифференцирует в рамках К. Предложенный Абеляром когнитивный синкретизм, фиксируя не только специфические познавательные функции как чувственно-опытного, так и рационально-логического ("диалектического") познания, но и необходимую взаимодополняемость эмпирических и рационально-теоретических источников знания. "если диалектика облегчает изучение других наук, то, оставшись наедине с собой, она становится бессильной и бесплодной.

Ибо если нужно оплодотворить душу для того, чтобы принести плоды философии, она должна зачать извне". Этот значимый для разворачивания гносеологической проблематики импульс дифференциации сохраняется и в философии Нового времени. К. Не только был развит новоевропейской философией (Локк, Гельвеции, Кондильяк), но и послужил также основой становления гносеологической программы синтеза уже концептуально конституировавшихся эмпиризма и рационализма, предусматривающей сенсорный способ получения исходных данных опыта и их последующую комбинаторику и обобщение рациональным путем. Таким образом, универсалии являются в контексте данной парадигмы результатом деятельности "разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним именами" (Локк).

В этой проекции К. Может быть оценен не только как умеренный вариант номинализма, но и как парадигмальная установка, объективно задающая перспективу снятия альтернативы реализм - номинализм, задавая более конструктивный синтетический метод решения проблемы общих понятий. См. Также. УНИВЕРСАЛИИ, НОМИНАЛИЗМ..

Значения в других словарях
Концептуализм

(от лат. Сопсерtus — мысль, понятие) термин, используемый для обозначения философских направлений, занимающих промежуточное положение между средневековым Реализмом и Номинализмом в решении проблемы универсалий. Исторически К. Возник как направление ранней схоластики (См. Схоластика) (11—12 вв.), стремившееся сочетать основные постулаты широко распространённого в то время неоплатоновского реализма (см. Неоплатонизм) с метафизикой аристотелизма, приобретавшей всё большее влияние среди представител..

Концептуализм

КОНЦЕПТУАЛИЗМ - направление средневековой схоластической философии. См. Номинализм, Универсалии.. ..

Концептуализм

КОНЦЕПТУАЛИЗМ, направление средневековой схоластической философии. Смотри Номинализм>, Универсалии>.. ..

Концептуализм

Авангардизм. ..

Концептуализм

Направление средневековой схоластической философии. См. Номинализм, Универсалии.. ..

Концептуализм

М.Направление средневековой схоластической философии, отрицавшее реальное существование общих понятий независимо от единичных вещей, но считавшее их лишь словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных вещей.. ..

Концептуализм

КОНЦЕПТУАЛИ́ЗМ -а. М. [лат. Conceptus - понятие, мысль, представление]. ..

Концептуализм

Концептуализма, мн. Нет, м. (филос.). Средневековая философская теория, признававшая в человеческом уме наличие концептов, в противоп. Номинализму, отрицавшему их существование.. ..

Концептуализм

Направление в западном и отечественном искусстве 1960-1980-х годов, исходящее из примата идеи над материей, идею воспринявшей. Слова — над визуальностью, если только это не визуальность «слов, слов, слов», тщету которых исстари напрасно обличали таланты от Шекспира до Далиды.. ..

Концептуализм

- (от лат. Conceptus - мысль, представление) - одно из постмодернистских (см. Постмодернизм) течений в прозе и поэзии последней трети ХХ века, возникшее как эстетическая реакция на социалистический реализм, на искусство эпохи застоя. К. Имеет дело не с образами, а с идеями. Автор-концептуалист оперирует сложившимися в советский период идеологическими штампами (концептами), т. Е. "затертыми до дыр советскими текстами или лозунгами, речевыми или визуальными клише" (В. Руднев), а также известными ф..

Концептуализм

См. Схоластика.. ..

Концепт

КОНЦЕПТ (лат. Conceptus - понятие) - содержание понятия в отвлечении от языковой формы его выражения. К. Актуализирует отраженную в понятии онтологическую его составляющую. Р. Карнап поместил К. Между языковыми выражениями и соответствующими им денотатами (предметами). Определенным образом упорядоченный и иерархизи-рованный минимум К. Образует концептуальную схему, нахождение требуемых К. И установление их связи между собой образует суть концептуализации. К. Функционирут внутри сформированной ко..

Концептуализация

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ - процедура введения онтологических представлений в накопленный массив эмпирических данных. Первичная теоретическая форма, обеспечивающая теоретическую организацию материала. Схема связи понятий, отображающих возможные тенденции изменения референтного поля объектов, позволяющая продуцировать гипотезы об их природе и характере взаимосвязей. Способ организации мыслительной работы, позволяющей двигаться от материала и первичных теоретических концептов ко все более и более абстрактн..

Коперник

КОПЕРНИК (Kopernik, Copernicus) Николай (1473-1543) - польский мыслитель эпохи Возрождения, основатель научной астрономии, обосновавший гелиоцентрическую систему мира. Избранный каноником Вармийской коллегии священников, К. Много лет не исполнял церковных обязанностей, повышая образование (философия, право, медицина, астрономия) в университетах Кракова, Болоньи, Падуи (К. Слушал лекции Помпонацци) и Феррары. Оборудовав во Фром-борке (Фрауэнбурге) обсерваторию, прожил в ней почти 30 лет. В резуль..

Копиевич

КОПИЕВИЧ (Копиевский) Илья Федорович (ок. 1651-1714) - белорусско-русский издатель учебных книг, писатель, мыслитель. Подростком во время войны похищен и увезен в Россию. По возвращению учился в Слуцкой кальвинистской школе, стал в ней преподавателем. Уехал из-за преследований иезуитов в Голландию, где занимался изданием учебников. Переписывался с Лейбницем, который предлагал К. Сотрудничество в его научно-издательских, просветительских программах. В Амстердаме познакомился с Петром Первым, служ..

Концептуализм

(лат. Conceptus — понятие) — умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomina) соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии (conceptus). Фундирующие К. Идеи впервые были высказаны еще в рамках стоицизма. В ка..

Концептуализм

КОНЦЕПТУАЛИЗМ. ..

Дополнительный поиск Концептуализм Концептуализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Концептуализм" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Концептуализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 13 символа